Дело № 2а-2205/2021
25RS0001-01-2021-001681-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ярошевой Н.А.
при секретаре Новосёловой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю к Полонскому Дмитрию Евгеньевичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
представитель административного истца обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что Полонский Д.Е. в 2018 являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, обязан был оплачивать авансовые платежи в соответствии со ст. 227 НК РФ. Так, налогоплательщику исчислен авансовый платеж за 2018 по НДФЛ в размере 8 702 руб. со сроком оплаты 15.01.2019, авансовый платеж за 3 месяца 2018 по НДФЛ в размере 8 702 руб. со сроком оплаты 15.10.2018, авансовый платеж за 6 месяцев 2018 по НДФЛ в размере 17 404 руб. Также Полонскому Д.Е. за 2018 были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 480 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб. В установленные законом сроки налоги ответчиком не оплачены. На основании ст. 75 НК РФ исчислены пени. В соответствии со ст. 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование №17224 от 13.02.2019 со сроком оплаты до 25.03.2019, требование также не исполнено. Судебный приказ в отношении налогоплательщика был вынесен 27.12.2019 мировым судьей судебного участка №1 Ленинского судебного района г.Владивостока, отменен определением от 17.08.2020. Просит взыскать с Полонского Д.Е. недоимки за 2018: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - налог в размере 4 840 руб., пени в размере 27,16 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - налог в размере 26 545 руб., пени в размере 123,43 руб.; налог на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 34 808 руб., пени в размере 80,93 руб., восстановить срок на обращение в суд, пропущенный по уважительной причине.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания была уведомлена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором уточнила требования и просила взыскать недоимку за 2018 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: налог в размере 5 840 руб., пени в размере 27,16 руб., т.к. сумма в исковом заявлении указана некорректно, в остальной части требования оставила без изменений.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности Андросова Т.И., возражала против удовлетворения требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что административное исковое заявление подано с пропуском срока, уважительные причины пропуска процессуального срока налоговым органом не приведены. Кроме того, обязанность по оплате налога на доходы за 2018 была исполнена ответчиком в полном объеме, налог был оплачен по итогам 2018 года по полученному доходу на основании налоговой декларации, одобренной Инспекцией. Просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующимзаконодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.
Правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование урегулированы Главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пп.2 п. 1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии с со ст.423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года (ст. 430 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что Полонский Д.Е. в 2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Таким образом, на Полонского Д.Е. законом возлагается обязанность уплаты авансовых платежей, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование.
В установленный законом срок административным ответчиком не были оплачены налоги, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не предоставлены, в связи с чем, административному ответчику были начислены пени
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Полонскому Д.Е. через личный кабинет было направлено требование № 17224 от 13.02.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в сумме: налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей: в размере 17 404 руб. (установленный НК РФ срок оплаты 16.07.2018), в размере 8 702 руб. (установленный НК РФ срок оплаты 15.10.2018), в размере 8 702 руб. (установленный НК РФ срок оплаты 15.01.2019), пени в сумме 80,93 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб., пени 123 руб. 43 коп.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 5 840 руб., пени 27 руб. 16 коп., со сроком исполнения до 25.03.2019.
Однако в установленный срок задолженность по налогам, страховым взносам и пени административным ответчиком оплачена не была, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание предоставлены не были.
Из содержания административного искового заявления следует, что в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм налога за 2018 год: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб., пени в размере 27,16 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб., пени в размере 123,43 руб.; налог на доходы физических лиц в размере 34 808 руб., пени в размере 80,93 руб.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на дату обращения в суд) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, меры, направленные на взыскание налога в судебном порядке, должны быть предприняты налоговым органом в срок, не превышающий шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Следовательно, в случае пропуска срока для взыскания основного долга в судебном порядке налоговый орган утрачивает право на взыскание задолженности.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п. п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Согласно налогового требования N 17224от 13.02.2019 об уплате налога сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, Полонскому Д.Е. предложено в срок до 25.03.2019 погасить задолженность по уплате транспортного налога, следовательно, с учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с иском истекает 25.09.2019 года.
Из представленной представителем ответчика копии заявления ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока о вынесении судебного приказа в отношении Полонского Д.Е. следует, что указанное заявление поступило мировому судье судебного участка №1 Ленинского судебного районам г.Владивостока 27.12.2019.
27.12.2019 мировым судьей судебного участка №1 Ленинского судебного района г.Владивостока был вынесен судебный приказ о взыскании с Полонского Д.Е. задолженности, что подтверждается определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Владивостока от 17.08.2020 об отменен судебного приказа.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что налоговая инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа со значительным пропуском срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы штрафа и пени в связи с пропуском установленного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, довод представителя истца о том, что срок пропущен в связи с системной ошибкой, большой загруженностью в работе, суд признает необоснованным, поскольку административным истцом является государственный орган, имеющий штат работников, в связи с чем, указанные административным истцом причины не относятся к объективным, непреодолимым обстоятельствам и связаны исключительно с организацией работы, не могут расцениваться как уважительные, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
При этом судом учитывается, что то обстоятельство, что по направленному налоговым органом с нарушением установленного законом срока мировому судье заявлению о вынесении судебного приказа был выдан судебный приказ, отмененный впоследствии, не свидетельствует о том, что срок подачи искового заявления налоговым органом соблюден.
Положения п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, устанавливающие возможность подачи налоговым органом заявления о взыскании налога в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в рассматриваемом деле применению без учета обстоятельств пропуска срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, не подлежат, поскольку в связи с тем, что ст. 123.4 КАС РФ не предусматривает такого основания для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, как истечение срока подачи заявления, мировой судья должен независимо от пропуска срока принять заявление и выдать судебный приказ, если не имеется других оснований для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии.
На основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, исходя из публично-правового характера налоговых правоотношений, положений КАС РФ и разъяснений, содержащихся в п. 20 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ", суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований к Полонскому Д.Е.
По изложенному, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.04.2021