Дело № 2а-82/2022 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Некрасовское 02 февраля 2022 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе судьи Борисовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печкиным Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФИО 2 о признании незаконным отказа во включении земельного участка в границы населенного пункта,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО 2 о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № № по включению земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта <адрес>; обязании ФИО 2 в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление о включении указанного земельного участка в границы <адрес>. В обоснование требований указано, что отказано во включении земельного участка в границы <адрес>, так как участок не обеспечен инженерной инфраструктурой и границы населенного пункта не внесены в ЕГРН. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Генеральный план содержит карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения. Обязательным приложением к Генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов. Таким образом, генеральный план закрепляет границы населенных пунктов. В населенном пункте <адрес> большинство земельных участков не обеспечены инженерной инфраструктурой. ФИО 2 формально подошла к вопросу целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, не проводила публичные слушания по данному вопросу. Истец является собственником земельного участка, смежного с населенным пунктом, по границе которого проходит дорога, имеется возможность подключения природного газа и электричества. Без получения согласования ФИО 2 заявления о включении земельного участка истца в границу населенного пункта <адрес>, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не примет решения о включении земельного участка истца в границу населенного пункта.
Административный истец ФИО1 его представитель ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям указанным в административном исковом заявлении, также пояснили, что отсутствие описания границ координат населенного пункта <адрес> не является препятствием для включения земельного участка истца в границы <адрес>, к земельному участку ФИО1 примыкает дорога, рядом проходит линия электропередач, газопровод, возможно дальнейшее подведение коммуникаций собственником участка, включение участка истца в состав территории <адрес> экономически выгодно, т.к. вырастет его кадастровая стоимость, соответственно вырастут и налоговые поступления в бюджет населенного пункта.
Административный ответчик по делу представитель Ф ИО 2 в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, указав, что сведения о границах населенного пункта <адрес> в ЕГРН не внесены, что препятствует рассмотрению вопроса о включении земельного участка в границы данного населенного пункта, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов, правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН, в целях обеспечения внесения таких сведений в ЕГРН в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. До момента внесения сведений о границах населенного пункта в ЕГРН такие границы считаются неустановленными, в связи с чем невозможно и разрешение вопроса о включении земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта <адрес>. Статья 84 ЗК РФ в настоящее время изложена в новой редакции, в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждает позицию административного ответчика. Общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка проводятся, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Поскольку ФИО1 планировалось изменение вида как раз на «индивидуальное жилищное строительство», то проведение публичных слушаний не требуется. Из смысла письма ФИО 4 от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованного на официальном сайте органов государственной власти <адрес> следует, что при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельных участков оценивается множество критериев указанных в данном письме, однако в числе документов, представленных ФИО1 к заявлению, не содержалось ни одного документа, позволяющего сделать обоснованный вывод о наличии инженерной и транспортной инфраструктуры. Схема расположения коммуникаций в районе земельного участка с кадастровым номером № была разработана ДД.ММ.ГГГГ исключительно для суда, в адрес ФИО 2 данная схема в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не направлялась, как и документы, позволяющие оценить планируемые этапы и сроки освоения земельного участка.
Заинтересованные лица по делу ФИО 5, ФИО 6 ФИО 4 в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 13775 кв.м., категории – <данные изъяты>, расположенного в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ФИО 2 с заявлением о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта <адрес> и изменения вида разрешенного использования земельного участка на индивидуальное жилищное строительство, в том числе путем внесения изменения в генеральный план поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений.ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО 2 сообщила ФИО1 об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером № в границы с. <адрес>, указав основаниями отказа отсутствие возможности использовать земельный участок в целях индивидуального жилищного строительства – не обеспечен инженерной инфраструктурой, а также отсутствие сведений о границе населенного пункта <адрес> в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с пунктом 6 названной статьи сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О переводе земель из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является одновременно и переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей на момент принятия решения об отказе) установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Границы населенного пункта <адрес> отражены в генеральном плане <адрес>, вследствие чего, как указано выше, в силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ эти границы могут быть изменены путем внесения соответствующих изменений в существующий генеральный план.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения, в том числе по утверждению и изменению генеральных планов на территории сельских поселений отнесено к полномочиям муниципального района, в связи с чем административный ответчик был вправе рассмотреть обращение административного истца по существу и по результатам рассмотрения направить ответ, в том числе о нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Согласно пункта 1 части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта. Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.
Доводы административного истца в части необходимости проведения публичных слушаний, суд считает необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка проводятся, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Однако, согласно заявления ФИО1, последний просил рассмотреть вопрос и об изменении вида разрешенного использования земельного участка на индивидуальное жилищное строительство.
Таким образом, на основании указанных выше норм права суд приходит к выводу, что ФИО 2, в рамках предоставленных ей полномочий, вправе принимать решение по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, направив мотивированный ответ, в том числе об отказе, как о нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Более того, согласно ст. 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", органы местного самоуправления наделены полномочиями по подготовке заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и направлению этого заключения вместе с заявлением заинтересованного лица и приложенными к нему документами в орган государственной власти субъекта РФ, который вправе принять решение о включении земельного участка в границу населенного пункта или об отказе в этом.
При рассмотрении настоящего административного дела, установлено, что ФИО 2 не усмотрела возможность включения земельного участка в границы населенного пункта, в том числе по причине не обеспечения инженерной инфраструктурой и отсутствием сведений о границе населенного пункта в ЕГРН, о чем административному истцу и был направлен отказ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, судья
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд.
Судья Борисова Т.Ю.