Решение по делу № 2-2099/2015 от 19.11.2014

Дело № 2-2099/2015                                                              05 мая 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи     Игумновой Е.Ю.,

при секретаре                                 Романовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахуревича В. С. и Бахуревич Т. П. к               <ЮР.Л.1> о признании права собственности в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Бахуревич В.С. и Бахуревич Т.П. обратились в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к <ЮР.Л.1> о признании права собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, по ? доли за каждым истцом.

В обоснование заявленных требований истцы указывали, что               <ЮР.Л.2> на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ и договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставило истцу, а также <данные изъяты> Бахуревич Т.П. и <данные изъяты>             Бахуревич Е.В. жилое помещение, а именно квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. В данной квартире истцы проживают и зарегистрированы. Вместе с тем истцы не могут реализовать свое право на приватизацию данной квартиры, поскольку в настоящее время вопрос передачи квартир в собственность не урегулирован, таким образом, свое право на приватизацию истцы реализовать не могут по не зависящим от них причинам.

Стороны и третьи лица на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании решения                            <ЮР.Л.2> от от ДД.ММ.ГГГГ и договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Бахуревичу В.С., его <данные изъяты> Бахуревич Т.П. и <данные изъяты> Бахуревич Е.В. предоставлена квартира <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м (л.д. <данные изъяты>).

Согласно выписке из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира по указанному адресу имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м и находится в собственности Российской Федерации, в отношении квартиры зарегистрировано право оперативного управления <ЮР.Л.1> (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии со справкой о регистрации истцы с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в указанной квартире (л.д. <данные изъяты>).

Истец Бахуревич В.С. в целях реализации своего права на приватизацию данной квартиры обращался к ответчику с просьбой передать квартиру в собственность, в ответ на данное обращение истцу рекомендовано обратиться в суд, поскольку вопрос о передаче квартир в собственность от Министерства обороны Российской Федерации не урегулирован.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (подп. 1 п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (подп. «а» п. 3 данного Указа).

Кроме того, Министерство обороны РФ на основании п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ и федерального закона о бюджете, издаваемого на соответствующий период, как правило, на финансовый год, включено в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, которому на основании п. 2 части 3 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ дано право использования выделенных из федерального бюджета денежных средств в соответствии с установленными этой нормой разделами и подразделами, в частности разделом «Национальная оборона».

При этом Министерство обороны РФ осуществляет вышеуказанные полномочия на основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно части 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и Указа Президента РФ от 07 июня 2011 года            № 716), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В частности, согласно п. 7 Положения Минобороны России осуществляет следующие полномочия: - осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; (пункт 68); - проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 69); - осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (пункт 71).

Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».

Так, п. 2 указанного постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; и) осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним; о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.

Кроме того, пункт 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. При этом в силу ст. 11 указанного Федерального закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации на праве оперативного управления имущество может закрепляться только за юридическими лицами, созданными в форме казенных предприятий или учреждений.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (п. 1                 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 18 февраля 1998 г. № 219, Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 июля 2002 г. № 184.

Министерство обороны РФ в силу предоставленных ему полномочий и возложенных обязанностей должно было закрепить право оперативного управления на указанную квартиру за одной из подведомственных ему организаций, специализирующихся в сфере управления имуществом или жилищного обеспечения, как и представить соответствующие сведения в Росреестр федерального имущества.

Принимая решение об удовлетворении требований истцов о признании за ними права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, суд считает необходимым указать следующее.

По смыслу положений части 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более.

Согласно имеющимся в деле документам Бахуревич В.С. имеет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания.

Как видно из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес>, передана истцам в бессрочное владение и пользование в целях проживания в ней (л.д. <данные изъяты>).

При этом суд считает, что предоставление истцам указанной квартиры по договору социального найма произведено правомочным органом                <ЮР.Л.2>, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации в лице заместителя начальника <ЮР.Л.2> В. (л.д. <данные изъяты>).

Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ № 6-П от 15 июня 2006 года, в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Таким законом, в частности, является Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии со ст. 2 которого граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Кроме того, при заключении договора социального найма истец Бахуревич В.С. заполнял соответствующую форму и давал подписку (форма, размещенная на официальном сайте <ЮР.Л.2>), в которой указывал о том, что в приватизации жилых помещений он не участвовал, а также об отсутствии каких-либо препятствий для получения жилого помещения от государства, как по договору социального найма, так и в собственность. В связи с этим компетентные службы Министерства обороны РФ, осуществляющие жилищное обеспечение, проводили проверку указанных сведений и не обнаружили препятствий для получения жилья истцом, в том числе и на праве собственности. В противном случае договор социального найма не был бы заключен, а заключенный договор подлежал бы расторжению.

Судом также установлено, что размер предоставленного истцам жилого помещения соответствует требованиям закона, в частности ст. 50 Жилищного кодекса РФ и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Из представленных истцами в материалы дела справок, выданных уполномоченными органами, следует, что Бахуревич В.С., <данные изъяты> года рождения, уроженец <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

Согласно отметкам о регистрации в паспорте Бахуревича В.С. истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по спорному адресу (л. д. <данные изъяты>).

Кроме того, в материалы дела представлены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что у истцов с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества, основанием для возникновения которых является договор передачи в собственность граждан (приватизации) (л.д. <данные изъяты>).

С учетом изложенного и на основании требований части 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для участия в приватизации жилья суд считает установленным.

Кроме того, ответчик и третьи лица доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для осуществления истцами своего права на приватизацию спорной квартиры в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили, хотя с учетом их компетенции, указанными сведениями они могут обладать.

На основании изложенного суд считает установленным отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для участия в приватизации жилья, следовательно, у истцов имеется право на получение в собственность занимаемой ими квартиры, которое предусмотрено Федеральным законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», однако отсутствие в настоящее время процедуры передачи квартир в собственность от Министерства обороны РФ препятствует реализации истцами указанного права. При таких обстоятельствах данное препятствие может быть преодолено путем вынесения судебного решения о признании за истцами права собственности на занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение. Указанный способ защиты права соответствует требованиям ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

<данные изъяты> истцов Бахуревич Е.В. от приватизации отказалась, о чем в материалах дела имеется нотариально удостоверенное заявление (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с частью 1 ст. 17 и ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                          р е ш и л:

иск Бахуревича В. С. и Бахуревич Т. П. к               <ЮР.Л.1> о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Бахуревичем В. С., <данные изъяты> года рождения, уроженцем <данные изъяты>, <данные изъяты> пола, гражданином <данные изъяты>, паспорт , выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения – <данные изъяты>, зарегистрированным по адресу: <адрес>, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную на <данные изъяты> этаже в <данные изъяты> доме , <адрес>.

Признать за Бахуревич Т. П., <данные изъяты> года рождения, уроженкой <данные изъяты>, <данные изъяты> пола, гражданином <данные изъяты>, паспорт , выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения – <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную на <данные изъяты> этаже в <данные изъяты> доме , <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 05 мая 2015 года.

2-2099/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бахуревич Татьяна Петровна
Бахуревич Виктор Степанович
Ответчики
Специальное территориальное управление имущественных отношений МО РФ
Другие
ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Управление Росреестра по СПб
Бахуревич Е.В.
КУГИ Санкт-Петербурга
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Невский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
nvs.spb.sudrf.ru
19.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2014Передача материалов судье
20.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2015Подготовка дела (собеседование)
06.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2015Судебное заседание
05.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2015Дело оформлено
06.03.2017Дело передано в архив
05.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее