Решение по делу № 3а-626/2020 от 10.08.2020

Дело ***а-626/2020

22OS00***-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Солод Ю.А.,

при секретаре Кимяевой Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

<данные изъяты> с учетом уточнения требований, обратилось в суд с административным иском к управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере равной его рыночной стоимости.

Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права собственника, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, <данные изъяты> просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.

В ходе судебного разбирательства КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю привлечено в качестве заинтересованного лица.

Представитель административного истца <данные изъяты> в судебном заседании просила административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске и установить кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>. и по состоянию на ДД.ММ.ГГ - <данные изъяты>

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представители административных ответчиков управления имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» в письменных отзывах, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в равном рыночной стоимости размере, указали на недостатки представленных отчетов об оценке.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю указал, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ является архивной, в телефонограмме сообщил, что новая кадастровая стоимость применяется с ДД.ММ.ГГ.

Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Заслушав объяснение представителя административного истца, допросив свидетеля, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

На основании абзаца 1статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При рассмотрении административного дела на основании свидетельства о праве собственности на землю и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГ судом установлено, что <данные изъяты> является собственником земельного участка, <адрес>, с кадастровым номером *** (л.д.14,113-116, том 1).

Представленными в материалы дела платежными поручениями подтверждается, что административный истец оплачивает земельный налог за указанный земельный участок (л.д.132-135, том 1).

Следовательно, установление в отношении данного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГ и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>.; датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости –ДД.ММ.ГГ (л.д. 15, том 3).

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГ и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>.; датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости –ДД.ММ.ГГ (л.д. 14, том 3).

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ является архивной.

В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Поскольку архивная кадастровая стоимость подлежит применению для исчисления земельного налога, то установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение рыночной стоимости названного земельного участка административный истец с соблюдением требований абзаца 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представил отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д. 134 – 240, том 3).

Из отчета об оценке *** составленного ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д. 21-13, том 3).

В судебное заседание представителем административного истца представлены письменные пояснения оценщика, в которых с учетом замечаний административных ответчиком, последним произведен новый расчет рыночной стоимости спорного земельного участка и определено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ рыночная стоимость составила – <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в отчетах итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Представленные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, а указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. При этом в отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.

Кроме того, в судебном заседании свидетель <данные изъяты> подтвердил выводы об итоговой оценке рыночной стоимости земельного участка, содержащиеся в отчетах об оценке ***, *** и письменных пояснениях, указав, что ошибка в расчетах возникла вследствие указания неверной даты предложения о продаже объекта аналога ***. Письменные пояснения оценщика приобщены к материалам дела.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку они мотивированны, ясны, обоснованы исследованными специалистом обстоятельствами и не содержат противоречий.

В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчетах.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетами об оценке.

На основании приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в равном рыночной стоимости размере.

В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 28 суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в суд с настоящим иском, - ДД.ММ.ГГ.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.

Датой обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать ДД.ММ.ГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Солод

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.

3а-626/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
СНТ "Степное"
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Управление имущественных отношений Алтайского края
Краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки"
Другие
Рябенький Владимир Васильевич
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю
администрация Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиалал по Алтайскому краю
Якимова Елена Анатольевна
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация административного искового заявления
11.08.2020Передача материалов судье
11.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее