УИД 55RS0007-01-2022-006554-30
Дело № 2-4888/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2022 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Горобец В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Екомасова А.В. к УМВД России по Омской области, МВД России о включении периода времени непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в стаж службы для назначения пенсиив льготномисчислении,
установил:
Екомасов А.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Омской области, МВД РФ, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №с находился в служебной командировке и в составе ВОГО и П МВД РФ выполнял служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона, что подтверждается выданной на его имя справкой с отметками о времени прибытия - убытия соответствующих органов внутренних дел.
Решением Мирового судьи судебного участка №97 ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ - 153 дня из периодас ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были признаны днями фактического участия в проведении контртеррористической операции в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ – в Чеченской республике.В соответствии с постановлением Правительства РФ №65 от 09.2.2011 засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения в льготном исчислении к воинскому специальному званию время непосредственного участия в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Просит признать период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временем фактического (непосредственного) участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ и включить в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета - один день службы за три дня.
В судебном заседании истец Екомасов А.В. участия не принимал, извещен о дате и времени судебного заседания надлежаще, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие (л.д.4 оборот).
Представитель ответчика УМВД России по Омской области Леонтьев А.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал. Пояснил, что периоды (время непосредственного участия сотрудников вКто) определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению КТО, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба. Из общего периода нахождения истца на территории СКР в льготном исчислении (один день за три дня) в выслугу лет для назначения пенсии зачтены 15 дней, которые подтверждены соответствующими приказами. В остальные дни истец поддерживал правопорядок на территории Чеченской республики и не участвовал в непосредственных боевых действиях, в связи с чем этот период был учтен в льготном исчислении как один день за полтора дня. Решение мирового судьи не имеет преюдициального значения, поскольку при вынесении данного решения суд не разрешал вопрос о включении в льготном исчислении периода нахождения на территории СКР в выслугу лет для назначения пенсии.
Представители ответчика МВД России и третьего лица ОМВД России по Исилькульскому району участия в судебном заседании не принимали, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав представителя УМВД России по Омской областиЛеонтьев А.А.,исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела и личного дела Екомасов А.В., представленные на обозрение суда, изучив материалы гражданского дела Центрального районного суда №2-1362/2014, суд приходит к следующему.
С1998 года Екомасов А.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации (ОВД Называевского района, затем ОВД по Исилькульскому району) (л.д. 20).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ капитан милиции, старший инспектор БППР Называевского ГОВД УВД Омской области Екомасов А.В. принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, что подтверждается справкой первого заместителя Командующего ОГВ (с) от МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6).
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка №97 Центрального административного округа города Омска от ДД.ММ.ГГГГ признано 153 дня из периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ днями фактического участия Екомасов А.В. в проведении контртеррористических операций в составе Объединенной группировки Войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ- в Чеченской республике.С УВД Омской области взыскана в пользу Екомасова А.В. задолженность по выплате денежного вознаграждения за 153 дня из периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактического участия в контртеррористических операциях в Чеченской Республике в сумме 98 709 руб. Екомасов А.В. зачтен срок службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 месяц за 3 месяца в специальном звании на льготных условиях.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №л/с Екомасов А.В. уволен ДД.ММ.ГГГГ из органов внутренних дел с должности старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Исилькульскому району по п. 4 ч.2 ст. 82 ФЗ № 342-ФЗ от 30.11.20211 «О службе в органах внутренних дел РФ» (по выслуге лет) (л.д. 44).
Выслуга лет согласно данному приказу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 25 лет 07 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 27 лет 05 месяцев 19 дней.
При расчете выслуги лет Центром финансового обеспечения УМВД России по Омской области в льготном исчислении (1 день за 3 дня) исчислены следующие периоды из общего периода нахождения истца на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня. Всего 15 дней.
Остальные дни нахождения на территорииСеверо-Кавказского региона засчитаны в выслугу лет в льготном исчислении как 1 день за 1,5 дня.
Доказательств, подтверждающих факт обращения к ответчику с соответствующим заявлением (рапортом) о зачете времени непосредственного участия в контртеррористических операциях (все 153 дня) в срок службы в льготном исчислении (один день службы как 3 дня), а также отказ компетентного органа в его удовлетворении, не представлено.
Как следует из пояснений представителя УМВД России по Омской области, с таким заявлением истец не обращался, однако из всего периода нахождения Екомасов А.В. на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет в льготном исчислении (1 день за 3 дня) включены только 15 дней на основании имеющихся в личном деле приказов.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Екомасов А.В., ссылаясь на указанное выше решение мирового судьи, просит зачесть период его непосредственного фактического участия в проведении контртеррористических операций в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ – в Чеченской Республике (153 дня) в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день участия в контртеррористической операции за три дня для назначения пенсии.
Разрешая заявленные требования, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в силу следующего.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1).
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в льготном исчислении.
В силу части 3 статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статьи 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, содержащемуся в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей», в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, периоды службы засчитываются в календарном исчислении.
В подпункте «ж» пункта 3 названного постановления Правительства РФ предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы на льготных условиях - один день службы за полтора дня - время службы в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, (федеральных государственных органов) военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 03.08.1998 или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10.03.2006.
Действовавшим в спорный период Указом Президента Российской Федерации от 07.06.2000 № 1054 «О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях» (утратил силу с 09.07.2007) установлено засчитывать с 1 августа 1999 года военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Возможность зачета военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы за полтора дня, а времени непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня, также предусмотрена частью 1 статьи 23 Федерального закона от06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Аналогичные положения относительно льготного порядка исчисления выслуги лет за время непосредственного участия в контртеррористических операциях содержались в ранее действовавшей статье 22 Федерального закона от 25.07.1998 № 130 «О борьбе с терроризмом», утратившего силу с 01.01.2007 в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» указанным в пункте 1 настоящего постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Указом Президента РФ от 23.09.1999 № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) была образована Объединенная группировка войск (сил) по проведению КТО на территории СКР (далее ОГВ(с), с привлечением в ее состав подразделений различных силовых структур и ведомств, в том числе и МВД России. Этим Указом было поручено Правительству РФ определить порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи в составе ОГВ(с).
Региональный оперативный штаб создан для непосредственного руководства специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ (п. 4 Указа Президента РФ от 22.01.2001г. № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, единственным полномочным органом, имеющим право привлекать сотрудников к участию в КТО, является Региональный оперативный штаб, руководитель которого несет всю полноту ответственности за проведение КТО, только его приказами утверждаются даты и периоды фактического участия сотрудников в КТО, место их проведения, поэтому единственным основанием для производства дополнительных выплат являются приказы, утвержденные руководителем РОШ.
Необходимо разграничить нахождение в служебной командировке на территории СКР и фактическое участие в контртеррористических операциях, поскольку это не тождественные понятия.
В период командировки на территории Северо-Кавказского региона сотрудники могут нести дежурство на КПП и блок-постах, участвовать в разведывательных мероприятиях, осуществлять сопровождение грузов, перевозку личного состава, охрану объектов жизнеобеспечения, то есть в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Указанная деятельность не имеет статуса «единой непрерывной контртеррористической операции».
В отличие от мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, под «контртеррористической операцией» в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимаются комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
При этом согласно ст. 12 Федерального закона «О борьбе с терроризмом», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, руководство сотрудниками, привлекаемыми к проведению КТО, осуществляет руководитель оперативного штаба, который определяет границы зоны проведения указанной операции и принимает решение об использовании привлекаемых для данной операции сил и средств.
В указной норме раскрыто понятие террористической акции: террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения;захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций (в частности, исчисление выслуги лет в трехкратном размере) производится не всем военнослужащим и сотрудникам, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участвовали в конкретные дату или периоды.
Непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона может быть подтверждено приказами соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих периоды выполнения задач указанными лицами, документами о полученных в связи с этим ранениями, контузиями или увечьями, либо реализованным наградным материалом.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных положений закона во взаимосвязи с положением статьи 60 ГПК РФ непосредственное участие истца в контртеррористических операциях может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, а именно приказами уполномоченных должностных лиц о проведении таких операций и его участия в них, утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Согласно представленным материалам пенсионного и личного дела Екомасов А.В. подтверждается, что при расчете выслуги лет в льготном исчислении (1 день за 3 дня) исчислены отдельные периоды из общего периода нахождения истца на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 15 дней.
При этом участие истца при проведении контртеррористических операций в определенные даты (факт участия истца в боевых действиях в ходе служебной командировки на территории Северо-Кавказского региона) подтверждается имеющимися в личном деле соответствующими записями (л.д. 22,23) и приказами «О выплате денежного вознаграждения за каждый день фактического участия сотрудников органов внутренних дел в проведении контртеррористических операций в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ», утвержденными первым заместителем командующего ОГВ (о) – Руководителем временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России и заместителем Министра внутренних дел РФ – руководителем Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории СКО РФ.
Так, Екомасов А.В. фактически принимал участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в следующие даты:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 дня на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-35).
При таком положении в течение заявленного в иске периода доказано принятие истцом участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в течение 15 дней, которые уже зачтены истцу в выслугу лет из расчета 1 день службы за 3 дня.
В отношении иных периодов службы на территории Северо-Кавказского региона РФ документы уполномоченных лиц, свидетельствующих о привлечении Екомасов А.В. к проведению контртеррористических операций и подтверждающих его участие в них, истцом суду не представлены.
Наличие выданной первым заместителем Командующего ОГВ (с) от МВД России справки от ДД.ММ.ГГГГ № не свидетельствует об участии истца в проведении контртеррористических операций, поскольку согласно данной справке истец был направлен на территорию СКО для участия в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Само по себе выполнение в период командировки служебно-боевых задач не может расцениваться как участие в контртеррористических операциях, если данные действия не связаны с непосредственным участием в указанных операциях в составе специальных сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, не подтверждены приказами уполномоченных должностных лиц.
Указание в исковом заявлении на решение мирового судьи судебного участка № 97 Центрального АО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ существенного правового значения для разрешения заявленных требований не имеет.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Названным решением разрешен вопрос о взыскании денежных выплат за период пребывания Екомасов А.В. в служебной командировке, для чего 153 дня были признаны днями фактического участия в проведении контртеррористических операциях, а также разрешен вопрос о включении периода в срок службы в специальном звании, а не о его зачете в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Факт непосредственного выполнения истцом определенных боевых задач мировым судьей не устанавливался, требования истца были удовлетворены на основании справки № об участии в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, мировым судьей не исследовались приказы, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории СКР, имеющимися в личном деле и представленными в рамках настоящего гражданского дела.
В силу вышеизложенного оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2022 ░.