Дело № 2-723/2022г.
УИД № 23RS0005-01-2022-001380-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 07 июня 2022 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Якименко Н.В.,
при секретаре Давыдовой Ю.А.,
с участием представителя истца - администрации Муниципального образования Апшеронский район Иванова И.А.
представителя ответчицы Ковальчук Е.В. – Сырых В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Апшеронский район к Ковальчук Екатерине Владимировне о признании строения самовольной постройкой и понуждении ее сноса,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация МО Апшеронский район обратилась в суд с иском к Ковальчук Е.В. о признании строения самовольной постройкой и понуждении ее сноса, мотивируя свои требования тем, что в целях соблюдения норм градостроительного и земельного законодательства РФ администрацией МО Апшеронский район был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, общей площадью 600 кв.м, (погрешность измерений 8,57 кв.м.), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Ковальчук Е.В. и был образован в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №. На основании представления прокуратуры Апшеронского района «Об устранении нарушений земельного законодательства» постановление администрации Тверского сельского поселения от 22 мая 2017 года №, послужившее основанием для изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № с «сельхозпроизводство» на «для садоводства», отменено. Согласно Распоряжению главы администрации Краснодарского края от 4 октября 2005 г. № 809-р «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Апшеронскою района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» данные земельные участки относятся к особо ценным сельхозугодиям, использование которых не допускается для целей, не связанных сельскохозяйственным производством. Как следует из Классификатора видов разрешенного использования утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 г. № П/0412 содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыболовство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Следовательно, на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции следует использовать земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственным угодием. Согласно Правил землепользования и застройки Тверского сельского поселения Апшеронского района, утверждённых решением Совета Тверского сельского поселения Апшеронского района от 01 октября 2014 года № «Об утверждении правил землепользования и застройки территории Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края» (в редакции решения Совета муниципального образования Апшеронский от 28 октября 2021 года № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Тверского сельского поселения Апшеронского района»), указанный земельный участок расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не распространяются. По информации отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Апшеронский район и администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района градостроительный план, разрешение на строительство объекта капитального строительства и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, не выдавались. Документация по планировке территории в отношении земельного участка не утверждалась. В соответствии с письмом прокуратуры Апшеронского района от 06.12.2021 года № о проведении проверки установлено, что в нарушение требований градостроительного законодательства, без получения разрешения на строительство, а также уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС возведены объекты строительства, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, обладающие признаками капитальности. В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Поскольку самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, просит суд признать строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, расположенное по <адрес> самовольной постройкой и обязать Ковальчук Е.В. устранить нарушения земельного законодательства путем сноса (демонтажа) строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Представитель администрации Муниципального образования Апшеронский район Иванов И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчица Ковальчук Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется реестр почтовых отправлений, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель ответчицы Ковальчук Е.В. - Сырых В.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения и суду пояснил, что спорный объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> принадлежащий на праве собственности ответчице не являются капитальным сооружением, в связи с чем, к нему не могут быть применены нормы ст. 222 ГК РФ, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования Апшеронский район не имеется.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит исковые требования администрации Муниципального образования Апшеронский район к Ковальчук Екатерине Владимировне о признании строения самовольной постройкой и понуждении ее сноса обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу требований ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Как установлено в судебном заседании, постановлением главы Тверского сельского поселения Апшеронского района от 22.05.2017 г. № изменен вид разрешенного использования земельных участков, расположенных по <адрес>, СПК «Тверской» участок 1 секция 3, контуры 3,27,30 и участок 1, секция 6, контур 75 с вида разрешенного использования для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования для садоводства.
На основании внесенного представления прокурора Апшеронского района от 27.11.2020г., постановлением администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района Гончарова С.О. от 22.12.2020 г. за №, отменено постановление администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района от 22.05.2017 г. № «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по <адрес> участок 1 секция 3, контуры 3,27,30 и участок 1, секция 6, контур 75».
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12.04.2022г., Ковальчук Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600+/- 8,57 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, который был образован в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Из акта № визуальной фиксации использования земельного участка, составленного отделом муниципального контроля администрации муниципального образования Апшеронский район от 07.04.2022 г. следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, Ковальчук Е.В. возвела строение без разрешительной документации, а также с нарушением градостроительных регламентов; земельный участок используется не в соответствии с видом разрешенного использования, в нарушение требований ст. 42 ЗК РФ, что образует признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Пунктом 2 статьи 260 ГК РФ предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территорий для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительным кодексом Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Строения, вспомогательные постройки будут считаться созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, если они возведены с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ), либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статьи 85 ЗК РФ), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Как следует из Классификатора видов разрешенного использования утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 г. № П/0412 содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая во внимание, что объекты недвижимости - строения возведены без разрешительной документации на земельном участке, целевое использование которого не предполагает строительство на нем данного объекта, что является основанием для признания спорного строения самовольным и его сноса (демонтажа).
Доводы представителя ответчика о назначении по делу строительно-технической и почвоведческой экспертизы судом отклонены, поскольку назначение судебной является правом суда, а не обязанностью, а в соответствии с ч.3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 названного Кодекса.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
Поскольку на землях сельскохозяйственного назначения возможно только строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и размещение как указывает представитель ответчицы садового дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не предусмотрено, то целесообразности назначения вышеуказанных экспертиз о том, что создает ли он угрозу жизни или здоровью граждан, принесет ли он вред окружающей среде, является ли он объектом недвижимости, а также является ли почва на данном земельном участке табакопригодной и относится ли земельный участок к особо ценным землям, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования администрации муниципального образования Апшеронский район удовлетворить и признать строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес>, самовольной постройкой и обязать ответчика устранить нарушения земельного законодательства путем сноса (демонтажа) строения на спорном земельном участке.
Из положений ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации муниципального образования Апшеронский район к Ковальчук Екатерине Владимировне о признании строения самовольной постройкой и понуждении ее сноса – удовлетворить.
Признать строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> самовольной постройкой.
Обязать Ковальчук Екатерину Владимировну устранить нарушения земельного законодательства путем сноса (демонтажа) строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Взыскать с Ковальчук Екатерины Владимировны в доход муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2022 года
Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.