УИД 38OS0000-01-2020-000268-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2021 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-24/2021 по административному исковому заявлению Панариной Натальи Владимировны к Правительству Иркутской области, Управлению Росреестра по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Панарина Н.В. обратилась в суд с административным иском к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Панарина Н.В. владеет нежилым зданием с кадастровым номером (номер изъят), расположенным по адресу (адрес изъят). Кадастровая стоимость нежилого здания составляет 57 685 441,14 руб. Дата определения кадастровой стоимости – 15.12.2015. Согласно отчету № 20-0425 от 12.10.2020, выполненному ООО «(данные изъяты)» Оценочная компания, рыночная стоимость данного нежилого здания по состоянию на 15.12.2015 составляет 14 800 000 руб. Кадастровая стоимость здания по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к увеличению налоговой базы, что является основанием для обращения в суд с данным административным иском. Просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (номер изъят) в размере его рыночной стоимости равной 14 800 000 руб., определенной по состоянию на 15.12.2015.
Определением судьи от 17.12.2020 для участия в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Росреестра по Иркутской области, в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Иркутской области.
Представитель административного истца Смольникова Е.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что процедура установления кадастровой стоимости, принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, соответствует действующему законодательству, а расчет рыночной стоимости в представленном истцом отчете об оценке произведен с нарушениями и не отражает рыночную стоимость на дату ее определения.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что Управление не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости объекта недвижимости, с которой истец не согласен, не может также и представить свои возражения относительно доказательства правомерности своих действий и решений по установлению кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку вышеуказанных действий не совершало.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования г. Братска в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 245 КАС РФ и статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247, частью 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Судом установлено, что Панарина Н.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу (адрес изъят), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Данный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет 01.07.2011.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в 2015-2016 гг. на территории Иркутской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2015 № 500-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области», отчетом № 04-КО-16 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда на территории Иркутской области по состоянию на 15.12.2015, постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2016 № 94-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 30.09.2015 № 500-пп», положительным экспертным заключением от 10.08.2016 № 5758 на отчет № 04-КО-16.
Постановлением Правительства Иркутской области «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области» от 14.11.2016 № 723-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда на территории Иркутской области по состоянию на 15.12.2015.
05.12.2016 на основании данного Постановления филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (номер изъят) в размере 57 685 441,14 руб. по состоянию на 15.12.2015.
В соответствии с положениями статей 400, 401, 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) административный истец является плательщиком налога на имущество в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (номер изъят), при исчислении которого налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 НК РФ.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет суммы ранее исчисленного налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ налогоплательщик имеет право подать заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
При таких обстоятельствах, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего Панариной Н.В. объекта недвижимости могут повлиять на ее права и обязанности как налогоплательщика, в связи с чем у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 05.12.2016.
С настоящим иском Панарина Н.В. обратилась в суд 14.12.2020 (дата подачи административного иска в электронном виде через информационную систему суда), то есть в пределах установленного законом срока.
Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке № 20-0425 от 12.10.2020, выполненный ООО «(данные изъяты)» Оценочная компания.
Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (номер изъят) по состоянию на 15.12.2015 составляет 14 800 000 руб.
Определением суда от 13.01.2021 было назначено проведение судебной оценочной экспертизы.
В заключении судебной экспертизы № 17/21 от 02.02.2021, выполненной экспертом ООО «(данные изъяты)» Н, указано следующее:
- отчет ООО «(данные изъяты)» Оценочная компания № 20-0425 от 12.10.2020 об определении рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером (номер изъят) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки;
- рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу (адрес изъят) по состоянию на 15.12.2015 составляет 15 417 000 руб.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт Н был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, давая оценку заключению судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Лицами, участвующими в деле, заключение судебной экспертизы не оспорено, возражений относительно величины установленной экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости не поступило.
Доказательств, подтверждающих недостоверность установленной заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, административный ответчик в нарушение требований статьи 62, части 5 статьи 247 КАС РФ не представил.
Принимая решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной ее рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных требований и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (номер изъят) равной рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы в размере 15 417 000 руб. по состоянию на 15.12.2015.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости – 14.12.2020 (дата подачи административного иска в электронном виде через информационную систему суда).
Доводы Управления Росреестра по Иркутской области о безосновательности привлечения в качестве административного ответчика по делу, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 5 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
В силу положений части 3 статьи 135 КАС РФ круг лиц, участвующих в деле, определяет суд.
В соответствии с частью 2 статьи 247 КАС РФ, пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пунктам 1, 4 «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, названный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке.
При указанных обстоятельствах привлечение Управления Росреестра по Иркутской области к участию в деле в качестве административного ответчика отвечает требованиям вышеуказанных правовых норм.
Кроме того, привлечение в качестве административного ответчика не влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов Управления Росреестра по Иркутской области, поскольку не устанавливает его вины в установлении кадастровой стоимости в размере, существенно превышающем его рыночную стоимость, и не возлагает на него какой-либо материальной ответственности или обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Панариной Натальи Владимировны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу (адрес изъят) в размере его рыночной стоимости равной 15 417 000 руб., определенной по состоянию на 15.12.2015.
Дата обращения Панариной Натальи Владимировны с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости – 14.12.2020.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.03.2021.
Судья С.Н. Банщикова