РЈРР”-66RS0003-01-2019-002581-04
Мотивированное решение изготовлено 03 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° РЕШЕНРР• Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации29 мая 2019 РіРѕРґР° РљРёСЂРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Глушковой Р®. Р’., РїСЂРё секретаре судебного заседания РЁРёСЂРёРЅРѕРІСЃРєРѕР№ Рђ. РЎ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению
Помазана Р. Рђ. Рє Территориальному управлению Росимущества РІ Свердловской области Рѕ признании незаконным бездействия государственного органа,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Помазан Р. Рђ. обратился РІ РљРёСЂРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга СЃ административным исковым заявлением Рє Территориальному управлению Росимущества РІ Свердловской области Рѕ признании незаконным бездействия государственного органа. Р’ обоснование требований административный истец указал, что *** РђРћ «ДОМ.РФ» опубликовано извещение Рѕ проведении аукциона РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды находящегося РІ федеральной собственности земельного участка площадью 264937 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером ***, расположенного РїРѕ адресу: ***, для комплексного освоения территории, РІ рамках которого предусматривается, РІ том числе РёРЅРѕРµ строительство. Аукцион проведен РІ соответствии СЃ решением Правления РђРћ «АРР–РљВ» (протоколы РѕС‚ *** в„– ***, РѕС‚ *** в„– ***). Категория земель – земли населенных пунктов. Участок передан РђРћ «АРР–РљВ» (РІ соответствии СЃ распоряжением Росимущества РѕС‚ *** в„– *** – РђРћ «ДОМ.РФ») для совершения юридических Рё иных действий, РІ том числе сделок, РІ качестве агента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 24.07.2018 в„– 161 –ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» <***>. До подведения результатов торгов цель предоставления земельного участка была уточнена: «для комплексного освоения территории, РІ рамках которого предусматривается, РІ том числе, жилищное Рё РёРЅРѕРµ строительство». *** РІ соответствии СЃ протоколом рассмотрения заявок РЅР° участие РІ аукционе РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка, аукцион признан несостоявшимся РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РїРѕ окончании СЃСЂРѕРєР° подачи заявок подана только РѕРґРЅР° заявка. Заявитель – РћРћРћ «Специализированный застройщик «Краснолесье» - соответствует требованиям Рё условиям аукциона. РџРѕ результатам аукциона заключены: РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка для комплексного освоения территории, РІ рамках которого предусматривается, РІ том числе жилищное Рё РёРЅРѕРµ строительство, Р° также РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ комплексном освоении территории, СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 9 лет. Указанные обстоятельства установлены вступившим РІ законную силу решением Арбитражного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ *** РїРѕ делу в„– Рђ40-147382/18-121-1770.
Административный истец полагает, что поскольку в соответствии с Генеральным планом города Екатеринбурга указанный земельный участок относится к территориям общего пользования, земельный участок не мог быть предметом аукциона. Кроме того, земельный участок не мог быть предоставлен для целей комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, так как территория, на которой он расположен, не предусматривает жилищное строительство в качестве допустимого вида разрешенного использования. Бездействие административного ответчика выразилось в непринятии каких – либо действий по выявлению и устранению допущенных АО «ДОМ.РФ» нарушений, повлекших за собой выбытие из владения Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, который не мог быть предметом аукциона. Застройка земельного участка и вырубка расположенной на его территории березовой рощи приведет к нарушению законных прав и интересов жителей города, в том числе административного истца, закрепленных Конституцией Российской Федерации. На сегодняшний день застройщиками осуществлена вырубка лесных насаждений на соседних земельных участках.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии каких – либо действий по выявлению и устранению допущенных АО «ДОМ.РФ» нарушений, повлекших за собой выбытие из владения Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, который не мог быть предметом аукциона; обязать административного ответчика принять необходимые меры по устранению допущенных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Определением от 06.05.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Екатеринбурга, ООО Специализированный застройщик «Краснолесье», АО «Дом.РФ» (л.д. 1).
Административный истец Помазан Р.Рђ., РІ судебном заседании поддержал РґРѕРІРѕРґС‹ Рё требования административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга Королева Л. Ф., действующая на основании доверенности от ***, диплома ***, в судебном заседании возразила относительно доводов и требований административного искового заявления, суду пояснила, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы отказано в признании недействительными торгов и договора.
В судебное заседание не явились представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц ООО Специализированный застройщик «Краснолесье», АО «Дом.РФ» о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции, причины неявки не сообщили.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Свердловской области в письменных возражениях указал, что правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в отношении земельного участка с кадастровым номером *** принято решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации (протокол от *** № ***). Арбитражным судом г. Москвы в рамках дела № А40-147382/18-121-1770, *** между АО «ДОМ.РФ» и ООО Специализированный застройщик «Краснолесье» заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается, в том числе жилищное и иное строительство № ***. Таким образом, ответчик не был стороной оспариваемой сделки, не проводил торги, не заключал договор, в силу соответствующего решения Правительственной комиссии. Полномочия ТУ Росимущества в Свердловской области установлены Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утв. Приказом Росимущества от *** № ***. Указанное Положение не наделяет ТУ Росимущества в Свердловской области правами по координации деятельности или контролю АО «ДОМ.РФ», также ответчик не является учредителем АО «ДОМ.РФ». ТУ Росимущества в Свердловской области не подменяет другие государственные органы, полномочные давать оценку порядку использования земельных участков, наличия либо отсутствия нарушений в ходе землепользования. Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно официальному источнику — публичной кадастровой карте Росреестра — земельный участок с кадастровым номером *** имеет разрешенное использование: для строительства комплекса зданий, что соответствует заключенному договору аренды. В силу изложенного, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав административного истца, представителя заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено РІ судебном заседании, Помазан Р. Р’., реализуя конституционные права Рё обязанности РІ области землепользования (СЃС‚. 27, 42, 58 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), полагает незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся РІ непринятии каких – либо действий РїРѕ выявлению Рё устранению допущенных РђРћ «ДОМ.РФ» нарушений, повлекших Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ выбытие РёР· владения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации земельного участка СЃ кадастровым номером ***, расположенного РїРѕ адресу: ***, который РЅРµ РјРѕРі быть предметом аукциона.
Как установлено решением Арбитражного суда города Москвы от *** по делу № А40-147382/18-121-1770 земельный участок площадью 264937 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, находится в федеральной собственности.
Как следует РёР· ответа Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Екатеринбурга РѕС‚ *** РёСЃС…. в„– ***, решением правительственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ развитию жилищного строительства Рё оценке эффективности использования земельных участков, находящихся РІ собственности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (протоколы РѕС‚ *** в„– *** Рё РѕС‚ *** в„– ***) указанный земельный участок передан РђРћ «АРР–РљВ» (РІ соответствии СЃ распоряжением Росимущества РѕС‚ *** в„– *** — РђРћ «ДОМ. РФ») для совершения сделок РІ качестве агента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 24.07.2018 в„– 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Земельный участок предоставлен РЅР° основании результатов аукциона РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды для комплексного освоения территории, РІ рамках которого предусматривается, РІ том числе жилищное Рё РёРЅРѕРµ строительство РЅР° основании решения правления РђРћ «АРР–РљВ». РџРѕ итогам аукциона арендатором земельного участка признан РћРћРћ Специализированный застройщик «Краснолесье», СЃСЂРѕРє аренды — 9 лет.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
На основании ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу п. 5.5 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утв. Приказом Росимущества от *** № *** ТУ Росимущество в Свердловской области с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также нарушений, возникающих при осуществлении полномочий по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на п. 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, Росимущество наделено правами собственника по отношению к земельным участкам, являющимся объектами федеральной собственности, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2008 N 632 "О правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности РФ" Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, образована в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон) в целях содействия развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействия созданию парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан (далее - жилищное строительство и иное развитие территорий), а также в целях оценки эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук.
В силу п. 18 Положения, решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти и организаций и направляются им в виде копий протоколов заседаний Комиссии или выписок из них.
В соответствии с п. 3 Положения основной задачей Комиссии является принятие в соответствии с Федеральным законом решений об использовании находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества (далее - земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности), решений о целесообразности передачи неэффективно используемых земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук (в том числе с расположенными на таких земельных участках и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества), в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также решений о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом.
Согласно подп. «б» п. 4 Положения, Комиссия принимает решения о целесообразности совершения акционерным обществом "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что уполномоченным органом (Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) принято решение о совершении сделок в отношении спорного земельного участка, которое не оспорено, *** между АО «ДОМ.РФ» и ООО «Специализированный застройщик «Краснолесье» заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения территория, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное и иное строительство № ***, который также не оспорен, Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утв. Приказом Росимущества от *** № *** не наделяет ТУ Росимущества в Свердловской области полномочиями по координации или контролю за АО «ДОМ.РФ», суд не усматривает бездействия со стороны административного ответчика, выразившегося в непринятии каких-либо действий по выявлению и устранению допущенных АО «ДОМ.РФ» нарушений, повлекших за собой выбытие из владения Российской Федерации земельного спорного участка.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Помазан Р. Рђ. Рє Территориальному управлению Росимущества РІ Свердловской области Рѕ признании незаконным бездействия государственного органа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Ю.В. Глушкова