Решение по делу № 33-3222/2020 от 09.06.2020

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-3222/2020

(2-446/2020 (2-6090/2019;) ~ М-6867/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород                                                                              7 июля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Нерубенко Т.В.

судей Тертышниковой С.Ф. и Переверзевой Ю.А.

при секретаре Батищевой В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гасайло Вячеслава Александровича к УМВД России по г. Белгороду, УМВД России по Белгородской области о признании необоснованным и дискриминационным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложении обязанности отменить решение об отказе в приеме на службу, об обязании повторно рассмотреть кандидатуру на вакантную должность, согласно действующему законодательству

по апелляционной жалобе Гасайло Вячеслава Александровича и дополнениям к ней

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 апреля 2020 года

Заслушав доклад судьи Тертышниковой С.Ф., объяснения Гасайло В.А., поддержавшего приведенные в апелляционной жалобе и дополнениям к ней доводы, представителя УМВД России по г. Белгороду, УМВД России по Белгородской области Литвиновой Т.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Дело инициировано иском Гасайло В.А. в котором указано, что 20.03.2019 года истец обратился в УМВД России по г. Белгороду с заявлением о приеме на службу на должность участкового уполномоченного. 04.12.2019 года истец получил уведомление о том, что 19.06.2019 года ему отказано в приеме на службу в органы внутренних дел. Уведомление истцу было направлено 19.06.2019 года исх . Истец сослался на неполучение данного уведомления в указанный срок. Факт отказа в приеме на службу считает необоснованным и дискриминационным.

Истец просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд, признав причины его пропуска уважительными, признать незаконным, необоснованным и дискриминационным отказ ответчиков в приеме на службу в органы внутренних дел, возложить обязанность по отмене принятого решения об отказе в приеме на службу, обязать повторно рассмотреть его кандидатуру на вакантную должность по документам, предоставленным в УМВД России по г. Белгороду.

В судебном заседании Гасайло В.А. поддержал иск по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчика/соответчика Литвинова Т.Г., Польская Т.В. заявленные требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска ввиду пропуска срока обращения в суд и отсутствия уважительных причин для его восстановления. Считали обоснованным отказ УМВД России по г. Белгороду в приеме истца на службу в органы внутренних дел.

    Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениям к ней Гасайло В.А. просит об отмене приведенного судебного постановления ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения судом норм материального и процессуального права, неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и вынесении нового решения об удовлетворении его требований.

В поданных возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД России по Белгородской области считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда, проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив содержащиеся в апелляционной жалобе о дополнениях к ней доводы, признает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу с дополнениями не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В статье 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ определен перечень документов, которые гражданин представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение для поступления на службу в органы внутренних дел, в том числе согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел (пункт 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены также Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника (п.п. 1, 2 Порядка).

Проведение в отношении кандидата мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляется в случае поступления его на должность, выполнение служебных обязанностей по которой предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению на службу в органы внутренних дел.

Сотрудником, которому поручена организация проведения проверки, составляется план проверки сведений, сообщенных кандидатом (рекомендуемый образец плана - приложение № 4 к настоящему Порядку).

Проверка проводится в отношении сведений о кандидате, его супруге (супруги), родителях, усыновителях, попечителях, детях, родных братьях и сестрах. Проверка включает в себя:

Проверку по учетам органов внутренних дел.

Проверку по учетам органов безопасности.

Проверку по месту жительства и (или) пребывания кандидата.

Проверку достоверности сообщенных кандидатом сведений через органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (при необходимости).

Проверка по учетам органов внутренних дел осуществляется:

По оперативно-справочным учетам федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне.

По учетам территориальных органов МВД России на районном уровне.

По учетам Главного управления собственной безопасности МВД России.

Проверка по оперативно-справочным учетам информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне проводится на основании требований, направляемых в информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту рождения, а также по месту жительства и (или) пребывания кандидата. При изменении места жительства и (или) пребывания кандидата в последние пять лет требования направляются также по предыдущим местам жительства и (или) пребывания на территории Российской Федерации.

Проверка по учетам Главного управления собственной безопасности МВД России проводится в отношении кандидатов, ранее проходивших службу в органах внутренних дел, федеральную государственную гражданскую службу или работавших в системе МВД России.

Проверка по учетам органов безопасности проводится путем направления запросов через информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне п.п. 27-33 Порядка).

После окончания проверки сотрудником, которому поручена организация ее проведения, составляется заключение по результатам проверки сведений, сообщенных кандидатом (рекомендуемый образец заключения - приложение № 5 к настоящему Порядку). В заключении указываются сведения о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих поступлению на службу. Заключение действительно в течение года с момента принятия руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, решения по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином.

Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 указанного федерального закона;

2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;

3) о заключении с гражданином контракта;

4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;

5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

        В целях дальнейшей стабилизации высокопрофессионального кадрового ядра органов внутренних дел, способного эффективно решать поставленные перед органами внутренних дел оперативно-служебные задачи и уменьшения оттока высокопрофессиональных кадров, предупреждения и снижения уровня коррупции, обеспечения механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел по Белгородской области, Приказом УМВД России по Белгородской области от 15.05.2018 № 272 утвержден Порядок предоставления рекомендаций ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области при назначении на должности в УМВД России- по Белгородской области и территориальных органов МВД России по Белгородской области на районном уровне. Согласно пункту 7 данного Порядка рекомендация ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области о наличии (отсутствии) сведений, препятствующих назначению на должность, направляется инициатору запроса, и является обязательной для решения вопроса о назначении на должность.

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 7-П).

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что истец проходил службу в ОМВД России по Шебекинскому району и г. Шебекино.

В январе 2012г. уволен со службы по соглашению сторон (п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342 ФЗ от 30.11.2011).

В марте 2019г. истец обратился в УМВД России по г. Белгороду с заявлением о рассмотрении его кандидатуры на службу на должность участкового уполномоченного. Ответчиком в связи с этим проведена, в том числе, проверка по линии собственной безопасности на предмет наличия в отношении бывшего сотрудника органов внутренних дел Гасайло В.А. компрометирующих материалов в период прохождения им службы, по результатам которой он не рекомендован к приему на службу в органы внутренних дел.

С учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, суд пришел к правильному выводу о том, что решение ответчика об отказе истцу в приеме на службу в органы внутренних дел является законным, поскольку оно принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, основано на данных, полученных по результатам проверки достоверности сообщенных гражданином сведений, исходя в том числе из информации, полученной от подразделения собственной безопасности МВД России, на оценке его личных и деловых качеств. При этом нарушений права Гасайло В.А. на доступ к службе в органах внутренних дел ответчиком не допущено.

В связи с тем, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав, как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, выводы суда первой инстанции о законности решения ответчика, обладающего правом принятия кадровых решений, об отказе истцу в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, правомерны.

Указанная позиция согласуется с правовыми положениями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017, и правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованности отказа в приеме на службу только по результатам предоставленной информации ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области без оценки уровня его физической подготовки и иных морально-деловых качеств неубедительны. Вопреки указанным доводам в деле имеется материал об отказе в оформлении на службу в ОВД РФ кандидата Гасайло В.А.

Доводы апеллирующего лица о том, что судом не проверены обстоятельства, послужившие причиной принятия ответчиком решения о нецелесообразности приема Гасайло В.А. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, неубедительны. Судом допрошен в качестве свидетеля заместитель командира батальона ППС УМВД России по Шебекинскому району и г. Шебекино Д.Р.В., проводивший проверку по факту обращения Ч. относительно неправомерных действий истца. По результатам служебной проверки дано заключение о том, что Гасайло В.А. заслуживал строгого дисциплинарного взыскания, однако им был подан рапорт об увольнении со службы по собственному желанию.

Данные обстоятельства подтверждают наличие компрометирующей информации в отношении Гасайло В.А., как бывшего сотрудника полиции.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней приводятся доводы о несогласии с упомянутым заключением служебной проверки, о нарушениях закона при ее проведении, несогласие со свидетельскими показаниями Д.Р.В., и другими доказательствами, которые направлены на переоценку доказательств и не опровергают правильности сделанных судом выводов. Кроме того, результаты упомянутой служебной проверки истцом обжалованы не были.

Проверяя доводы истца о дискриминационном характере отказа в приеме на работу, суд обоснованно исходил из того, что доказательства, подтверждающие такие мотивы отказа в приеме на работу, отсутствуют.

Изучив иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они по существу сводятся к изложению обстоятельств дела и переоценке доказательств, что не является в силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановленного судом решения, не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 апреля 2020 г. по делу по иску Гасайло Вячеслава Александровича к УМВД России по г. Белгороду о признании необоснованным и дискриминационным отказ в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложении обязанности отменить решение об отказе в приеме на службу, об обязании повторно рассмотреть кандидатуру на вакантную должность, согласно действующему законодательству оставить без изменения, апелляционную жалобу Гасайло В.А. и дополнение к ней - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3222/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГАСАЙЛО ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
УМВД России по г. Белгороду
Другие
Польская Татьяна Владимировна
Литвинова Татьяна Григорьевна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Тертышникова Светлана Федоровна
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
10.06.2020Передача дела судье
07.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020Передано в экспедицию
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее