Решение по делу № 2-707/2020 от 25.05.2020

Гражданское дело № 2-707\2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2020 года                                                           Краснодарский край, г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бахмутова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацко А.П.,

с участием сторон:

представителя ответчика Администрации Муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края Сапожниковой Л.С. действующей на основании доверенности от 16.03.2020 г,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края Антиповой В.Н., действующей на основании доверенности от 07.07.2020г.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князевой Н.А., действующей на основании доверенности от 28.02.2020 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края гражданское дело по иску Викентьевой Валентины Ивановны к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края,

УСТАНОВИЛ:

19.11.2018 г. Викентьева В.И. обратилась в Апшеронский районный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципальное образования Апшеронский район Краснодарского края (далее по тексту «Администрация») о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05.02.2019г. Викентьевой В.И. отказано в удовлетворении иска в полном объеме.

Требования Викентьевой В.И. о признании права на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения - оставлено без рассмотрения в виду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

На указанное судебное постановление Викентьевой В.И. принесена апелляционная жалоба.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.04.2019 г. решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05.02.2019 г.     оставлено без изменения, апелляционная жалоба Викентьевой В.И. - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2019г. кассационная жалоба Викентьевой В.И. удовлетворена частично. Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05.02.2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.04.2019 г. частично отменено и в отменной части направлено на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23.01.2020г. гражданское дело по иску Викентьевой В.И. снято с апелляционного рассмотрения и направлено в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Определением судебной коллегии Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2020г. исправлена описка в мотивировочной части судебного постановления от 12.11.2019г. и в отменной части по указанному судебному постановлению было направлено на новое рассмотрение в Апшеронский районный суд Краснодарского края в ином составе.

25.05.2020г. гражданское дело по иску Викентьевой В.И. поступило в Апшеронский районный суд Краснодарского края и в это же день принято к производству суда.

Повторное рассмотрение иска Викентьевой В.И. с учетом ранее принятых по нему судебных актов подлежит в части отмены судебного постановления от 05.02.2019г.

Из доводов иска Викентьевой В.И. следует, что с 24,25 октября 2018 г. на территории муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края в результате выпадения обильных осадков произошел резкий подъем уровня воды в реках, что привело к подтоплению <адрес>.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 г. на территории МО Апшеронский район Краснодарского края был введен режим чрезвычайной ситуации ( далее по тексту «ЧС»).

В результате чрезвычайной ситуации произошло подтопление многоквартирного дома и расположенной в нем квартиры по адресу: <адрес>, в которой проживала Викентьева В.И., в связи чем ее имуществу, находящемуся в указанной квартире, был причинен ущерб.

Викентьева В.И. не была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение мер социальной поддержки в объеме и порядке, предусмотренном Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года № 1022, так как на момент введения режима ЧС не была зарегистрирована по адресу, указанному в иске, однако являлась собственником поврежденной в результате ЧС квартиры.

В иске Викентьева В.И. просит суд признать ее постоянно проживающей по адресу: <адрес>. Признать за ней право, как за пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории МО Апшеронский район Краснодарского края 24,25 октября 2018 г., на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года №1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края», а так же просила указать в решении      суда, что     судебный акт является основанием для включения ее в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории МО Апшеронский район Краснодарского края 24,25 октября 2018 г., для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных региональным законодательством, обратив решение суда к немедленному исполнению.

В судебное заседание Викентьева В.И. не явилась, уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Сапожникова Л.С. возражала против удовлетворения иска Викентьевой В.И. по доводам, изложенным ранее в ходе судебных разбирательств. По мнению Сапожниковой Л.С., отсутствие сведений о регистрации истца по адресу: <адрес> не порождает у Викентьевой В.И. права на получение мер социальной поддержки, так как это противоречит требованиям     Порядка предоставления таких мер. Наличие факта принадлежности истцу на праве собственности поврежденной в результате ЧС квартиры, не является основополагающим моментом для признания истца пострадавшим лицом и включения ее в списки пострадавших граждан, имеющих право на получения таких мер от государства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Краснодарского края      в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращался.     

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князева Н.А. посчитала иск Викентьевой В.И.     необоснованным по тем же доводам, что были изложены в суде представителем ответчика Сапожниковой Л.С.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края Антипова В.Н. принятие судом решения по иску Викентьевой В.И. оставила на усмотрение суда.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки в суд или суд признает причины их неявки неуважительными.     

С учетом мнения сторон иск Викентьевой В.И. рассмотрен при данной явке сторон.

Выслушав доводы сторон, участвующих в деле лиц, их представителей, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно преамбуле данного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей

Согласно ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статьей 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (ред. от 30.05.2018), в том числе на основании п. 2 Порядка, утвержденного      постановлением 12.12.2016 года № 1022 главы администрации (губернатора) Краснодарского края утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно которым для оказания гражданам единовременной материальной помощи предусмотрены выплаты в размере 10 000 руб. на каждого пострадавшего человека; для оказания единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 руб. на человека).

Основанием для получения материальной помощи является акт обследования поврежденного объекта с информацией о наименовании, дате наступления и классификации чрезвычайной ситуации, в результате которой произошло повреждение объекта, характеристике объекта (конструктивных элементах объекта, их размерах, материале), сумме ущерба, степени повреждения объекта), перечне работ, необходимых для восстановления объекта, а также решение органа местного самоуправления об утверждении списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества.

Судом установлено, что 24, 25 октября 2018 года в результате опасных метеорологических явлений в Краснодарском крае возникла чрезвычайная ситуация регионального характера (далее по тексту «чрезвычайная ситуация»), режим которой был введен распоряжением (постановлением) главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 года № 266-р.     

В силу ч.1 ст.61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

В целях оказания мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Законом Краснодарского края от 13.07.1998 года № 135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 года № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий за счет средств, выделяемых из федерального и краевых бюджетов», в целях оказания единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплаты единовременных пособий в связи с гибелью (смерти) члена семьи и получением вреда здоровью, гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края принято постановление от 12.12.2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края» (с изменениями, внесенными в него     постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 г. № 678 и от 28.10.2018 года № 679), которым утвержден «Порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края» - Приложение № 1 (далее по тексту «ПОРЯДОК»).

Согласно п. 3 установленного органом исполнительной власти Порядка меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи предоставляются пострадавшие гражданам Российской Федерации и осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; и при нарушении условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате воздействия поражающих фактов источника чрезвычайной ситуации.

Предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином Российской Федерации частично и полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих фактов источника чрезвычайной ситуации.       

В целях оперативного решения вопросов, связанных с оказанием мер государственной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на основании Закона Краснодарского края от 10 апреля 2017 г. N 3597-КЗ наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации, единовременных пособий в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации. Так же указанным Законом определены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий, права и обязанности органов государственной власти Краснодарского каря, в том числе по контролю за реализацией делегированных полномочий, порядок финансового обеспечения и представления отчетности.

На основании Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ и п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (в ред. от 24.10.2018г.) наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 Положения); свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения.

Судом установлено, что истец Викентьева Валентина Ивановна является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта гражданина РФ серии ... , выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС ОВД ... области.

Согласно сведениям в указанном документе, Викентьева В.И. значится зарегистрированной по адресу: <адрес>.

Факт регистрации Викентьевой В.И., в том числе по месту пребывания по адресу: <адрес>, данными оперативного учета отдела по вопросам миграции ОМВД России по Апшеронскому району не подтвержден, что следует из ответа указанного органа от 28.05.2020г.

Из сведений, содержащихся в выписке ЕГРН от 28.05.2020г., собственником жилого помещения, квартиры по адресу: <адрес>     с 2014 года значится Викентьева В.И. (истец).      

В результате чрезвычайной ситуации, возникшей 24,25 октября 2018 г., на территории Апшеронского района Краснодарского края произошло подтопление квартиры, принадлежащей на праве собственности Викентьевой В.И.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация муниципального образования участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

14.11.2018г. членами комиссии Администрации в установленном     порядке было проведено обследование квартиры Викентьевой В.И., по результатам которого были составлены соответствующие акты, в том числе свидетельствующие о затоплении квартиры истца и полной утраты имущества первой необходимости.

Данные факты ни ответчик,     ни представители третьих лиц не оспаривают.

Наличие права на получение единовременной материальной помощи поставлено в зависимость от проживания в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.

29.11.2018 г. по результатам рассмотрения обращения Викентьевой В.И. ей было отказано в признании ее пострадавшей в результате ЧС и включении ее в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости - 100 000 руб., в связи с тем, что на момент введения режима ЧС Викентьева В.И. не была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Указанный отказ Администрации привел к возникновению судебного спора.

Местом постоянного жительства гражданина РФ, согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Актами     от ДД.ММ.ГГГГ, составленными членами     комиссии Администрации, подтвержден факт обследования жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, повреждения внутренней отделки жилого помещения и утраты находящегося в квартире имущества. При этом Викентьева В.И. поименована в указанных актах как собственник жилого помещения (квартиры), которая не зарегистрирована в ней, но проживает.

Данный факт подтвержден показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей МММ, ККК, БББ, которые косвенно подтвердили, что данные о собственнике и проживающих в квартире лицах ими заносились в акт со слов дочери Викентьевой В.И. ВВВ При этом     занесение указанных данных в акты обследования     о собственнике и проживающих в жилом помещении граждан со слов являлась повсеместной практикой при заполнении документов по указанным событиям, в том числе и в отношении других пострадавших граждан. Так же из показаний свидетеля ККК следовало, что соседи многоквартирного дома подтверждали факт проживания Викентьевой В.И. в обследуемой ею квартире. Сама дочь Викентьевой В.И. поясняла, что она увезла мать в другое место незадолго до паводка, тем самым, избежала наступления для нее неблагоприятных последствий.

На основании п. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу п. 1 ст. 9, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ)         

Представителем ответчика факт постоянного проживания истца по адресу: <адрес> период возникновения чрезвычайной ситуации надлежащим образом не оспорен, при этом данные юридически значимые обстоятельства по делу объективно подтверждаются собранными доказательствами. Оценка показаний свидетелей, допрошенных в ходе судебного заседания, дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Иная оценка показаний свидетелей, допрошенных в судебном заседании, данная представителями ответчика и третьего лица, является субъективном мнением последних и обоснована ранее изложенными ими доводами, которым критически отнесся суд кассационной инстанции.              

Не включение Викентьевой В.И. как лица, не зарегистрированного в установленном законом порядке по месту постоянного проживания по адресу:     <адрес> соответствующие списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, не может служить препятствием к осуществлению права последней на их получение, поскольку акты обследования поврежденной квартиры, в которой Викентьева В.И. не была зарегистрирована, но постоянно     проживала, составлены надлежащим образом уполномоченными лицами и они (акты) подтверждают факт причинения вреда имуществу истца вследствие возникшей чрезвычайной ситуации.

Суд считает, что в связи с отсутствием у истца регистрации по фактическому месту жительства в ином, не судебном порядке, подтвердить факт проживания в жилом помещении, подвергшемся затоплению в результате паводка, невозможно. При этом установление факта проживания обусловлено необходимостью получения Викентьевой В.И. компенсационной выплаты в результате чрезвычайной ситуации, что послужило поводом к обращению последней с поименованным иском в суд.

Признание Викентьевой В.И. постоянно проживающей по адресу: <адрес> предоставит ей право на включение в соответствующие списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского района Краснодарского края и получение мер социальной поддержки в размере и в порядке, установленном действующим региональным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (статья 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (пункт 1 статьи 150).

Применительно к данным положениям в статье статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абзац седьмой), а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма /поднайма/, договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой)

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом Российской Федерации введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).

При этом, в Постановлении от 04 октября 2016 года № 18-П Конституционный Суд РФ " с соответствующими изменениями" указал, что постоянное проживание лица в конкретном жилом помещении как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания, которое не всегда является помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям; факт постоянного проживания, не подтвержденного регистрацией, в том числе с точки зрения отграничения такового от фактического пребывания, должен устанавливаться на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на соответствующую дату лицо выбрало жилое помещение в котором фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных, каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с таким местом жительства реальной связи. Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что в силу требований статьи 2 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, включая суды, призваны минимизировать излишний формализм в подходе к оценке наличия или отсутствия именно такой связи лица с соответствующим местом жительства.

С учетом изложенного, а так же установления в судебном заседании факта постоянного проживания     Викентьевой В.И. на дату возникновения чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес> суд полагает, что у истца в установленном законом порядке     возникло право на получение мер социальной поддержки в соответствие с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края», в связи с чем Викентьева В.И. подлежит включению в соответствующие списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края 24,25 октября 2018 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Викентьевой Валентины Ивановны к администрации муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Краснодарского края 24, 25 октября 2018 года, удовлетворить.

Признать гражданина Российской Федерации Викентьеву Валентину Ивановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживающей по адресу: <адрес> пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей 24, 25 октября 2018 года на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края.

Признать право гражданина Российской Федерации Викентьеву Валентину Ивановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года №1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края».

Решение суда является основанием для включения Викентьевой В.И. в списки граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края 24, 25 октября 2018 года, для предоставления мер социальной поддержки предусмотренных законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                              А.В. Бахмутов

2-707/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Викентьева Валентина Ивановна
Ответчики
Администрация МО Апшеронский район
Другие
Министерство ГО и ЧС Краснодарского края
Администрация Кабардинского с/поселения
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Бахмутов Алексей Васильевич
Дело на сайте суда
apsheronsk.krd.sudrf.ru
25.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.05.2020Передача материалов судье
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
11.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее