Решение по делу № 2а-82/2022 (2а-616/2021;) от 01.12.2021

Дело № 2а-82/2022 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Некрасовское 02 февраля 2022 года

Некрасовский районный суд Ярославской области в составе судьи Борисовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печкиным Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФИО 2 о признании незаконным отказа во включении земельного участка в границы населенного пункта,

у с т а н о в и л:

    ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО 2 о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ по включению земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>; обязании ФИО 2 в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление о включении указанного земельного участка в границы <адрес>. В обоснование требований указано, что отказано во включении земельного участка в границы <адрес>, так как участок не обеспечен инженерной инфраструктурой и границы населенного пункта не внесены в ЕГРН. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Генеральный план содержит карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения. Обязательным приложением к Генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов. Таким образом, генеральный план закрепляет границы населенных пунктов. В населенном пункте <адрес> большинство земельных участков не обеспечены инженерной инфраструктурой. ФИО 2 формально подошла к вопросу целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, не проводила публичные слушания по данному вопросу. Истец является собственником земельного участка, смежного с населенным пунктом, по границе которого проходит дорога, имеется возможность подключения природного газа и электричества. Без получения согласования ФИО 2 заявления о включении земельного участка истца в границу населенного пункта <адрес>, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не примет решения о включении земельного участка истца в границу населенного пункта.

Административный истец ФИО1 его представитель ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям указанным в административном исковом заявлении, также пояснили, что отсутствие описания границ координат населенного пункта <адрес> не является препятствием для включения земельного участка истца в границы <адрес>, к земельному участку ФИО1 примыкает дорога, рядом проходит линия электропередач, газопровод, возможно дальнейшее подведение коммуникаций собственником участка, включение участка истца в состав территории <адрес> экономически выгодно, т.к. вырастет его кадастровая стоимость, соответственно вырастут и налоговые поступления в бюджет населенного пункта.

Административный ответчик по делу представитель Ф ИО 2 в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, указав, что сведения о границах населенного пункта <адрес> в ЕГРН не внесены, что препятствует рассмотрению вопроса о включении земельного участка в границы данного населенного пункта, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов, правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН, в целях обеспечения внесения таких сведений в ЕГРН в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. До момента внесения сведений о границах населенного пункта в ЕГРН такие границы считаются неустановленными, в связи с чем невозможно и разрешение вопроса о включении земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта <адрес>. Статья 84 ЗК РФ в настоящее время изложена в новой редакции, в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждает позицию административного ответчика. Общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка проводятся, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Поскольку ФИО1 планировалось изменение вида как раз на «индивидуальное жилищное строительство», то проведение публичных слушаний не требуется. Из смысла письма ФИО 4 от ДД.ММ.ГГГГ , опубликованного на официальном сайте органов государственной власти <адрес> следует, что при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельных участков оценивается множество критериев указанных в данном письме, однако в числе документов, представленных ФИО1 к заявлению, не содержалось ни одного документа, позволяющего сделать обоснованный вывод о наличии инженерной и транспортной инфраструктуры. Схема расположения коммуникаций в районе земельного участка с кадастровым номером была разработана ДД.ММ.ГГГГ исключительно для суда, в адрес ФИО 2 данная схема в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не направлялась, как и документы, позволяющие оценить планируемые этапы и сроки освоения земельного участка.

Заинтересованные лица по делу ФИО 5, ФИО 6 ФИО 4 в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 13775 кв.м., категории – <данные изъяты>, расположенного в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ФИО 2 с заявлением о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта <адрес> и изменения вида разрешенного использования земельного участка на индивидуальное жилищное строительство, в том числе путем внесения изменения в генеральный план поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений.ДД.ММ.ГГГГ за ФИО 2 сообщила ФИО1 об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером в границы с. <адрес>, указав основаниями отказа отсутствие возможности использовать земельный участок в целях индивидуального жилищного строительства – не обеспечен инженерной инфраструктурой, а также отсутствие сведений о границе населенного пункта <адрес> в ЕГРН.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с пунктом 6 названной статьи сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О переводе земель из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является одновременно и переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей на момент принятия решения об отказе) установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Границы населенного пункта <адрес> отражены в генеральном плане <адрес>, вследствие чего, как указано выше, в силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ эти границы могут быть изменены путем внесения соответствующих изменений в существующий генеральный план.

Согласно положениям статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения, в том числе по утверждению и изменению генеральных планов на территории сельских поселений отнесено к полномочиям муниципального района, в связи с чем административный ответчик был вправе рассмотреть обращение административного истца по существу и по результатам рассмотрения направить ответ, в том числе о нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.

Согласно пункта 1 части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта. Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.

Доводы административного истца в части необходимости проведения публичных слушаний, суд считает необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка проводятся, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Однако, согласно заявления ФИО1, последний просил рассмотреть вопрос и об изменении вида разрешенного использования земельного участка на индивидуальное жилищное строительство.

Таким образом, на основании указанных выше норм права суд приходит к выводу, что ФИО 2, в рамках предоставленных ей полномочий, вправе принимать решение по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, направив мотивированный ответ, в том числе об отказе, как о нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.

Более того, согласно ст. 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", органы местного самоуправления наделены полномочиями по подготовке заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и направлению этого заключения вместе с заявлением заинтересованного лица и приложенными к нему документами в орган государственной власти субъекта РФ, который вправе принять решение о включении земельного участка в границу населенного пункта или об отказе в этом.

При рассмотрении настоящего административного дела, установлено, что ФИО 2 не усмотрела возможность включения земельного участка в границы населенного пункта, в том числе по причине не обеспечения инженерной инфраструктурой и отсутствием сведений о границе населенного пункта в ЕГРН, о чем административному истцу и был направлен отказ.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, судья

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд.

Судья                               Борисова Т.Ю.

2а-82/2022 (2а-616/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятовский Александр Сергеевич
Ответчики
администрация Некрасовского МР
Другие
Администрация сельского поселения Некрасовское
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского МР
Камалов Ильдар Маратович
Суд
Некрасовский районный суд Ярославской области
Судья
Борисова Т.Ю.
Дело на сайте суда
nekrasovsky.jrs.sudrf.ru
01.12.2021Регистрация административного искового заявления
01.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
02.02.2022Судебное заседание
09.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее