Дело № 2-5497/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2017 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеенко М. М. к администрации Уссурийского городского округа о признании акта обследования утраченного урожая незаконным
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названным иском, в его обоснование указал следующее.
Моисеенко М.М. проживает по адресу XXXX2, часть жилого дома и земельный участок, для его обслуживания и эксплуатации, находятся в его собственности. В результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года, земельный участок по данному адресу оказался в зоне подтопления, в связи с чем весь урожай на придомовом участке пришел в негодность.
Однако истцу было отказано во включении в списки пострадавших граждан и производстве компенсационных выплат, т.к. утраты урожая не установлено: отсутствуют следы замокания, гниения с\х культур (картофель, помидоры, огурцы), о чем ДД.ММ.ГГ. составлен соответствующий акт.
Истец считает, что данный акт не имеет юридической силы, что подтверждается следующим.
Согласно Постановлению главы Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГ., с 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГг. на территории Уссурийского городского округа введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ. XXXX «Об утверждении перечня зданий, строений, сооружений, находящихся в зонах затопления и подтопления на территории Уссурийского городского округа, в результате чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей ДД.ММ.ГГ года», место жительство истца: XXXX включено в зону затопления.
Акт обследования от ДД.ММ.ГГ не согласован и не утвержден на дату ознакомления истца с указанным актом, что подтверждается отсутствием соответствующих отметок о согласовании и утверждении в копии акта обследования от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с постановлением администрации УГО от 14.08.2017 года № 2438 «О внесении изменений в постановление администрации УГО от 08.08.2017 года № 2375 «О создании межведомственных комиссий по установлению факта причинения ущерба имуществу, вызванного паводками и подтоплением на территории УГО в августе 2017 и утверждении Положения о межведомственной комиссии по установлению факта причинения ущерба имуществу, вызванного паводками и подтоплением на территории УГО в августе 2017»» состав комиссии XXXX изложен в следующей редакции: председатель комиссии Ковальчук Г.В. - начальник отдела инвестиционной политики администрации УГО, члены комиссии Литвиненко Н.М. - главный специалист 1 разряда отдела внутреннего муниципального финансового контроля финансового управления администрации УГО, Сивков Р.С. - заместитель начальника отдела по работе с жилищным фондом управления жилищной политики администрации УГО.
Председатель и члены комиссии в указанном выше не имели права давать заключение в акте обследования от ДД.ММ.ГГ о том, что не утрачен урожай в результате чрезвычайной ситуации на придомовом земельном участке, так как у председателя и членов комиссии отсутствовало надлежащее образование в области познаний сельскохозяйственных культур.
Кроме того, надлежащего осмотра урожая не было, так как осмотру подверглись только картофель, помидор и огурцы на расстоянии примерно 25 метров от дома, в связи с чем, считает что надлежащим образом овощи не были осмотрены, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГ. Истец на своем участке выращивает морковь, свеклу, капусту, баклажаны, перец, тыкву, арбузы и многое другое, которые не подвергались осмотру вообще.
Таким образом, акт обследования от ДД.ММ.ГГ содержит недостоверную информацию об отсутствии утраты урожая на земельном участке.
Просил признать акт обследования утраченного урожая от ДД.ММ.ГГ. в результате чрезвычайной ситуации по адресу XXXX2 незаконным.
В судебном заседании истец и его представитель по ордеру Воронько Ю.Г. настаивала на исковых требованиях, дополнительно пояснили, что свидетельскими показаниями, полученными в ходе рассмотрения гражданского дела по иску истца о включении в список пострадавших граждан в результате ЧС, признании права на получении соответствующих выплат, подтверждаются доводы истца о том, что члены комиссии осматривали участок, на котором росла трава, вглубь огорода не проходили. Свидетели пояснили, что истец выращивал на участке картофель, огурцы, помидоры, морковь, капусту и другие сельхозкультуры.
Представитель администрации УГО Усанова Е.Н. с иском не согласилась, ссылаясь на то, что акт истцом подписан, претензий не имелось.
Суд, выслушав участников процесса, опросив свидетелей Притупова Ю.А., Дружинину Д.М., Пилипей А.А., Литвиненко Н.И., изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 7 ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, при наличии ущерба причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно абз. 7 ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, при наличии ущерба причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительской власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.
В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п.2.3, 2.4 Постановления Администрации Приморского края № 320-па от 09.08.2017 «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года, за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» списки пострадавших граждан, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего постановления, формируются на основании:
документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации;
актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, по форме согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;
актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
В соответствии с п.1.1. п.1 Постановления Администрации Приморского края № 320-па от 09.08.2017 «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года, за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе 2017 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Уссурийского городского округа, Михайловского, Надеждинского и Хасанского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на:
разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов:
в размере XXXX - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;
Основаниями для выплаты департаментом труда и социального развития Приморского края как разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, так и единовременной материальной и финансовой помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, являются списки пострадавших граждан, представленные соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
Общеизвестным является тот факт, что в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года на территории Приморского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог, мостов.
Истцу было отказано во включении в списки пострадавших в результате ЧС граждан, производстве компенсационных выплат, т.к. не было установлено утраты урожая.
Согласно акту обследования утраченного урожая в результате ЧС от ДД.ММ.ГГ. по адресу XXXX в результате осмотра насаждений сельскохозяйственных культур (картофель, помидоры, огурцы) установлено, что отсутствуют следы замокания и гниения. Таким образом, комиссии пришла к выводу о том, что урожай не утрачен.
Между тем, данный вывод комиссии опровергается представленными истцом фотографиями земельного участка, сделанными ДД.ММ.ГГ. и пояснениями свидетелей, опрошенных в судебных заседаниях от ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ. при рассмотрении иска Моисеева М.М. к администрации УГО о включении в список пострадавших граждан в результате ЧС, признании права на получении соответствующих выплат, пояснениями свидетелей, опрошенных судом при рассмотрении настоящего дела.
Из показаний свидетелей следует, что члены комиссии полностью огород и сельхозкультуры не осматривали, отказались пройти вглубь огорода, т.к. не было соответствующей обуви. Истец на своем огороде выращивает картофель, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, капусту, баклажаны, перец, арбузы. Вода стояла на участке по колено около 3-х дней. Осмотр производился 14.08.2017г., когда основная вода ушла. После схода воды, на участке были ил, камни, весь урожай почернел из-за намокания, овощи были все гнилые. С учетом времени нахождения участка в воде, вида выращиваемых сельхозкультур, факт утраты урожая сомнений не вызывает.
На фотографиях видно, что придомовой участок находится в воде.
Доводы ответчика о том, что при составлении акта истец не высказывал замечаний, не состоятельны, т.к. его подпись стоит в строке об ознакомлении с заключением комиссии, а не о его согласии либо несогласии с выводами комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать акт обследования утраченного урожая от ДД.ММ.ГГ в результате чрезвычайной ситуации по адресу XXXX2 незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Степанова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2017 г.