Решение по делу № 2-380/2024 от 11.03.2024

                                                                                                              Дело № 2-380/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        05 июня 2024 года                                                                                                п.Заиграево

                         Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цыденжаповой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Заиграевского района РБ к муниципальному казенному учреждению «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район», Тулоновой Надежде Борисовне о признании недействительным договора

                        при участии в заседании:

                        истец: Норбоева Д.Э., старший помощник прокурора Заиграевского района

                        третье лицо: Винокурова Л.Н., глава

                        УСТАНОВИЛ:

                        Заместитель прокурора Заиграевского района РБ обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район», Тулоновой Надежде Борисовне о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 1261 кв.м., расположенный     по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» и Тулоновой Н.Б.; привести стороны в первоначальное положение, обязав Тулонову Н.Б. возвратить земельный участок с кадастровым номером , площадью 1261 кв.м., расположенный     по <адрес>, в распоряжение МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» с внесением в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих записей о регистрации права муниципальной собственности администрации муниципального образования «Заиграевский район» Республики Бурятия на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1261 кв.м., расположенный     по <адрес>, и прекращении записи о регистрации за Тулоновой Н.Б. права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1261 кв.м., расположенный по <адрес>; взыскать с МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» в пользу Тулоновой Н.ЬБ. полученную по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере 7629 рублей 93 копейки.

                        В обоснование исковых требований указали, что в нарушение п.1 ч.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ извещение о предоставлении земельного участка Тулоновой Н.Б. для индивидуального жилищного строительства не опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка.

                        Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, администрация МО СП«Дабатуйское».

                        Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО «Заиграевский район».

                        В судебном заседание представитель истца –старший помощник прокурора Заиграевского района Норбоева Д.Э. исковые требования в части приведения сторон в первоначальное положение уточнила, просила суд применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером , площадью 1261 кв.м, расположенный по <адрес> в распоряжение муниципального образования «Заиграевский район».

                        Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

                        От Тулоновой Н.Б. поступили письменное возражение на исковое заявление, в котором она просила в удовлетворении иска отказать, поскольку она действовала добросовестно, все необходимые документы были ей предоставлены своевременно. Само нарушение требования законодательства при заключении сделки не свидетельствует о нарушении публичных интересов. Кроме того, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, без намерения причинить вред другому лицу.

                        Глава АМО СП «Дабатуйское» Винокурова Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что на сайте поселения информацию о том, что обратилась Тулонова Н.Б. с заявлением о предоставлении земельного участка не размещали. Кроме того, о том, что данный участок предоставляется Тулоновой Н.Б. не знали, администрация МО «Заиграевский район» с поселением ничего не согласовала. Спорный земельный участок расположен на пересечении четырех автомобильных дорог, через данный участок проходит дорога к лечебному источнику. Жители с. Эрхирик обратились с жалобами, что дороги перекрыты.

                         Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, администрация МО «Заиграевский район» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

                        Суд, руководствуясь статьями 167, 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке заочного производства, о чем вынесено протокольное определение.

                        Выслушав представителя истца, представителя АМО СП «Дабатуйское», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

                        В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

                        В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

                        Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

                        На основании пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено без проведения торгов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.

                        Пунктом 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

                        Пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

                        Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.

                        Из пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

                        В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

                        Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Тулонова Надежда Борисовна обратилась в МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» с заявлением о согласовании предоставления земельного участка в собственность, площадью 1261 кв.м., расположенного по <адрес>

                        ДД.ММ.ГГГГ в газете «Вперёд» опубликовано объявление о выделении земельного участка, расположенного по <адрес> условный кадастровый номер , с предложением заинтересованным в земельном участке людям, обратиться в течении 30 дней с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

                        ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации МО «Заиграевский район» опубликовано извещение о выделении земельного участка, расположенного по <адрес>, условный кадастровый номер , с предложением заинтересованным в земельном участке людям, обратиться в течении 30 дней с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка.

                        ДД.ММ.ГГГГ на основании решения предварительно согласовано предоставление в собственность Тулоновой Н.Б. земельного участка по <адрес>, общей площадью 1261 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, ограничение в использовании: охранная зона транспорта. Утверждена схема расположения границ земельного участка нам кадастровом плане, имеющим следующие характеристики: местоположение: <адрес>, условный кадастровый номер земельного участка , ориентировочная площадь земельного участка 1261 кв.м, территориальная зона- жилая зона, согласно правил землепользования и застройки МО СП «Дабатуйское».

                        ДД.ММ.ГГГГ Тулонова Н.Б. обратилась в МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.

                        ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» (продавец) и Тулоновой Надеждой Борисовной (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по <адрес>, площадью 1261 кв.м., кадастровый номер . Стоимость земельного участка составила 7629,93 рубля. Этой же датой подписан передаточный акт.

                        Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 03:06:450108:969,т расположенный по <адрес> принадлежит на праве собственности Тулоновой Надежде Борисовне с ДД.ММ.ГГГГ.

                        В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

                        Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ определено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

                        Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

                        В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ). В данном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечислены в качестве примера некоторые сделки, которые в силу прямого указания закона отнесены к ничтожным сделкам.

                        Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы, например сделка о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделка о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 5 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

                        Из изложенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу сделка, не соответствующая требованиям закона, является оспоримой, ничтожной такая сделка является тогда, когда она еще и посягает на публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, нарушен явно выраженный запрет, установленный законом) либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

                        Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением истец указывает, что ответчиком нарушена процедура выделения земельного участка без проведения торгов.

                        Представитель ответчика МКУ ««Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» в ходе подготовки дела к судебному разбирательству пояснила, что извещение было опубликовано в газете «Вперед» и на официальном сайте МКУ «КАИЗО» в сроки, установленные ст. 39.18 ЗК РФ. На сайте АМО СП «Дабатуйское» извещение не публиковалось. Кроме того, из ее пояснений следует, что на сайте АМО «Заиграевский район» извещение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в дальнейшем дата публикации изменена на ДД.ММ.ГГГГ

                        Вместе с тем, данный факт не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

                          Согласно уставу МО СП «Дабатуйское» официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газетете «Вперед» и дублируется на официальном сайте администрации муниципального образования сельского поселения «Дабатуйское» Заиграевского района Республики Бурятия.

                        Согласно информации Управления Росреестра по РБ земельный участок с кадастровым номером образован из земель, право государственной собственности на которые не разграничено. Право муниципальной собственности зарегистрировано не было.

                        Согласно ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пп. 1 и 6 ч. 2).

                        В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

                        Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подп. 1 и 2 п. 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278).

                        Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: вид, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

                        Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

                        В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.

                        Таким образом, регистрирующему органу предоставлено полномочие по проведению правовой экспертизы документов и проверке законности сделки на соответствие требованиям действующего законодательства.

                        Из письменно отзыва Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на исковое заявление следует, что поскольку в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права собственности Тулоновой Н.Б. на основании договора купли- продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следовательно правовая экспертиза документов и законность сделки регистратором проведена, нарушений действующего законодательства не выявлено.

                        Вместе с тем, проверить дату публикации извещения на официальном сайте МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» не представляется возможным в виду того, что сайт заблокирован, без восстановления.

                        Тот факт, что публикация извещения о выделении спорного земельного участка произведена на сайте администрации МО «Заиграевский район» ДД.ММ.ГГГГ, не отрицался ответчиком. Как и не отрицался факт отсутствия публикации на сайте МО СП «Дабатуйское».

На основании изложенного, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 1261 кв.м., расположенный     по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» и Тулоновой Н.Б является недействительным поскольку спорный земельный участок предоставлен Тулоновой Н.Б. с нарушением положений земельного законодательства, что выразилось в не обеспечении опубликования извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте АМО СП «Дабатуйское», АМО «Заиграевский район» в с соблюдением тридцатидневного срока подачи заявок.

Отсутствие оснований для заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с Тулоновой Н.Б., повлекло нарушение принципов публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка, создало необоснованные преимущества для Тулоновой Н.Б., и нарушило права и законные интересы лиц потенциально претендующих на данный земельный участок.

                        На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

    Исковые требования заместителя прокурора Заиграевского района РБ удовлетворить.

    Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 1261 кв.м., расположенного     по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» и Тулоновой Надеждой Борисовной.

    Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером , площадью 1261 кв.м., расположенного по <адрес>, в распоряжение МО «Заиграевский район».

    Взыскать с МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район» (ОГРН 1020300581905, ИНН 0306010863) в пользу Тулоновой Надежды Борисовны полученную по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере 7629 рублей.

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.             Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

    Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                                         С.И. Минеева

2-380/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Заиграевского района РБ Доржиева А.С.
Ответчики
Тулонова Надежда Борисовна
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" администрации муниципального образования "Заиграевский район"
Другие
Администрация МО СП "Дабатуйское"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
Суд
Заиграевский районный суд Республики Бурятия
Судья
Минеева С.И.
Дело на странице суда
zaigraevsky.bur.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2024Подготовка дела (собеседование)
16.04.2024Подготовка дела (собеседование)
16.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.06.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024Дело оформлено
08.10.2024Дело передано в архив
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее