Решение от 23.01.2023 по делу № 12-17/2023 (12-448/2022;) от 26.12.2022

Дело № 12-17/2023

УИД 27RS0009-01-2022-000812-02

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 января 2023 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Устьянцева-Мишнева О.О., рассмотрев жалобу представителя Открытого акционерного общества «Российские железнодорожные дороги» Е.Д. Кундель на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО М.И. Панфиловой(№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица Открытое акционерное общество «Российские железнодорожные дороги», юридический адрес: (№), (адрес) строение 1, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО М.И. Панфиловой(№) от (дата) Открытое акционерное общество «Российские железнодорожные дороги» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере (иные данные) рублей.

Указанным постановлением ОАО «РЖД», расположенное по адресу: (адрес) строение 1, было признано виновным в том, что в ходе проверки Ванинской транспортной прокуратурой на железнодорожном вокзале (адрес) выявлены нарушения требования законодательства в области доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, а именно:

- имеющееся кресло-коляска для инвалидов на момент проверки имела техническую неисправность (не работал рычаг, предназначенный для фиксации положения правой опоры-подножки):

- порог (уровень пола) между холлом и помещением зала ожидания имеет перепад (свыше 0,014 м), что создает затруднение при самостоятельном передвижении инвалидов;

- пороги, находящиеся на пути следования к туалету для маломобильных граждан, а также при выходе с вокзала на перрон, создают трудности в передвижении.

Таким образом, в действиях юридического лица ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, представитель ОАО «РЖД» Кундель Е.Д., действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, указывая на то, что положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с (дата) исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Из п. 8 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329, следует, что вменяемые ОАО «РЖД» в качестве нарушений требования (абз. 5 стр. 2 обжалуемого постановления) применяются в отношении объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию в соответствии с ч. 3 ст. 26 № 419-ФЗ. Таким образом, исходя из содержания, подлежит применение порядка в отношении транспортных средств, автовокзалов, автостанций, а не железнодорожных вокзалов. Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию. Год ввода в эксплуатацию железнодорожного вокзала Ванино - 1964 г. конструкция, модернизация указанного вокзала не проводилась (запланировала модернизация на 2023 год). В силу абз. 4 п. 8 ст. 15 Закона о защите инвалидов в случаях, если о шествующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Дальневосточной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов разработан и утвержден совместно с обществом инвалидов паспорт доступности вокзала Ванино, а также порядок обслуживания маломобильных пассажиров (прилагаю). Согласно паспорту доступности, порядку на территории вокзального комплекса оказывается систематическая помощь всем категориям маломобильных пассажиров по обеспечению доступности услуг на вокзале, что свидетельствует об отсутствии трудностей в передвижении маломобильных пассажиров. Кроме того, нарушения законодательства согласно обжалуемому постановлению выявлено в результате проведенной Ванинской транспортной прокуратурой проверки. При этом акт проверки, позволяющий установить факт и дату её проведения, а также фиксирующий выявленные нарушения, в материалах дела отсутствует. Также, в постановлении отсутствует ссылка на нормы права, обязывающие субъект транспортной инфраструктуры иметь на вокзале коляску для инвалидов, в связи с чем, факт ее частичной неработоспособности, не свидетельствует о нарушении прав маломобильных групп населения. Также административное правонарушение рассмотрено главным государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО М.И. Панфиловой с нарушением правил подсудности, поскольку местом совершения административного правонарушения является место нахождения юридического лица, то есть (адрес).

В судебное заседание представитель ОАО «РЖД» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Главный государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО М.И. Панфилова – должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, просила в удовлетворении жалобы отказать. Суду пояснила, что постановление, которым ОАО «РЖД» признано виновным по ст.9.13 Ко АП РФ, вынесено по возбужденному делу транспортной прокуратурой. Проверка была проведена прокуратурой именно по жалобе матери ребенка- инвалида. По доводам о наличии паспорта доступности суду пояснила, что такой действительно имеет место быть. В данном паспорте указано на модернизацию Ванинского ЖД вокзала в 2023 году, между тем из пояснений начальника вокзала следует, что финансирование модернизации откладывается с 2020 года. Также пояснила, что при наличии такого паспорта, ОАО «РЖД» продолжает нарушать законодательство о защите прав маломобильных групп граждан. Одну из проверок они проводили с участием члена организации инвалидов, которая не смогла на кресле-коляске преодолеть порог. Более того, ранее уже подвергались наказанию в 2021 году за те же правонарушения в области обеспечения прав инвалидов.

Помощник транспортного прокурора г.Комсомольска-на-Амуре – Сотников Э.Г., действуя по поручению Ванинской транспортной прокуратуры в судебном заседании настаивал на законности постановления должностного лица. ОАО «РЖД» длительное время нарушает права инвалидов, имея реальную возможность к модернизации. Также указал, что вопреки доводам жалобы постановление УФС по надзору в сфере транспорта вынесено на основании решения о проведении проверки и акта проведенной проверки. Кроме того, проверка производилась фактически, а не формально.

Выслушав пояснения представителя должностного лица, помощника прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 9.13 КоАП РФ, уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о социальной защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии с п. 5.1 Приказа Минтранса России от 06.11.2015 N 329 (ред. от 27.09.2017) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования", владельцы инфраструктуры обеспечивают:

а) беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;

б) возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг;

в) возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе в вокзал;

г) оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих;

д) встречу на территории вокзала пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения, при предоставлении ими заблаговременной информации о предоставлении услуги не менее чем за 24 часа, а также помощь:

В соответствии с п.п. 9, 9.1 указанного приказа, кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, владельцы инфраструктуры на вокзалах, вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию (модернизацию) после 1 июля 2016 года обеспечивают: а) обеспечивают доступность коммуникаций горизонтальных (раздвижные двери, нормативная ширина дверных проемов, проходов) и вертикальных (пассажирские лифты, подъемные платформы, пандусы, нормативная ширина марша лестницы) для беспрепятственного входа на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;

б) оборудуют средствами передачи динамической зрительной информации, автоматической информационно-справочной системой "Автодиктор" (для вокзалов, на которых не предусмотрено оборудование радиоузла с дикторской), иными автоматизированными информационными системами для дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;

в) обеспечивают возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным переходам, устраиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

В соответствии с п.1.1 ст. 1 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» № 59.13330.2020 от 01.07.2021, настоящий свод правил предназначен для разработки проектных решений, общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

Главный государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО М.И. Панфилова при вынесении постановления № (№) от (дата), указывала на виновное бездействие юридического лица ОАО «РЖД», выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов, а состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

В соответствии с абз. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соотвествии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Согласно материалам дела, начальником Дальневосточной региональной Дирекции железнодорожных вокзалов ФИО1 (дата) утвержден Порядок обслуживания маломобильных пассажиров на вокзальном комплексе Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов.

Согласно паспорту (№), утвержденного председателем комиссии Дальневосточной региональной Дирекции железнодорожных вокзалов ФИО2 (дата) Железнодорожный вокзал Ванино введен в эксплуатацию в 1964 году. Реконструкция данного вокзала проводилась в 2007 году.

Согласно п. 4.2 данного паспорта, имеются такие условия индивидуальной мобильности из числа инвалидов и возможность для самостоятельного передвижения по зданию, а именно: доступные входные группы, доступные санитарно-гигиенические помещения, достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок, поручни, пандусы, лестничный подъемник. Обеспечение дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации. Доля работников, профессии которых связанны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, прошедших инструктирование или обучение в соответствии с с законодательством Российской Федерации, от общего количества 100%. Модернизация вокзального комплекса запланирована на 2023 год. Данный паспорт согласован с представителем общественного объединения инвалидов, что подтверждается подпись ФИО

Из объяснений начальника железнодорожного вокзала станции Ванино ФИО3 следует, что для реализации доступной среды для маломобильных граждан необходимо производить реконструкцию полов по всему зданию вокзала. Данная реконструкция предусмотрена разработанным проектом по адаптации МГН, финансирование данного проекта ежегодно переносится.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» нарушает Федеральноый закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО М.И. Панфиловой(№) от (дата) признается законным и обоснованным.

Доводы жалобы не состоятельны, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных должностным лицом по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что факт совершения юридическим лицом - Открытого акционерного общества «Российские железнодорожные дороги» административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и вина юридического лица в совершении указанного правонарушения доказаны, наказание назначено, в соответствии с санкцией указанной статьи в минимальном размере.

Установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден. Принцип презумпции невиновности и право на судебную защиту не нарушены.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья,

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░(№) ░░ (░░░░) ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 9.13 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                    ░.░.░░░░░░░░░░-░░░░░░░

12-17/2023 (12-448/2022;)

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Кундель Егор Дмитриевич
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Устьянцева-Мишнева Оксана Олеговна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
26.12.2022Материалы переданы в производство судье
23.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее