Решение по делу № 33-13233/2023 от 09.11.2023

Дело № 33-13233/2023

(№ 2-3559/2023)

УИД 59RS0011-01-2023-004346-53

Судья Бурдина И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 12 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Орловой А.Ю., Безматерных О.В.

при секретаре Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Малининой Кристины Павловны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 27.09.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., возражавшей против отмены постановленного решения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Березники обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Малининой К.П. к администрации г. Березники о предоставлении Малининой К.П. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета, выделяемых для этих целей.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Березники в связи с поступившим обращением Малининой К.П. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Малинина К.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Березниковского городского суда от 04.05.2018 одинокая мать М. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Малининой К.П. Постановлением администрации города Березники от 28.04.2020 № 549 Малинина К.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. По состоянию на 09.03.2023 номер очереди – 150. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Малининой К.П. на какие-либо объекты недвижимости.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований: на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Малининой Кристине Павловне, дата года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Березники Пермского края. Датой наступления основания предоставления жилого помещения Малининой К.П. является 14.10.2021. Ответчиком осуществлялись действия по обеспечению Малининой К.П. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные законодательством сроки не нарушены. Ответчик своевременно исполнил все действия, в результате которых Малинина К.П. включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, ежеквартально направляется в Министерство социального развития Пермского края. Малининой К.П. не отказано в предоставлении жилья, она не утратила право на получение жилья в установленном законом порядке. По состоянию на 15.09.2023 в муниципальном образовании «Город Березники» на учете в целях обеспечения жильем состоят 298 детей-сирот. По закону дети-сироты обеспечиваются жильем в порядке очередности, исходя из даты наступления оснований для предоставления жилья. Ответчиком направлены запросы в адрес Министерства строительства Пермского края о необходимости увеличения объемов финансирования. Обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений не исполнена Правительством Пермского края.

Министерство социального развития Пермского края представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме.

Прокурором г. Березники представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции истец Малинина К.П. не явилась, администрация города Березники, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства Пермского края, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания от лиц, участвующих в деле, не поступало.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно части 1 статье 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что Малинина К.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 04.05.2018 одинокая мать М. лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Малининой К.П. (л.д. 17-19).

На основании приказа Межрайонного территориального управления № 6 Министерства социального развития Пермского края от 04.06.2019 № ** несовершеннолетняя Малинина К.П. помещена под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За Малининой К.П. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: **** (л.д. 24).

Согласно информации УИЗО администрации г.Березники жилое помещение по адресу: **** находится в муниципальной собственности, договор социального найма на жилое помещение не заключался (л.д. 20).

Согласно акту обследования помещения по адресу**** от 15.01.2020 установлено, что указанное жилое помещение фактически отсутствует (л.д.28).

Малинина К.П. с 14.06.2019 проживала в ГКУСО Пермского края «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей» г.Березники (л.д. 29-оборот).

На основании постановления МО «Город Березники» от 28.04.2020 № 549 Малинина К.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.11).

Малинина К.П. объектов недвижимости в собственности не имеет.

Установив изложенные выше обстоятельства, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Малинина К.П. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению Малининой К.П. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

До настоящего времени Малинина К.П. не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением ее прав. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях не исключена. Доказательства тому, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Малинина К.П. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены. Малинина К.П. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».

Действующим законодательством (ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка, в свою очередь, направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует, вопреки позиции ответчика, об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края, Министерством строительства Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий, а ссылка администрации г. Березники на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 27.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.12.2023.

Дело № 33-13233/2023

(№ 2-3559/2023)

УИД 59RS0011-01-2023-004346-53

Судья Бурдина И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 12 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Орловой А.Ю., Безматерных О.В.

при секретаре Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Малининой Кристины Павловны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 27.09.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., возражавшей против отмены постановленного решения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Березники обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Малининой К.П. к администрации г. Березники о предоставлении Малининой К.П. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета, выделяемых для этих целей.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Березники в связи с поступившим обращением Малининой К.П. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Малинина К.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Березниковского городского суда от 04.05.2018 одинокая мать М. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Малининой К.П. Постановлением администрации города Березники от 28.04.2020 № 549 Малинина К.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. По состоянию на 09.03.2023 номер очереди – 150. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Малининой К.П. на какие-либо объекты недвижимости.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований: на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Малининой Кристине Павловне, дата года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Березники Пермского края. Датой наступления основания предоставления жилого помещения Малининой К.П. является 14.10.2021. Ответчиком осуществлялись действия по обеспечению Малининой К.П. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные законодательством сроки не нарушены. Ответчик своевременно исполнил все действия, в результате которых Малинина К.П. включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, ежеквартально направляется в Министерство социального развития Пермского края. Малининой К.П. не отказано в предоставлении жилья, она не утратила право на получение жилья в установленном законом порядке. По состоянию на 15.09.2023 в муниципальном образовании «Город Березники» на учете в целях обеспечения жильем состоят 298 детей-сирот. По закону дети-сироты обеспечиваются жильем в порядке очередности, исходя из даты наступления оснований для предоставления жилья. Ответчиком направлены запросы в адрес Министерства строительства Пермского края о необходимости увеличения объемов финансирования. Обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений не исполнена Правительством Пермского края.

Министерство социального развития Пермского края представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме.

Прокурором г. Березники представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции истец Малинина К.П. не явилась, администрация города Березники, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства Пермского края, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания от лиц, участвующих в деле, не поступало.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно части 1 статье 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что Малинина К.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 04.05.2018 одинокая мать М. лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Малининой К.П. (л.д. 17-19).

На основании приказа Межрайонного территориального управления № 6 Министерства социального развития Пермского края от 04.06.2019 № ** несовершеннолетняя Малинина К.П. помещена под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За Малининой К.П. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: **** (л.д. 24).

Согласно информации УИЗО администрации г.Березники жилое помещение по адресу: **** находится в муниципальной собственности, договор социального найма на жилое помещение не заключался (л.д. 20).

Согласно акту обследования помещения по адресу**** от 15.01.2020 установлено, что указанное жилое помещение фактически отсутствует (л.д.28).

Малинина К.П. с 14.06.2019 проживала в ГКУСО Пермского края «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей» г.Березники (л.д. 29-оборот).

На основании постановления МО «Город Березники» от 28.04.2020 № 549 Малинина К.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.11).

Малинина К.П. объектов недвижимости в собственности не имеет.

Установив изложенные выше обстоятельства, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Малинина К.П. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению Малининой К.П. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.

До настоящего времени Малинина К.П. не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением ее прав. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях не исключена. Доказательства тому, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Малинина К.П. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены. Малинина К.П. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».

Действующим законодательством (ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка, в свою очередь, направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует, вопреки позиции ответчика, об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края, Министерством строительства Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий, а ссылка администрации г. Березники на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 27.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.12.2023.

33-13233/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Высочанская Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
13.11.2023Передача дела судье
12.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Передано в экспедицию
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее