дело № 2а-1325/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
30 июня 2020 года г.Челябинск
Курчатовский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Челябинска Челябинской области РІ составе председательствующего Р›.Р’. Ркаевой, РїСЂРё секретаре Рџ.Рђ.Бояршиновой, рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ общества СЃ ограниченной ответственностью "Перспектива" Рє Прокуратуре Курчатовского района Челябинска Рѕ признании недействительным представления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее ООО «Перспектива»), полагая незаконным представление прокуратуры Курчатовского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №ж-19 об устранении нарушений, обратилось в суд с административным иском по основаниям ст. 218 КАС РФ о признании недействительным указанного представления. Требования основаны на том, что ООО «Перспектива», являясь застройщиком жилого дома по адресу г. Челябинск, Комсомольский пр-т, <адрес>, установила знаки дорожного движения на придомовой территории, в соответствии с изменениями, внесенными в ДД.ММ.ГГГГ года в проект раздела ПЗУ, шифр, <данные изъяты>. Административный истец не согласен с вынесенным представлением, поскольку в нем указан формальные ссылки на нормы Жилищного кодекса РФ и не приведены ссылки на нарушение застройщиком конкретных правовых норм ( л.д.7).
Р’ судебном заседании представитель административного истца Р¤РРћ4 РЅР° РёСЃРєРµ настаивала РІ полном объеме. Ранее поясняла РІ судебном заседании 16-ДД.РњРњ.ГГГГ, что знаки поставлены СЃ целью соблюдения пожарной безопасности. РќР° сегодняшний день полагает, что земельный участок РІ пользование собственников РњРљР” РЅРµ передан, так как согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренде, застройщик несёт бремя содержания Рё С‚.Рґ. Договор аренды между застройщиками Рё муниципалитетом должен быть прекращен. Право собственности Сѓ собственников возникает СЃ момента регистрации Рё постановки РЅР° кадастровый учёт. Знаки установлены, потому что РѕРЅРё были предусмотрены проектом. Дом частично находится РІ эксплуатации. Дорожные знаки установлены только РЅР° пожарном проезде, это было предусмотрено проектом. Считает требования прокуратуры незаконными.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Курчатовского района Рі. Челябинска Рё Кутейников Р.Р’., подписавший обжалуемое представление, будучи заместителем РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Курчатовского района Рі. Челябинска, РІ судебном заседании участия РЅРµ принимали, извещены надлежаще.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Жинжина Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Поддержала представленный в материалы дела письменный отзыв. По существу спора в судебном заседании 16-ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что обжалуемым представлением не нарушены права истца. Знаки прилегающей территории установлены без согласования, без получения разрешительной документации на установку этих знаков. Установка дорожных знаков нарушает права пользователей, данная установка незаконна, жильцы дома не имеют возможности использовать стоянку. Граждане привлекаются к административной ответственности без законных оснований.
Представитель заинтересованного лица администрации Курчатовского района РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Челябинске Р¤РРћ6 полагала разрешение СЃРїРѕСЂР° РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства (далее Минстрой) РїРѕ Челябинской области РІ судебном заседании участия РЅРµ принимал. Ранее РІ судебном заседании 16-ДД.РњРњ.ГГГГ представитель Р¤РРћ7 поддержала представленный отзыв РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявлению. РџРѕ существу СЃРїРѕСЂР° пояснила, что РїРѕ изменениям РІ проект РІ Минстрой РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ СЃ письмами РѕС‚ главного инженера, что соответствует пунктам, РґРѕ внесения изменений РІ письменном РІРёРґРµ РІ проект. Считает, что предписание Р“РБДД РЅРµ выполнено. Застройщик может сам внести изменения РІ проект, только РІ Минстрой должно быть направлено РїРёСЃСЊРјРѕ, если Р¶Рµ его нет, то РѕРЅРё считают данные изменения РЅРµ законными. РџСЂРё выходе РЅР° проверку было установлено наличие дорожных знаков, которые РЅРµ отображены РІ проекте. Первоначально РІ Минстрое был проект СЃ отсутствием дорожных знаков.
Представитель Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Челябинску РІ судебном заседании участия РЅРµ принимал РїСЂРё надлежащем извещении. Р’ судебном заседании ДД.РњРњ.ГГГГ заинтересованного лица Р“РБДД Р¤РРћ8 РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Челябинску поступило обращение РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ установки дорожных знаков Р·РѕРЅС‹ действия СЃ ограничением эвакуации. Была проведена проверка Рё выявлены нарушения Сѓ <адрес> РїРѕ Комсомольскому проспекту, Р° именно: дворовая территория РЅРµ была огорожена, РЅРѕ были установлены знаки. Нарушение выявилось РІ том, что ГОСТом РЅРµ предусмотрена установка данных знаков совместно. РћРћРћ «Перспектива» было выдано предписание РЅР° смену дорожных знаков РІ соответствии СЃРѕ схемой. ФЗ «О безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Рё органов местного самоуправления» РЅРµ запрещено самовольно составлять схемы Рё устанавливать знаки. Там РЅРµ написано, чтобы РѕРЅРё были согласованы. РќР° Р“РБДД СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° было возложено согласование документации, после того как РІ результате реорганизации появилась полиция данную функцию убрали. Претензия Р“РБДД заключалась РІ том, что нельзя было установить 2 знака одновременно.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с гл. 22 КАС РФ, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё подтверждено материалами дела, что заместителем РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Курчатовского района Рі. Челябинска Кутейниковым Р.Р’. ДД.РњРњ.ГГГГ Р·Р° в„– вынесено представление РІ адрес директора РћРћРћ В«РнвестСтрой» РЈРљ РћРћРћ «Перспектива» Р¤РРћ9 РѕР± устранении нарушений федерального законодательства Рё принятию конкретных мер РїРѕ устранению допущенных нарушений закона, РёС… причин Рё условий, РёРј способствующих, обеспечив соблюдение прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РІ частности демонтировать установленные дорожные знаки РЅР° территории <адрес> РІ Рі. Челябинске ( С‚.1 Р».Рґ.162-165).
РР· материалов дела известно, что ДД.РњРњ.ГГГГ государственным инспектором РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Челябинску Р¤РРћ8 РїСЂРё надзоре Р·Р° дорожным движением РїРѕ факту обращения граждан РїРѕ адресу <адрес> было выдано предписание директору РћРћРћ «Перспектива» Р¤РРћ9 демонтировать дорожные знаки 5. 27. В« Р—РѕРЅР° СЃ ограничением стоянки» 8.24 В« Работает эвакуатор», 8.23 В« Фотовидеофиксация». Выполнить установку дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» 8.24 В« Работает эвакуатор» РІ соответствии СЃРѕ схемой организации движения ( С‚.1 Р».Рґ.129).
Согласно разрешению от ДД.ММ.ГГГГ № № жилой дом (1 этап) ( шифр проекта <данные изъяты>), расположенный по адресу г. <адрес> введен в эксплуатацию. Правый пристрой был сдан в эксплантацию ДД.ММ.ГГГГ № ( т.1 л.д.196-203).
РР· письменных пояснений представителя административного истца известно, что РЅР° период рассмотрения СЃРїРѕСЂР° РЅРµ окончено строительство пристроенных помещений РІ РѕСЃСЏС… I-III, РђРљ1-Р“1 ( левый пристрой), подземная стоянка 1 Рё 2 уровней ( этапы 2.2, 2.3, 2.4). РћРћРћ «Перспектива» были разработаны Рё утверждены специальные технические условия РЅР° проектирование, строительство Рё эксплуатацию объекта, РІ части обеспечения пожарной безопасности объекта «жилой комплекс СЃРѕ встроено-пристроенными торгово –офисными помещениями Рё подземной автостоянкой» РїРѕ адресу Рі. Челябинск, Комсомольский РїСЂ-С‚, 80В» Р’ соответствии СЃ РЎРўРЈ проезды для пожарной техники РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ использоваться для стоянки автотранспорта. Законодательством РЅРµ закреплена обязанность застройщика согласовывать установку дорожных знаков РІ федеральными, муниципальными, надзорными органами ( С‚.1 Р».Рґ.179-195).
По сведениям ЕГРН регистрация права собственности юридических и физических лиц на создаваемые помещения указанного МКД производилась с 2014 по 2019 годы ( т.1 л.д.57-111).
РР· материалов дела известно, что земельный участок СЃ кадастровым номером в„– был предоставлен Комитетом РїРѕ управлению имуществом Рё земельным отношениям Рі. Челябинска фонду развития жилищного строительства Рё реконструкции предприятий строительной индустрии Рі. Челябинска В« Монолит -Рнвест» Рє краткосрочную аренду СЃ последующей переуступкой вещного права РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ цессии РћРћРћ «Перспектива» РЎСЂРѕРє аренды установлен РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ ( С‚.1 Р».Рґ.30-49,141-154).
Решением СЃСѓРґСЊРё Курчатовского районного СЃСѓРґР° Рі. Челябинска РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ было оставлено без изменения постановление РїРѕ делу РѕР± административному правонарушении РІ отношении Р¤РРћ10, привлеченной Рє административной ответственности РїРѕ С‡.4 СЃС‚.12.16 РљРѕРђРџ Р Р¤ Р·Р° совершение стоянки транспортного средства РІ Р·РѕРЅРµ действия знака 5.27 В« Р—РѕРЅР° СЃ ограничением стоянки» Сѓ <адрес>. Решением СЃСѓРґСЊРё Челябинского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ постановление инспектора ДПС Р“РБДД РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё решение СЃСѓРґСЊРё Курчатовского районного СЃСѓРґР° Рі. Челябинска РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отношении Р¤РРћ10 отменены ( С‚.1 Р».Рґ.219-223).
РР· материалов дела известно, что застройщиком изменения РІ проект строительства указанного жилого РґРѕРјР°, касающиеся дорожных знаков, были внесены РІ марте –сентябре 2018 РіРѕРґР° СЃРѕ ссылкой РЅР° требования пожарной безопасности. Р’ то Р¶Рµ время Управлением регионального государственного строительного надзора ДД.РњРњ.ГГГГ было выдано предписание РѕР± устранении нарушений РїСЂРё строительстве объекта капитального строительства СЃ указанием 9 позиций нарушения правил пожарной безопасности застройщиком РІ отношении конструкций Рё коммуникаций здания ( С‚.2 Р».Рґ. 33-34).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с 5.1.3. "ГОСТ Р№, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, действие знаков распространяется на проезжую часть, обочину, трамвайные пути, велосипедную или пешеходную дорожки, у которых или над которыми они установлены.
Установка дорожного знака 3.27, запрещающего остановку и стоянку транспортных средств возле жилых домов предполагает наличие площадок для расстановки пожарной и специальной техники.
В силу пункта 4 части 1 и части 2, 4 статья 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно п. 2 части 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.
РР· материалов дела Рё пояснений участников процесса известно, что дорожные знаки установлены РЅР° РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РїРѕ адресу Рі. Челябинск, Комсомольский РїСЂ-С‚, 80 являющейся общим имуществом собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ.
В материалах дела доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме по указанному адресу дали свое согласие на установку спорных дорожных знаков не имеется.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Таким образом представление прокурора в адрес ООО «Перспектива», содержащее требование о его рассмотрении и принятии мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы ООО «Перспектива».
На основании статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, в том числе и путем вынесения представления в адрес лица, допускающего нарушения.
РЎСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что оспариваемое представление является обоснованным Рё вынесено заместителем РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Курчатовского района Рі. Челябинска Кутейникова Р.Р’. РІ рамках установленных законом полномочий.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
отказать обществу СЃ ограниченной ответственностью "Перспектива" РІ признании незаконным представления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Курчатовского района Челябинска Р.Р’.Кутейникова РѕР± устранении нарушений федерального законодательства.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме через Курчатовский районный суд, постановивший решение.
Председательствующий Р›.Р’.Ркаева