Судья Зинина И.В. Дело № 2-132/2021
Докладчик Вегелина Е.П. Дело № 33-6173/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Вегелиной Е.П.
судей Дроня Ю.И., Братчиковой Л.Г.,
при секретаре ГОВ,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 29 июня 2021 года гражданское дело по иску ПАЮ к мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о предоставлении жилого помещения,
поступившее с апелляционной жалобой мэрии <адрес> в лице представителя МАИ на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вегелиной Е.П., объяснения ПАЮ, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец обратился в суд с иском и просил обязать мэрию <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 30 кв.м, за счет средств областного бюджета.
В обоснование своих требований истец указал, что относится к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с указанным иском.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал мэрию <адрес> предоставить ПАЮ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м за счет средств бюджета <адрес>. Взыскал с мэрии <адрес> в пользу ПАЮ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе мэрии <адрес> содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения.
В апелляционной жалобе указано, что <адрес> является органом, полностью ответственным за обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Мэрия <адрес> не имеет возможности и полномочий по приобретению жилых помещений свыше показателей, установленных соответствующими соглашениями.
Считает, что исковые требования заявителя должны быть направлены исключительно к <адрес>. Только Правительство Российской Федерации и <адрес> обладают правом инициативы по выделению субвенций соответствующих бюджетов, направляемых в муниципальные органы для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Мэрия <адрес> данными полномочия не обладает, является лишь техническим исполнителем.
Мэрия <адрес> в данном случае является ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что на основании соответствующих нормативных актов мэрия <адрес> уполномочена только осуществить закупки жилых помещений на предоставленные средства субвенций областного бюджета и передать жилые помещения непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору специализированного найма, то есть мэрия осуществляет только технические процедуры исполнения полномочий, переданных <адрес>. Мэрия <адрес> не является исполнительным органом субъекта, а является муниципальным органом местного самоуправления и не наделена полномочиями по планированию, финансированию и регулированию бюджетных процессов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа жилыми помещениями. В том числе, у мэрии <адрес> отсутствуют полномочия на выделение субвенций для предоставления жилого помещения, как указано в резолютивной части решения суда, так как мэрия <адрес> является только получателем данных субвенций.
Полагает, что решение суда о возложении на мэрию <адрес> обязанности по обеспечению истца жилым помещением, при реальном отсутствии у мэрии <адрес> полномочий, обязанностей и механизма исполнения данного решения, является необоснованным и незаконным.
Кроме того, судом первой инстанции не решена судьба исковых требований к другим ответчикам, а именно правительству <адрес>, министерству труда и социального развития <адрес>, министерству финансов и налоговой политики <адрес>, администрации <адрес>, что также не соответствует требованиям, предъявляемым процессуальным законодательством к решению суда.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ПАЮ родился ДД.ММ.ГГГГ, и его матерью является <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении VI-ET № (л.д.7).
ПОД была признана недееспособной на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
ПЮВ умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти П-ЕТ № (л.д. 13).
Распоряжением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ПЕЮ и ПАЮ определены в учреждение общественного воспитания (л.д. 8).
Приказом администрации <адрес> №-од от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним ПАЮ сохранено право пользования квартирой №а в <адрес> (л.д. 9).
Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, был установлен факт невозможности проживания ПАЮ в <адрес> в <адрес>, в связи с тем, что на каждого зарегистрированного в жилом помещении приходится менее учетной нормы жилья (л.д. 10).
Приказом главы администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 11).
Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ПАЮ является собственником жилого помещения, либо имеет право пользования жилым помещением на условиях социального найма. Право на приватизацию ПАЮ также не использовал. Доказательств обратному суду не представлено. Доказательств тому, что истец утратил право на обеспечение жилым помещением как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и был исключен из соответствующего списка, ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах разрешая спор и постанавливая по делу решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу, что с момента включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии <адрес> возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения за счет средств областного бюджета <адрес>.
Поскольку ПАЮ является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достиг возраста 18 лет, проживает на территории <адрес>, суд посчитал требования истца о предоставлении ему по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, которыми руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы мэрии <адрес> сводятся к тому, что она не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку соответствующими нормативными актами мэрия уполномочена только осуществлять закупки жилых помещений на предоставленные средства субвенций из областного бюджета и передавать их непосредственно указанной категории граждан, к которой отнесен истец, по договорам специализированного найма, т.е. мэрия осуществляет только технические процедуры исполнения полномочий, переданных <адрес>; мэрия <адрес> не является исполнительным органом субъекта, а является муниципальным органом местного самоуправления и не наделана полномочиями по планированию, финансированию и регулированию бюджетных процессов по обеспечению жилыми помещениями, соответственно, принятое по делу решение суда о возложении на мэрию <адрес> обязанности по обеспечению истца жилым помещением, при реальном отсутствии у мэрии <адрес> полномочий, обязанностей и механизма исполнения данного решения, является необоснованным и незаконным.
Приведенные доводы апелляционной жалобы нельзя признать заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей устанавливаются ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем 1 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес> регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.
Согласно подп. "а" п. 52 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в статье 2 настоящего Закона (далее - органы местного самоуправления), наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия): обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе: предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - предоставление гражданам жилых помещений), в том числе осуществление строительства жилых помещений для предоставления гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ.
Как предусмотрено в п. 33 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ настоящим Законом отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных районов и городских округов <адрес>: <адрес>.
В соответствии с Уставом <адрес> представляет муниципальное образование <адрес> - мэрия <адрес>.
При таких обстоятельствах, оснований для освобождения мэрии <адрес> от обязанности по предоставлению истцу жилого помещения из специализированного жилого фонда, которая прямо прописана в Законе, но за счет средств из областного бюджета, не имеется.
Принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного и необоснованного решения, не допущено, выводы суда основаны на доказательствах по делу, исследованных полно и всесторонне, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, оснований для отмены принятого решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи