Дело №2а-436/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Попеновой Т.В.,
при секретаре Якуповой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губайдуллина Д. М. к Межрайонной ИФНС № по Республике Башкортостан о признании незаконными действий по начислению налога,
УСТАНОВИЛ:
Губайдуллин Д.М. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС № по Республике Башкортостан о признании незаконными действий по начислению налога, указывая на следующее.
Губайдуллину Д.М. на праве собственности принадлежат: Нежилое помещение кадастровый №, площадью 13,9 кв.м., расположенное на 1 этаже (номер на поэтажном плане 9), адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 176,2 кв.м., расположенное на 1 этаже (номер на поэтажном плане 5), адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 247 кв.м., расположенное на 3 этаже (номер на поэтажном плане 11), адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 19,6 кв.м., расположенное на 1 этаже (номер на поэтажном плане 6), адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 15,9 кв.м., расположенное на 4 этаже (номер на поэтажном плане 13), адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 5,8 кв.м., расположенное на 2 этаже (номер на поэтажном плане 7), адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 5,9 кв.м.,. положенное на 3 этаже (номер на поэтажном плане 10), адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 228,1 кв. расположенное на 2 этаже (номер на поэтажном плане 8), адрес (местонахождение) объект <адрес>; Нежилое помещение кадастровый №, площадью 922 кв.м., (размер доли в праве 1/2) расположенное по адресу: <адрес>. Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговая ставка для указанных объектов определена в размер 2,00%, как в отношении объектов, для которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости. Вместе с тем, объекты с кадастровыми номерами №, на которые, согласно налогового уведомления налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в Перечнях, утвержденных приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. На основании апелляционного определения ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (нежилые помещения с кадастровыми номерами №, выделены в натуре. Указанные нежилые помещения не являются торгово- сервисным комплексом, в течении длительного времени не используются. Полагает, что при отсутствии объектов в Перечне начислять на них налог, исходя кадастровой стоимости является неправомерным. С момента выдела доли в натуре, долевая собственность на объект, расположенный по адресу <адрес> прекращена, на что прямо указано в апелляционном определении. Все объекты, выделенные в натуре поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности на них зарегистрировано в установленном законом порядке. Для исчисления налога на имущества, исходя из его кадастровой стоимости, указанное имущество должно быть включено в утвержденные в установленном законом порядке перечни. Объекты с кадастровыми номерами №, в какие либо перечни не включены. ИП Губайдуллин Д.М. в своей деятельности использует упрощенную систему налогообложения. Приведенные объекты недвижимости Губайдуллиным Д.М. не используются. ИП Губайдуллиным Д.М. используется только 2 помещения в предпринимательских целях, общей площадью менее 20% площади здания под объекты торговли, бытового обслуживания, поэтому указанные объекты не обладают признаками объекта налогообложения по кадастровой стоимости и не должны включаться в кадастровый перечень. На основании изложенного, административный истец просил признать действия административного ответчика по начислению налога на имущество: объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, исходя из их кадастровой стоимости незаконными, а налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Обязать Межрайонную ИНФС № по Республике Башкортостан произвести перерасчет налога на имущество Губайдуллина Д. М. в части объектов с кадастровыми номерами: №.
Административный истец Губайдуллин Д.М., в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Губайдуллина Д.М.- Кислицына А.А., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика МИФНС № по РБ - Алмаев А.Р., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ административный иск не признал и показал, что по данным, поступившим в Инспекцию, Губайдуллин Д.М. владеет следующими объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами №. По сведениям, полученным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, вышеуказанные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: № включены в состав здания с кадастровым номером №. Объект с кадастровым номером № в 2020 году включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №. Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № расположены в здании с кадастровым номером №. Здание с кадастровым номером № находится в Перечне, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минземимущества РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (строка 1928 приложения к приказу). Указанное здание расположено по адресу № Поскольку спорные помещения расположены в здании, которое, в свою очередь, включено в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость, то соответствующий режим налогообложения распространяется на входящие в его состав помещения, то есть объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами №
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 85 НК РФ данные о зарегистрированных объектах и их владельцах поступают в налоговые органы от соответствующих регистрирующих органов в электронном виде.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
На основании подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в Перечень включаются административно-деловые центры, торговые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости или документам технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Кодекса.
Кроме того, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Кодекса).
В качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
Подп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ предусмотрено, что в отношении указанных объектов налогообложения налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов их кадастровой стоимости.
В силу подп. 4 п. 2 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.11.2014 № 37/4 «О налоге на имущество физических лиц» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, налоговая ставка установлена в размере 2% от кадастровой стоимости от объекта недвижимости.
По данным, поступившим в Инспекцию, Губайдуллин Д.М. владеет следующими объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес> 3 с кадастровыми номерами №.
По сведениям, полученным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, вышеуказанные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: №
Объект с кадастровым номером № в 2020 году включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № расположены в здании с кадастровым номером №. Здание с кадастровым номером № находится в Перечне, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минземимущества РБ от 24.12.2019 № 1810 «Об утверждении объектов недвижимого имущества, в отношении
которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (строка 1928 приложения к приказу).
Указанное здание расположено по адресу <адрес>.
Поскольку спорные помещения расположены в здании, которое, в свою очередь, включено в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость, то соответствующий режим налогообложения распространяется на входящие в его состав помещения, то есть объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами №
Сведения об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером № из Перечня в Инспекцию не поступали, также не были представлены на день рассмотрения настоящего административного иска.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что основания для перерасчета налога на имущество физических лиц за 2020 год отсутствуют, соответственно требования в данной части не подлежат удовлетворению.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 56 и пункта 1 статьи 399 НК РФ вышеуказанное освобождение от обязанности по уплате налога является налоговой льготой, применяющейся при условии подтверждения использования соответствующего имущества в предпринимательской деятельности.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 407 НК РФ, физические лица, имеющие право на налоговые льготы по налогу, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы (далее - заявление).
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (абзац четвертый пункта 6 статьи 407 НК РФ).
Вышеуказанное законоположение о предоставлении налоговой льготы не содержит ограничений по категориям налогоплательщиков и видам налоговых льгот по налогу, следовательно, действует и в отношении налоговой льготы по налогу, предусмотренной абзацем первым пункта 3 статьи 346.11 НК РФ, в т.ч. в части определения налогового периода, с которого применяется налоговая льгота.
Независимо от порядка применения рассматриваемой налоговой льготы (по заявлению или без заявления) при предоставлении налоговой льготы налоговый орган должен располагать документированными основаниями (сведениями) для ее предоставления в отношении налогоплательщика, объекта налогообложения и налогового периода.
Изложенное, свидетельствует о необоснованности заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░