Дело 2-6/2022 (2-205/2021;)
УИД №32RS0029-01-2021-000242-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07февраля 2022 года пос. Суземка
Суземский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Шпырко Н.О.,
при секретаре судебного заседания Кучуриной Е.В.,
с участием истца Блахина В.А.,
представителя истца Свительского В.В.,
ответчика Кучанова В.А.,
представителя третьего лица Брянской общественной организации (общество охотников и рыболовов) по доверенности Крестниковского А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Блахин В.А. к председателю Суземского охотничьего общества Кучанов В.А. о взыскании в его пользу 2600 рублей, штрафа в размере 50% от уплаченной суммы, взыскании 6,9% в виде ключевой банковской ставки от уплаченной суммы по итогам незаконного владения денежными средствами и получения выгоды от их использования на протяжении 3-х лет – 538 рублей 20 копеек, взыскании морального вреда в сумме 25 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Блахин В.А. обратился в суд с настоящим иском к председателю Суземского охотничьего общества Кучанову В.А., мотивировав требования тем, что в 2015-2017 годах председателем Суземского районного общества охотников и рыболовов Кучановым В.А. с членов общества собирались денежные средства, которые передавались правлению Брянской областной общественной организации (общество охотников и рыболов), отчеты за собранные деньги охотникам – членам Суземского РООиР не предоставлялись, в членских охотничьих билетах отметки не ставились, квитанции не выдавались. В связи с чем, истцу причинен материальный вред в размере 2600 рублей, исходя из уплаты взносов дважды за указанный период в размере 1500 и 1100 рублей. Просит взыскать с председателя Суземского РООиРКучанова В.А. сумму материального вреда в размере 2600 рублей, наложить штраф в размере 50% от уплаченной суммы, взыскать 6,9% в виде ключевой банковской ставки от уплаченной суммы по итогам незаконного владения денежными средствами и получения выгоды от их использования на протяжении 3-х лет – 538 рублей 20 копеек, а также моральный вред в сумме 25 000 рублей,
Блахин В.А.и его представитель Свительский В.В.в судебном заседании исковые требования поддержали, за исключением требования овзыскании штрафа в размере 50% от уплаченной суммы.
Ответчик Кучанов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что с истца действительно дважды собирались денежные средства, фиксированными суммами 1500 и 1100 рублей в 2014 и 2017 годах соответственно. Сбор денежных средств осуществлялся в добровольном порядке, что подтверждается кассовыми отчетами, ведомостью №3 поступления добровольных взносов за сентябрь 2014 года и ведомостью №3 за август 2017 года, личными подписями истца в указанных ведомостях, а также квитанциями к приходному кассовому ордеру № и №. Сбор денежных средств осуществлялся кассиром О.Т.А. для заключения охотхозяйственного соглашения №12/17 от 31.10.2017 года, дающего право аренды земельных и лесных участков Суземского районного общества охотников и рыболовов для проведения добычи охотничьих ресурсов. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, так как последний добровольный взнос в кассу Суземского РООиР внесен им 17.08.2017 года. Истцом также не обосновано требование о компенсации морального вреда.
Представитель третьего лица Брянской общественной организации (общество охотников и рыболовов) Крестниковский А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления указанных требований, так как в качестве периода для взыскания денежных средств истец указывает 2014-2017 годы, при этом исковое заявление принято к производству суда 5 апреля 2021 года.
Третье лицо Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, извещенный о дате и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовало рассмотрении искового заявления без его участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив доводы искового заявления, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст.1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда в результате действий (бездействий) ответчика, повлекших причинение ущерба в рассматриваемом случае возлагается на истца. В свою очередь ответчик должен доказать отсутствие своей вины.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред - физические и нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Для привлечения к ответственности в виде компенсации морального вреда юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
Судом установлено, что истец Блахин В.А.являлся членом Суземском районного общества охотников и рыболов.Согласно разделу 4 Устава Брянской областной общественной организации (Общество охотников и рыболовов) в редакции от 03.04.1998 года Суземское районное общество охотников и рыболов является структурным подразделением Брянской областной общественной организации (Общество охотников и рыболовов) и осуществляет свою деятельность на основании единого Устава Брянской областной общественной организации (Общество охотников и рыболовов).
В соответствии с абзацем14 раздела 5 Устава Брянской областной общественной организации (Общество охотников и рыболовов) установлена обязанность членов общества своевременно вносить членские и другие целевые взносы.
Согласно ведомости №3 за сентябрь 2014 года истцом 17.09.2014 года внесен добровольный взнос в размере 1500 рублей. Согласно ведомости №3 за август 2017 года истцом 17.08.2017 года внесен добровольный взнос в размере 1100 рублей.Из указанных ведомостей следует, что добровольные взносы вносились членами Суземского районного общества охотников и рыболов на заключение охотхозяйственных соглашений. Факт внесения добровольных взносов истцом подтверждается его собственноручной подписью в указанных ведомостях и сторонами не оспаривается.
Размер взносов для заключения охотхозяйственного соглашения определен решениями Суземского РООиР от 09.09.2014 года и от 25.07.2017 года.Добровольные взносы собирались кассиром О.Т.А. и были переданы от кассира О.Т.А. в Брянское ОООиР с последующей передачей в Департамент природных ресурсов Брянской области, что подтверждается кассовыми отчетами за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.09.2014 года и с 01.08.2017 года по 31.08.2017 года, квитанциями от 08.10.2014 года, 15.08.2017 года, 12.09.2017 года, а также материалами проверки КУСП №322 от 18.03.2021 года.
Охотхозяйственное соглашение №12/17 заключено 31.10.2017 года между Брянской общественной организацией (Общество охотников и рыболовов) в лице председателя правления С.А.В. (охотпользователь) и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в лице Врио по руководству департаментом М.С.В..
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что относимых и допустимых доказательств в подтверждение причинения материального вреда Блахину В.А., противоправности сбора денежных средств на заключение охотхозяйственных соглашений, истцом по делу не представлено и судом не установлено.
Фактов нарушения прав истца в судебном заседании не установлено, при этом суд учитывает добровольный характер вносимых Блахиным В.А. денежных средств, целевое назначение средств, а также то, что в судебном заседании установлено что собранные денежные средства были внесены в Департамент природных ресурсов Брянской области в соответствии с Охотхозяйственным соглашением №12/17 от 31.10.2017 года.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований о взыскании материального вреда в размере 2600 рублей не имеется.
С учетом того, что в удовлетворении требований о возмещении материального вреда к ответчику отказано, суд не находит оснований для удовлетворения производных требований истца о взыскании суммы в размере 6,9% ключевой банковской ставки от уплаченной суммы по итогам незаконного владения денежными средствами и получения выгоды от их использования на протяжении 3-х лет – 538 рублей 20 копеек, а также компенсации морального вреда.
Разрешая ходатайства ответчика Кучанова В.А. и представителя третьего лица Брянской общественной организации (общество охотников и рыболовов) Крестниковского А.И. о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковые требования о взыскании добровольных взносов, уплаченных истцом в сентябре 2014 года и августе 2017 года,первоначально предъявлены в суд 20.11.2020 года. Начало течения срока исковой давности следует определять датами внесения добровольных взносов, т.е. 17.09.2014 года по взносу в размере 1500 рублей и 17.08.2017 года по взносу в размере 1100 рублей. При этом суд исходит из того, что Блахин В.А., добровольно передавая деньги и собственноручной подписью подтверждая в ведомостях передачу указанных средств, знал о размере взносов и их целевом назначении (что указано непосредственно в названии ведомости), и не был лишен права на обращение в суд с иском в течение установленного срока. Каких-либо обстоятельств, препятствующих в реализации истцом права на возврат указанных средств, судом не установлено, о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлено, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р ЕШ И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ 2600 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ 6,9% ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 3-░ ░░░ – 538 ░░░░░░ 20 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 25 000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2022 ░░░░