БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-3222/2020
(2-446/2020 (2-6090/2019;) ~ М-6867/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 7 июля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Тертышниковой С.Ф. и Переверзевой Ю.А.
при секретаре Батищевой В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гасайло Вячеслава Александровича к УМВД России по г. Белгороду, УМВД России по Белгородской области о признании необоснованным и дискриминационным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложении обязанности отменить решение об отказе в приеме на службу, об обязании повторно рассмотреть кандидатуру на вакантную должность, согласно действующему законодательству
по апелляционной жалобе Гасайло Вячеслава Александровича и дополнениям к ней
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 апреля 2020 года
Заслушав доклад судьи Тертышниковой С.Ф., объяснения Гасайло В.А., поддержавшего приведенные в апелляционной жалобе и дополнениям к ней доводы, представителя УМВД России по г. Белгороду, УМВД России по Белгородской области Литвиновой Т.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Дело инициировано иском Гасайло В.А. в котором указано, что 20.03.2019 года истец обратился в УМВД России по г. Белгороду с заявлением о приеме на службу на должность участкового уполномоченного. 04.12.2019 года истец получил уведомление о том, что 19.06.2019 года ему отказано в приеме на службу в органы внутренних дел. Уведомление истцу было направлено 19.06.2019 года исх №. Истец сослался на неполучение данного уведомления в указанный срок. Факт отказа в приеме на службу считает необоснованным и дискриминационным.
Истец просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд, признав причины его пропуска уважительными, признать незаконным, необоснованным и дискриминационным отказ ответчиков в приеме на службу в органы внутренних дел, возложить обязанность по отмене принятого решения об отказе в приеме на службу, обязать повторно рассмотреть его кандидатуру на вакантную должность по документам, предоставленным в УМВД России по г. Белгороду.
В судебном заседании Гасайло В.А. поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика/соответчика Литвинова Т.Г., Польская Т.В. заявленные требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска ввиду пропуска срока обращения в суд и отсутствия уважительных причин для его восстановления. Считали обоснованным отказ УМВД России по г. Белгороду в приеме истца на службу в органы внутренних дел.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней Гасайло В.А. просит об отмене приведенного судебного постановления ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения судом норм материального и процессуального права, неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и вынесении нового решения об удовлетворении его требований.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД России по Белгородской области считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда, проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив содержащиеся в апелляционной жалобе о дополнениях к ней доводы, признает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу с дополнениями не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В статье 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ определен перечень документов, которые гражданин представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение для поступления на службу в органы внутренних дел, в том числе согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел (пункт 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены также Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»
Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника (п.п. 1, 2 Порядка).
Проведение в отношении кандидата мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляется в случае поступления его на должность, выполнение служебных обязанностей по которой предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению на службу в органы внутренних дел.
Сотрудником, которому поручена организация проведения проверки, составляется план проверки сведений, сообщенных кандидатом (рекомендуемый образец плана - приложение № 4 к настоящему Порядку).
Проверка проводится в отношении сведений о кандидате, его супруге (супруги), родителях, усыновителях, попечителях, детях, родных братьях и сестрах. Проверка включает в себя:
Проверку по учетам органов внутренних дел.
Проверку по учетам органов безопасности.
Проверку по месту жительства и (или) пребывания кандидата.
Проверку достоверности сообщенных кандидатом сведений через органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (при необходимости).
Проверка по учетам органов внутренних дел осуществляется:
По оперативно-справочным учетам федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне.
По учетам территориальных органов МВД России на районном уровне.
По учетам Главного управления собственной безопасности МВД России.
Проверка по оперативно-справочным учетам информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне проводится на основании требований, направляемых в информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту рождения, а также по месту жительства и (или) пребывания кандидата. При изменении места жительства и (или) пребывания кандидата в последние пять лет требования направляются также по предыдущим местам жительства и (или) пребывания на территории Российской Федерации.
Проверка по учетам Главного управления собственной безопасности МВД России проводится в отношении кандидатов, ранее проходивших службу в органах внутренних дел, федеральную государственную гражданскую службу или работавших в системе МВД России.
Проверка по учетам органов безопасности проводится путем направления запросов через информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне п.п. 27-33 Порядка).
После окончания проверки сотрудником, которому поручена организация ее проведения, составляется заключение по результатам проверки сведений, сообщенных кандидатом (рекомендуемый образец заключения - приложение № 5 к настоящему Порядку). В заключении указываются сведения о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих поступлению на службу. Заключение действительно в течение года с момента принятия руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, решения по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином.
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 указанного федерального закона;
2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;
3) о заключении с гражданином контракта;
4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;
5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
В целях дальнейшей стабилизации высокопрофессионального кадрового ядра органов внутренних дел, способного эффективно решать поставленные перед органами внутренних дел оперативно-служебные задачи и уменьшения оттока высокопрофессиональных кадров, предупреждения и снижения уровня коррупции, обеспечения механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел по Белгородской области, Приказом УМВД России по Белгородской области от 15.05.2018 № 272 утвержден Порядок предоставления рекомендаций ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области при назначении на должности в УМВД России- по Белгородской области и территориальных органов МВД России по Белгородской области на районном уровне. Согласно пункту 7 данного Порядка рекомендация ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области о наличии (отсутствии) сведений, препятствующих назначению на должность, направляется инициатору запроса, и является обязательной для решения вопроса о назначении на должность.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 7-П).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что истец проходил службу в ОМВД России по Шебекинскому району и г. Шебекино.
В январе 2012г. уволен со службы по соглашению сторон (п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342 ФЗ от 30.11.2011).
В марте 2019г. истец обратился в УМВД России по г. Белгороду с заявлением о рассмотрении его кандидатуры на службу на должность участкового уполномоченного. Ответчиком в связи с этим проведена, в том числе, проверка по линии собственной безопасности на предмет наличия в отношении бывшего сотрудника органов внутренних дел Гасайло В.А. компрометирующих материалов в период прохождения им службы, по результатам которой он не рекомендован к приему на службу в органы внутренних дел.
С учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, суд пришел к правильному выводу о том, что решение ответчика об отказе истцу в приеме на службу в органы внутренних дел является законным, поскольку оно принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, основано на данных, полученных по результатам проверки достоверности сообщенных гражданином сведений, исходя в том числе из информации, полученной от подразделения собственной безопасности МВД России, на оценке его личных и деловых качеств. При этом нарушений права Гасайло В.А. на доступ к службе в органах внутренних дел ответчиком не допущено.
В связи с тем, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав, как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, выводы суда первой инстанции о законности решения ответчика, обладающего правом принятия кадровых решений, об отказе истцу в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, правомерны.
Указанная позиция согласуется с правовыми положениями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017, и правовыми позициями Конституционного Суда РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованности отказа в приеме на службу только по результатам предоставленной информации ОРЧ СБ УМВД России по Белгородской области без оценки уровня его физической подготовки и иных морально-деловых качеств неубедительны. Вопреки указанным доводам в деле имеется материал об отказе в оформлении на службу в ОВД РФ кандидата Гасайло В.А.
Доводы апеллирующего лица о том, что судом не проверены обстоятельства, послужившие причиной принятия ответчиком решения о нецелесообразности приема Гасайло В.А. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, неубедительны. Судом допрошен в качестве свидетеля заместитель командира батальона ППС УМВД России по Шебекинскому району и г. Шебекино Д.Р.В., проводивший проверку по факту обращения Ч. относительно неправомерных действий истца. По результатам служебной проверки дано заключение о том, что Гасайло В.А. заслуживал строгого дисциплинарного взыскания, однако им был подан рапорт об увольнении со службы по собственному желанию.
Данные обстоятельства подтверждают наличие компрометирующей информации в отношении Гасайло В.А., как бывшего сотрудника полиции.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней приводятся доводы о несогласии с упомянутым заключением служебной проверки, о нарушениях закона при ее проведении, несогласие со свидетельскими показаниями Д.Р.В., и другими доказательствами, которые направлены на переоценку доказательств и не опровергают правильности сделанных судом выводов. Кроме того, результаты упомянутой служебной проверки истцом обжалованы не были.
Проверяя доводы истца о дискриминационном характере отказа в приеме на работу, суд обоснованно исходил из того, что доказательства, подтверждающие такие мотивы отказа в приеме на работу, отсутствуют.
Изучив иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они по существу сводятся к изложению обстоятельств дела и переоценке доказательств, что не является в силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановленного судом решения, не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 апреля 2020 г. по делу по иску Гасайло Вячеслава Александровича к УМВД России по г. Белгороду о признании необоснованным и дискриминационным отказ в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложении обязанности отменить решение об отказе в приеме на службу, об обязании повторно рассмотреть кандидатуру на вакантную должность, согласно действующему законодательству оставить без изменения, апелляционную жалобу Гасайло В.А. и дополнение к ней - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи