24RS0054-01-2024-000877-51 (2-937/2024)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2024 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.
при секретаре Маркарян Е.А.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Байкаловой Т.А.,
представителя ответчика администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края - главы сельсовета Хасамудиновой Е.А.,
представителя соответчика администрации Ужурского района Красноярского края Савиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края, администрации Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю изначально обратился в суд с исковым заявлением к администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении требований санитарного законодательства на объектах водоснабжения, а именно, о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (водозаборные скважины, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что при организации холодного водоснабжения на территории населенных пунктов Ужурского района Красноярского края: п.Златоруновск, п.Кутузовка, п.Сухая Долина, п.Солбатский, допускаетсянесоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Собственностью муниципального образования Златоруновский сельсовет ФИО1 <адрес> являются водозаборные сооружения (скважина, водонапорная башня), расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Вода из водозаборных сооружений используется для питьевых и хозяйственно-бытовых целей населения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Сухая Долина, п. Солбатский Ужурского района. Из реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, размещенного на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, также следует, что для использования указанных водных объектов - источников водоснабжения, в конкретно указанных целях (питьевых и хозяйственно-бытовых) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования, что является нарушением обязательных требований, установленных частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». На момент предъявления искового заявления нарушения не устранены.
Администрация Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края является юридическим лицом и осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края, принятого сельским Советом депутатов. Согласно пункту 14 части 1 статьи 7 Устава Златоруновского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах сельсовета водоснабжения населения.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» предусмотрено, что за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе и организация в границах поселения водоснабжения населения. В состав муниципального образования Златоруновский сельсовет входят следующие населенные пункты: п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина, п. Учум. В п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района Красноярского края система водоснабжения состоит из комплекса устройств, сооружений, трубопроводов, предназначенных для забора воды, хранения и подачи её к местам потребления питьевой воды и открытым для общего пользования (скважины, водонапорные башни, разводящая водопроводная сеть с водоразборными колонками или непосредственная подача воды в здания). Водозаборные скважины в комплексе с водопроводными сетями, используемые в хозяйственных и питьевых целях, являются централизованными системами холодного водоснабжения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина.
Администрация Златоруновского сельсовета передала ООО «Сибтепло» в эксплуатацию данные водозаборные сооружения на основании договора аренды № 4 от 25.04.2024 для осуществления холодного водоснабжения. Вода используется для питьевых и хозяйственно-бытовых целей населения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых целях является гарантией качества предоставления услуги по подаче питьевой воды населению в отношении источника питьевого водоснабжения. Отсутствие данного санитарно-эпидемиологического заключения может явиться причиной подачи населению питьевой воды несоответствующего качества. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению заболеваний у населения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика администрация Ужурского района Красноярского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Сибтепло».
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Байкалова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края - глава сельсовета Хасамудинова Е.А. исковые требования не признала, поддержала ранее представленные пояснения, содержащие следующее. На источники водоснабжения разработаны проекты зон санитарной охраны и получены санитарно-эпидемиологические заключения. Администрацией Златоруновского сельсовета в Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» филиал в г.Шарыпово были запрошены коммерческие предложения на проведение лабораторных и инструментальных исследований в рамках производственного контроля питьевой воды одного подземного водозабора и на разработку программы производственного контроля качества питьевой воды подземных водозаборов. Согласно коммерческим предложениям стоимость вышеуказанных работ составляет 241000 рублей. В настоящее время в бюджете Златоруновского сельсовета необходимые денежные средства отсутствуют.
В связи с тем, что с 01.01.2025 на основании Закона Красноярского края от 13.06.2024 №7-2879 «О признании утратившим силу подпункта 2 «а» пункта1 статьи 1 Закона края от 15.10.2015 №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации будут относиться к полномочиям администрации Ужурского района. В связи с передачей полномочий в сфере водоснабжения с 01.01.2025, администрация Златоруновского сельсовета считает не целесообразным планировать в бюджет Златоруновского сельсовета на 2025 год расходы на получение санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии вышеуказанных водных объектов.
Представитель соответчика администрации Ужурского района Красноярского края Савина Т.В. исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым администрация района является ненадлежащим ответчиком. В настоящий момент рассматриваемые требования к администрации Ужурского района Красноярского края, как к ответчику, заявлены преждевременно, поскольку пункт «а» части 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации утрачивает свою силу в соответствии с изданием Закона Красноярского края от 13.06.2024 № 7-2879 «О признании утратившим силу подпункта «а» пункта 1 статьи 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», который вступает в силу только с 01.01.2025. Срок, запрашиваемый истцом для исполнения заявленных требований, приведет к неисполнимости судебного решения, так как он не учитывает продолжительность процедур, которые необходимо совершить ответчику в целях исполнения решения суда. Получение заключения, даже в случае готовности всей необходимой документации, может занять значительное время. Истцом не учтено, что согласно подпункту 2.5 пункта 2 постановления Законодательного Собрания Красноярского края от 23.11.2023 № 6-2248П «О предложениях Правительству Красноярского края по итогам рассмотрения доклада об экологической ситуации» министерству экологии края рекомендовано проработать вопрос поэтапного установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории края с учетом необходимого финансирования за счет средств бюджета края. Вместе с тем, Ужурский район, а также Златоруновский сельсовет необходимое денежное финансирование из бюджета Красноярского края на реализацию соответствующих мероприятий не получали. Возложение в настоящее время предусмотренных исковыми требованиями обязанностей будет противоречить концепции государственной политики Красноярского края в сфере обеспечения надлежащего качества воды, предусматривающей поэтапный подход к решению существующей проблемы. С учетом изложенного 6-ти месячный срок для исполнения требований искового заявления является неисполнимым, поскольку не учитывает ни финансовые возможности ответчиков, ни временной период, необходимый для исполнения мероприятий с учетом требований законодательства. С учетом бюджетных возможностей района и поселения, установленных сроков административных процедур, которые необходимо будет пройти при исполнении решения суда, полагают разумным установления не менее двухгодичного срока для исполнения судебного решения в данной части.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Сибтепло» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения третье лицо извещено надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 (далее также - Федеральный закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Согласно статье 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также - Федеральный закон № 416-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в частности относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Согласно статье 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 23 Федерального закона № 416-ФЗ предусматривает, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 данного Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», ведется реестр в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Внесение в Реестр сведений о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, формирование отчетов о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, подготовка и передача информации в Реестр осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Реестр ведется федеральным государственным учреждением здравоохранения «Информационно-методический центр «Экспертиза» на основании информации, предоставляемой органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Судом установлено, что администрация Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края является юридическим лицом, осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с Уставом Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края, принятым решением Златоруновского сельского Совета депутатов от 05.06.1998 № 6-14р.
В соответствии со статьей 2 Устава Златоруновский сельсовет Ужурского района является внутрирайонным самостоятельным муниципальным образованием в составе Ужурского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется на основе данного Устава, соответствующего Устава Ужурского района. Административным центром Златоруновского сельсовета, объединяющим в территориальном и административном отношении поселок Златоруновск, поселок Кутузовка, поселок Солбатский, поселок Сухая Долина, поселок Учум, является поселок Златоруновск.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 7 Устава, к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципального образования Златоруновский сельсовет Ужурского района Красноярского края находятся следующие объекты водоснабжения: с 01.12.2019 водонапорная башня со скважиной, площадью 24,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>; с 21.04.2015 водонапорная башня, площадью 14,9 кв.м, с кадастровым номером № расположенная по адресу: <адрес>; с 14.05.2015 водонапорная башня, площадью 27,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>; с 14.05.2015 водонапорная башня, площадью 0,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>. Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Население Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края пользуется данным объектами водоснабжения в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.
25.04.2024 между муниципальным образованием Златоруновский сельсовет Ужурского района Красноярского края (арендодатель) и ООО «Сибтепло» (арендатор) заключен договор №4 аренды муниципального имущества, находящегося в собственности Златоруновского сельсовета, в том числе водонапорные башни по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. По условиям договора имущество используется для предоставления холодного водоснабжения потребителям, находящимся на территории муниципального образования Златоруновский сельсовет (пункт 1.3); сдача в аренду имущества не влечет передачу права собственности на него (пункт 1.4). В соответствии с пунктом 2.2 договора арендатор обязуется, в том числе: использовать имущество в соответствии с пунктом 1.3 договора; в течение всего срока действия договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии, эксплуатировать его с выполнением требований пожарной безопасности, соблюдением санитарно-гигиенических требований по охране труда, требований иных норм и правил; нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества, в том числе по регламентирующим работам: проведение экспертных работ обследования оборудования и сооружений опасных производственных объектов; поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за своей счет текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание имущества; восстанавливать арендуемое имущество, пришедшее в неисправное состояние по вине арендатора своими силами, за счет своих средств или возмещает ущерб, нанесенный арендодателю в установленном законом порядке.
24.05.2024 сторонами заключен договор №5 аренды муниципального имущества, содержащий аналогичные указанные условия.
Представителем администрации Златоруновского сельсовета представлены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны в отношении данных объектов водоснабжения.
21.06.2024 с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена проверка исполнения названного законодательства на территории Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края.
По результатам проверки Территориальным отделом установлено, что у муниципального образования отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
В соответствии со скриншотом страницы поиска Реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (http;//fp.crc.ru/) для использования водных объектов - источников водоснабжения, расположенных в п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района, в питьевых и хозяйственно-бытовых целях отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, используемых в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.
Таким образом, администрацией Златоруновского сельсовета в настоящее время обеспечение питьевой водой населения сельсовета из водоисточников в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не организовано.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 данного кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения к вопросам местного значения сельских поселений не отнесена, установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями этот вопрос может быть закреплен.
В статье 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», действующей на момент рассмотрения судом настоящего спора, за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы организации в границах сельского поселения водоснабжения населения.
Исходя из приведенных норм обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в питьевых и хозяйственно-бытовых целях лежит на органе местного самоуправления.
Договор аренды содержит условие о том, что сдача ООО «Сибтепло» в аренду объектов водоснабжения не влечет передачу права собственности на них. Объекты водоснабжения на территории сельсовета, которые используются для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, являются собственностью Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края. Именно муниципальное образование Златоруновский сельсовет, как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия собственника в отношении указанных объектов независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Администрацией Златоруновского сельсовета не представлено доказательств устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.
Использование же водного объекта в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения является нарушением статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Довод стороны ответчика о том, что в соответствии с Законом Красноярского края от 13.06.2024 №7-2879 с 01.01.2025 утрачивает силу подпункт «а» пункта 1 статьи 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» от 15.10.20115 № 9-3724, закрепляющий в настоящее время за сельскими поселениями вопросы организации водоснабжения населения, суд не принимает во внимание.
На момент принятия настоящего решения действует редакция Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 от 23.12.2021, возлагающая обязанность по организации водоснабжения населения именно на сельские поселения. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления района и сельского поселения в сфере водоснабжения свидетельствует об изменении субъектного состава лиц, уполномоченных в силу закона совершать действия по исполнению возложенной решением суда обязанности. В данном случае администрация Златоруновского сельсовета не будет лишена права на обращение в суд по вопросу замены должника в порядке процессуального правопреемства в исполнительном производстве.
Основания для возложения обязанностей, на которые указывает истец, в рамках действующего правового регулирования на администрацию Ужурского района отсутствуют, тем более, что собственником объектов водоснабжения является сельский совет.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края как на собственника имущества и уполномоченный на организацию водоснабжения населения орган исполнительной власти обязанности по устранению выявленных недостатков исполнения санитарного законодательства.
Основания для освобождения администрации Златоруновского сельсовета от исполнения обязанности, предусмотренной действующим законодательством и необходимой для выполнения мероприятий по поддержанию должного качества питьевой воды отсутствуют, поскольку обратный подход способен привести к продолжению нарушения прав на получение населением сельсовета качественной воды, то есть, прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения установлена законом, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения указанных обязанностей.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что установленная законодательством процедура по получению санитарно-эпидемиологического заключения достаточно длительная, суд считает необходимым установить срок для исполнения требований - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок необходимым, разумным и достаточным для выполнения обязанностей по обеспечению жителей сельсовета водоснабжением должного качества.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (ОГРН 1052466033608) удовлетворить.
Возложить на администрацию Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края (ОГРН 1022401092515) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (водозаборные скважины, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в питьевых и хозяйственно-бытовых целях в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Макарова
Мотивированное решение составлено 6 декабря 2024 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2024 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.
при секретаре Маркарян Е.А.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Байкаловой Т.А.,
представителя ответчика администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края - главы сельсовета Хасамудиновой Е.А.,
представителя соответчика администрации Ужурского района Красноярского края Савиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края, администрации Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю изначально обратился в суд с исковым заявлением к администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении требований санитарного законодательства на объектах водоснабжения, а именно, о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (водозаборные скважины, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что при организации холодного водоснабжения на территории населенных пунктов Ужурского района Красноярского края: п.Златоруновск, п.Кутузовка, п.Сухая Долина, п.Солбатский, допускаетсянесоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Собственностью муниципального образования Златоруновский сельсовет ФИО1 <адрес> являются водозаборные сооружения (скважина, водонапорная башня), расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Вода из водозаборных сооружений используется для питьевых и хозяйственно-бытовых целей населения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Сухая Долина, п. Солбатский Ужурского района. Из реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, размещенного на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, также следует, что для использования указанных водных объектов - источников водоснабжения, в конкретно указанных целях (питьевых и хозяйственно-бытовых) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования, что является нарушением обязательных требований, установленных частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». На момент предъявления искового заявления нарушения не устранены.
Администрация Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края является юридическим лицом и осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края, принятого сельским Советом депутатов. Согласно пункту 14 части 1 статьи 7 Устава Златоруновского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах сельсовета водоснабжения населения.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» предусмотрено, что за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе и организация в границах поселения водоснабжения населения. В состав муниципального образования Златоруновский сельсовет входят следующие населенные пункты: п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина, п. Учум. В п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района Красноярского края система водоснабжения состоит из комплекса устройств, сооружений, трубопроводов, предназначенных для забора воды, хранения и подачи её к местам потребления питьевой воды и открытым для общего пользования (скважины, водонапорные башни, разводящая водопроводная сеть с водоразборными колонками или непосредственная подача воды в здания). Водозаборные скважины в комплексе с водопроводными сетями, используемые в хозяйственных и питьевых целях, являются централизованными системами холодного водоснабжения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина.
Администрация Златоруновского сельсовета передала ООО «Сибтепло» в эксплуатацию данные водозаборные сооружения на основании договора аренды № 4 от 25.04.2024 для осуществления холодного водоснабжения. Вода используется для питьевых и хозяйственно-бытовых целей населения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых целях является гарантией качества предоставления услуги по подаче питьевой воды населению в отношении источника питьевого водоснабжения. Отсутствие данного санитарно-эпидемиологического заключения может явиться причиной подачи населению питьевой воды несоответствующего качества. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению заболеваний у населения п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика администрация Ужурского района Красноярского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Сибтепло».
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Байкалова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края - глава сельсовета Хасамудинова Е.А. исковые требования не признала, поддержала ранее представленные пояснения, содержащие следующее. На источники водоснабжения разработаны проекты зон санитарной охраны и получены санитарно-эпидемиологические заключения. Администрацией Златоруновского сельсовета в Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» филиал в г.Шарыпово были запрошены коммерческие предложения на проведение лабораторных и инструментальных исследований в рамках производственного контроля питьевой воды одного подземного водозабора и на разработку программы производственного контроля качества питьевой воды подземных водозаборов. Согласно коммерческим предложениям стоимость вышеуказанных работ составляет 241000 рублей. В настоящее время в бюджете Златоруновского сельсовета необходимые денежные средства отсутствуют.
В связи с тем, что с 01.01.2025 на основании Закона Красноярского края от 13.06.2024 №7-2879 «О признании утратившим силу подпункта 2 «а» пункта1 статьи 1 Закона края от 15.10.2015 №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации будут относиться к полномочиям администрации Ужурского района. В связи с передачей полномочий в сфере водоснабжения с 01.01.2025, администрация Златоруновского сельсовета считает не целесообразным планировать в бюджет Златоруновского сельсовета на 2025 год расходы на получение санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии вышеуказанных водных объектов.
Представитель соответчика администрации Ужурского района Красноярского края Савина Т.В. исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым администрация района является ненадлежащим ответчиком. В настоящий момент рассматриваемые требования к администрации Ужурского района Красноярского края, как к ответчику, заявлены преждевременно, поскольку пункт «а» части 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации утрачивает свою силу в соответствии с изданием Закона Красноярского края от 13.06.2024 № 7-2879 «О признании утратившим силу подпункта «а» пункта 1 статьи 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», который вступает в силу только с 01.01.2025. Срок, запрашиваемый истцом для исполнения заявленных требований, приведет к неисполнимости судебного решения, так как он не учитывает продолжительность процедур, которые необходимо совершить ответчику в целях исполнения решения суда. Получение заключения, даже в случае готовности всей необходимой документации, может занять значительное время. Истцом не учтено, что согласно подпункту 2.5 пункта 2 постановления Законодательного Собрания Красноярского края от 23.11.2023 № 6-2248П «О предложениях Правительству Красноярского края по итогам рассмотрения доклада об экологической ситуации» министерству экологии края рекомендовано проработать вопрос поэтапного установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории края с учетом необходимого финансирования за счет средств бюджета края. Вместе с тем, Ужурский район, а также Златоруновский сельсовет необходимое денежное финансирование из бюджета Красноярского края на реализацию соответствующих мероприятий не получали. Возложение в настоящее время предусмотренных исковыми требованиями обязанностей будет противоречить концепции государственной политики Красноярского края в сфере обеспечения надлежащего качества воды, предусматривающей поэтапный подход к решению существующей проблемы. С учетом изложенного 6-ти месячный срок для исполнения требований искового заявления является неисполнимым, поскольку не учитывает ни финансовые возможности ответчиков, ни временной период, необходимый для исполнения мероприятий с учетом требований законодательства. С учетом бюджетных возможностей района и поселения, установленных сроков административных процедур, которые необходимо будет пройти при исполнении решения суда, полагают разумным установления не менее двухгодичного срока для исполнения судебного решения в данной части.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Сибтепло» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения третье лицо извещено надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 (далее также - Федеральный закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Согласно статье 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также - Федеральный закон № 416-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в частности относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Согласно статье 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 23 Федерального закона № 416-ФЗ предусматривает, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 данного Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», ведется реестр в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Внесение в Реестр сведений о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, формирование отчетов о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, подготовка и передача информации в Реестр осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Реестр ведется федеральным государственным учреждением здравоохранения «Информационно-методический центр «Экспертиза» на основании информации, предоставляемой органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Судом установлено, что администрация Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края является юридическим лицом, осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с Уставом Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края, принятым решением Златоруновского сельского Совета депутатов от 05.06.1998 № 6-14р.
В соответствии со статьей 2 Устава Златоруновский сельсовет Ужурского района является внутрирайонным самостоятельным муниципальным образованием в составе Ужурского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется на основе данного Устава, соответствующего Устава Ужурского района. Административным центром Златоруновского сельсовета, объединяющим в территориальном и административном отношении поселок Златоруновск, поселок Кутузовка, поселок Солбатский, поселок Сухая Долина, поселок Учум, является поселок Златоруновск.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 7 Устава, к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципального образования Златоруновский сельсовет Ужурского района Красноярского края находятся следующие объекты водоснабжения: с 01.12.2019 водонапорная башня со скважиной, площадью 24,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>; с 21.04.2015 водонапорная башня, площадью 14,9 кв.м, с кадастровым номером № расположенная по адресу: <адрес>; с 14.05.2015 водонапорная башня, площадью 27,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>; с 14.05.2015 водонапорная башня, площадью 0,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>. Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Население Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края пользуется данным объектами водоснабжения в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.
25.04.2024 между муниципальным образованием Златоруновский сельсовет Ужурского района Красноярского края (арендодатель) и ООО «Сибтепло» (арендатор) заключен договор №4 аренды муниципального имущества, находящегося в собственности Златоруновского сельсовета, в том числе водонапорные башни по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. По условиям договора имущество используется для предоставления холодного водоснабжения потребителям, находящимся на территории муниципального образования Златоруновский сельсовет (пункт 1.3); сдача в аренду имущества не влечет передачу права собственности на него (пункт 1.4). В соответствии с пунктом 2.2 договора арендатор обязуется, в том числе: использовать имущество в соответствии с пунктом 1.3 договора; в течение всего срока действия договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии, эксплуатировать его с выполнением требований пожарной безопасности, соблюдением санитарно-гигиенических требований по охране труда, требований иных норм и правил; нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества, в том числе по регламентирующим работам: проведение экспертных работ обследования оборудования и сооружений опасных производственных объектов; поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за своей счет текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание имущества; восстанавливать арендуемое имущество, пришедшее в неисправное состояние по вине арендатора своими силами, за счет своих средств или возмещает ущерб, нанесенный арендодателю в установленном законом порядке.
24.05.2024 сторонами заключен договор №5 аренды муниципального имущества, содержащий аналогичные указанные условия.
Представителем администрации Златоруновского сельсовета представлены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны в отношении данных объектов водоснабжения.
21.06.2024 с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена проверка исполнения названного законодательства на территории Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края.
По результатам проверки Территориальным отделом установлено, что у муниципального образования отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
В соответствии со скриншотом страницы поиска Реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (http;//fp.crc.ru/) для использования водных объектов - источников водоснабжения, расположенных в п. Златоруновск, п. Кутузовка, п. Солбатский, п. Сухая Долина Ужурского района, в питьевых и хозяйственно-бытовых целях отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, используемых в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.
Таким образом, администрацией Златоруновского сельсовета в настоящее время обеспечение питьевой водой населения сельсовета из водоисточников в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не организовано.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 данного кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения к вопросам местного значения сельских поселений не отнесена, установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями этот вопрос может быть закреплен.
В статье 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», действующей на момент рассмотрения судом настоящего спора, за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы организации в границах сельского поселения водоснабжения населения.
Исходя из приведенных норм обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в питьевых и хозяйственно-бытовых целях лежит на органе местного самоуправления.
Договор аренды содержит условие о том, что сдача ООО «Сибтепло» в аренду объектов водоснабжения не влечет передачу права собственности на них. Объекты водоснабжения на территории сельсовета, которые используются для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, являются собственностью Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края. Именно муниципальное образование Златоруновский сельсовет, как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия собственника в отношении указанных объектов независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Администрацией Златоруновского сельсовета не представлено доказательств устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.
Использование же водного объекта в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения является нарушением статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Довод стороны ответчика о том, что в соответствии с Законом Красноярского края от 13.06.2024 №7-2879 с 01.01.2025 утрачивает силу подпункт «а» пункта 1 статьи 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» от 15.10.20115 № 9-3724, закрепляющий в настоящее время за сельскими поселениями вопросы организации водоснабжения населения, суд не принимает во внимание.
На момент принятия настоящего решения действует редакция Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 от 23.12.2021, возлагающая обязанность по организации водоснабжения населения именно на сельские поселения. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления района и сельского поселения в сфере водоснабжения свидетельствует об изменении субъектного состава лиц, уполномоченных в силу закона совершать действия по исполнению возложенной решением суда обязанности. В данном случае администрация Златоруновского сельсовета не будет лишена права на обращение в суд по вопросу замены должника в порядке процессуального правопреемства в исполнительном производстве.
Основания для возложения обязанностей, на которые указывает истец, в рамках действующего правового регулирования на администрацию Ужурского района отсутствуют, тем более, что собственником объектов водоснабжения является сельский совет.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края как на собственника имущества и уполномоченный на организацию водоснабжения населения орган исполнительной власти обязанности по устранению выявленных недостатков исполнения санитарного законодательства.
Основания для освобождения администрации Златоруновского сельсовета от исполнения обязанности, предусмотренной действующим законодательством и необходимой для выполнения мероприятий по поддержанию должного качества питьевой воды отсутствуют, поскольку обратный подход способен привести к продолжению нарушения прав на получение населением сельсовета качественной воды, то есть, прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения установлена законом, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения указанных обязанностей.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что установленная законодательством процедура по получению санитарно-эпидемиологического заключения достаточно длительная, суд считает необходимым установить срок для исполнения требований - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок необходимым, разумным и достаточным для выполнения обязанностей по обеспечению жителей сельсовета водоснабжением должного качества.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (ОГРН 1052466033608) удовлетворить.
Возложить на администрацию Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края (ОГРН 1022401092515) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (водозаборные скважины, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в питьевых и хозяйственно-бытовых целях в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Макарова
Мотивированное решение составлено 6 декабря 2024 года