УИД 68RS0002-01-2022-002625-20
Дело № 12-281/2023
Р Е Ш Е Н И Е
18 августа 2023 г. г. Тамбов
Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Дюльдина А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Ленинского района г. Тамбова на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, которым ОАО «Агропроминвест» привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области (в настоящее время Министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области) от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «Агропроминвест» (в настоящее время АО) привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в Ленинский районный суд г. Тамбова с протестом на указанное постановление. Протест мотивирован тем, что прокуратурой района по обращению директора ОАО «Агропроминвест» Максимова С.В. проведена проверка исполнения законодательства об административных правонарушениях, в ходе которой выявлены нарушения. Так, в ходе проверки установлено, что служебной запиской врио директора ТОГБУ «Дирекция ООПТ» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области сообщено о нарушении ОАО «Агропроминвест» целостности памятника природы регионального значения «Осиновый овраг» в виде распашки общей площади 5,55 га. На основании указанной служебной записки должностными лицами Управления ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому ОАО «Агропроминвест» совершило нарушение режима особой охраны территорий памятников природы, в границах которых запрещена всякая деятельность, влекущая за собой сохранность памятника природы, что является нарушением ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», административная ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.
В нарушение положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № не отражены дата и время фактического совершения административного правонарушения, а также не содержатся объяснения.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужила частичная распашка памятника природы «Осиновый овраг». В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Материалы дела не позволяют определить и установить тот факт, что въезд для транспортных средств на территорию каким-либо образом был огорожен, что на въезде был установлен предупреждающий знак либо информационный щит, содержащий сведения об охранной зоне, не имеется сведений о фактической распашке указанных территорий непосредственно ОАО «Агропроминвест». Нет оснований полагать, что границы ООПТ «Осиновый овраг» по состоянию на 22.12.2020 были идентифицированы и внесены в Реестр согласно положению ст. 32 Закона о регистрации.
Заявлено ходатайство о восстановлении срока для принесения протеста. Ходатайство мотивировано тем, что генеральный директор ОАО «Агропроминвест» обратился к прокурору 29.08.2022, и до поступления такого обращения прокуратура района не располагала сведениями о привлечении указанной организации к административной ответственности, соответственно, не имела возможности подать протест до вступления постановления в законную силу.
ОАО «Агропроминвест» представило письменные пояснения, согласно которым поводом для возбуждения административного дела и вынесения оспариваемого постановления послужила информация ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» от ДД.ММ.ГГГГ №. В данной служебной записке врио директора А.Н. Пантелеев сообщил о проведении ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» обследования памятника природы регионального значения «Осиновый овраг», расположенного в Тамбовском районе. При этом документы, подтверждающие основание проведения данного обследования (приказ или распоряжение руководителя) и его результаты (акт о результатах проведенного обследования) в материалах дела отсутствовал, дата проведения данного обследования указана не была, а также не было сведений о государственных инспекторах, проводивших надзорное мероприятие.
В нарушение требований Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ни Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, ни государственным учреждением, которое осуществляет управление памятником природы регионального значения «Осиновый овраг» - ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» приказ (распоряжение) руководителя или его заместителя о назначении проверки в отношении АО «Агропроминвест» не издавался. Сведения о служебных удостоверениях (их дата и номер) государственных инспекторов, проводивших надзорное мероприятие, а также составивших протокол об административном правонарушении, рассмотревшим постановление о назначении административного наказания и выдавших предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства, отсутствуют.
Отсутствие распоряжения руководителя о проведении проверки является грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок. Согласования проверки с органами прокуратуры не проводилось, акт проверки не составлялся и не представлялся юридическому лицу АО «Агропроминвест».
Таким образом, все результаты данной проверки: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № и предписание от ДД.ММ.ГГГГ № не могут являться доказательствами нарушения АО «Агропроминвест» обязательных требований и подлежат отмене судом.
Из п. 1.10 Приложения № 3 Постановления Тамбовской области от 10.02.2014 № 122 «Об образовании особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения – памятников природы, среди которых указан «Осиновый овраг» следует, что памятник природы обозначается на местности предупредительными и информационными знаками по периметру границ. Однако, ни на местности, ни в материалах проверки, протоколе об административном правонарушении не установлено наличие каких-либо предупредительных и информационных знаков. На основании изложенного просят удовлетворить протест прокурора.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 19.10.2022 протест прокурора с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на его подачу направлен для рассмотрения по подведомственности в Тамбовский районный суд Тамбовской области.
Определением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 14.11.2022 в удовлетворении ходатайства прокурора Ленинского района г. Тамбова о восстановлении пропущенного срока для принесения протеста отказано.
Решением судьи Тамбовского областного суда от 20.02.2023 определение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 14.11.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Тамбовский районный суд Тамбовской области на стадии принятия протеста прокурора Ленинского района г. Тамбова и рассмотрения его ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока принесения такого протеста.
Определением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02.05.2023 в удовлетворении ходатайства прокурора Ленинского района г. Тамбова о восстановлении пропущенного срока для принесения протеста отказано.
Решением судьи Тамбовского областного суда от 07.06.2022 протест прокурора удовлетворен, определение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02.05.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Тамбовский районный суд Тамбовской области на стадию принятия протеста прокурора Ленинского района г. Тамбова и рассмотрения его ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Тамбова Лакомкин Н.А. заявленное ходатайство о восстановлении срока для принесения протеста поддержал. Пояснил, что прокуратура Ленинского района г. Тамбова инициировала протест по результатам рассмотрения поступившей жалобы, полномочия для принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенным Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области (в настоящее время Министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области), территориально расположенным на территории Ленинского района г. Тамбова, прокурору Ленинского района г. Тамбова предоставлены Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
Копия постановления о назначении административного наказания от 24.11.2020 № 402 вручена ОАО «Агропроминвест» 24.11.2020. Срок обжалования постановления истек 04.12.2020.
В соответствии с п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2-30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).
Срок принесения протеста прокурором подлежит восстановлению, принимая во внимание, что органы прокуратуры не принимали участие в рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
О наличии оспариваемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ прокурору стало известно при рассмотрении обращения директора ОАО «Агропроминвест» Максимова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Протест принесен в Ленинский районный суд г. Тамбова ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения такого обращения.
При этом в силу прямого указания п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а действующим законодательством не предусмотрен предельный срок для применения актов прокурорского реагирования по выявленных нарушениям в отношении вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании прокурор Лакомкин Н.А. доводы протеста поддержал по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области не была исполнена возложенная обязанность по обозначению границ охранных зон на местности специальными предупредительными знаками. При таких обстоятельствах ОАО «Агропроминвест», осуществляя свою деятельность, не имело объективной возможности обеспечить сохранность памятника природы. Из постановления по делу об административном правонарушении, в котором лишь перечислены географические координаты границы распашки памятника природа «Осиновый овраг», не представляется возможным определить местонахождение таких границ, соответственно, юридическое лицо при осуществлении распашки принадлежащего ему земельного участка, не имело возможности оценить визуально место нахождения границ памятника природы «Осиновый овраг», и неправомерно привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности АО «Агропроминвест», по доверенности Мелнис Э.Э. доводы протеста прокурора поддержал. Пояснил, что после вынесения постановления по делу об административном правонарушении юридическое лицо согласилось с таким постановлением, не будучи осведомленным о наличии таких нарушений действующего законодательства, которые являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, постановление о назначении административного наказания в виде штрафа было исполнено. В дальнейшем, проанализировав материалы дела об административном правонарушении, АО «Агропроминвест» обратилось к прокурору с жалобой.
В данном случае оспариваемое постановление является незаконным, принимая во внимание, что, в соответствии с положениями с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Между тем, в данном случае у юридического лица отсутствовала объективная возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Так, АО «Агропроминвест» длительное время осуществляет сельскохозяйственную деятельность на принадлежащем ему на основании договора аренды с ООО «Большая Липовица» земельном участке сельскохозяйственного назначения. АО «Агропроминвест» было известно о создании памятника природы «Осиновый овраг». При этом в силу прямого указания, содержащегося в п. 3.3 приложения к Постановлению от 10 февраля 2014 г. № 122 Администрации Тамбовской области «Об образовании особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения», собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположен памятник природы «Осиновый овраг», принимают на себя охранные обязательства, охранное обязательство оформляется в соответствии с примерной формой охранного обязательства на памятники природы, утвержденного органом исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды. Между тем, Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области такая обязанность выполнена не была, охранное обязательство ОАО «Агропроминвест» вручено не было.
Такое незаконное бездействие со стороны Управления привело к тому, что общество не имело сведений о координатах памятника природы, о его границах на местности.
Должностное лицо Министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области – начальник отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства Свистунов С.А. в судебном заседании пояснил, что памятник природы регионального значения «Осиновый овраг» был образован на территории Тамбовского района Тамбовской области Постановлением администрации Тамбовской области от 10.02.2014 г. № 122, сведения о местоположении и границах памятника природы были внесены Единый государственный реестр недвижимости, ОАО «Агропроминвест» была направлена карта-схема памятника природы с географическими координатами. Более того, учитывая, что территория памятника природы «Осиновый овраг» частично располагается на землях сельскохозяйственного назначения, которые находились в пользовании ОАО «Агропроминвест», с целью предупреждения нарушений при подготовке проекта постановления об образовании такого памятника природы, в адрес ОАО «Агропроминвест» 20.01.2014 было направлено сообщение о согласовании проекта, и 28.01.2014 генеральным директором С.В. Максимовым в адрес управления было направлено письмо, в котором последний выразил согласие с созданием памятника в указанных границах. Таким образом, юридическое лицо было осведомлено как о создании такого памятника природы, так и о границах такого памятника. В ходе осуществления хозяйственной деятельности юридическое лицо не обращалось за дополнительными разъяснениями относительно границ памятника природы. Предупреждающие знаки действительно не были установлены в связи с отсутствием финансирования, и охранное обязательство ОАО «Агропроминвест» вручено не было, между тем, учитывая изложенное выше, доводы юридического лица о том, что ему не были известны границы памятника природы, находит несостоятельными. ОАО «Агропроминвест» не оспаривало постановление по делу об административном правонарушении, уплатило административный штраф. 11.11.2020 Управлением в адрес ОАО «Агропроминвест» было выдано предписание №, обязывающее не допускать нарушения режима особо охраняемой природной территории памятника природы, в границах которого запрещена распашка, со сроком исполнения - до 20.04.2021. ОАО «Агропроминвест» не исполнило требования такого предписания, в связи с чем управлением был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и мировым судьей судебного участка № 4 Тамбовского района Тамбовской области юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Такое постановление также не было обжаловано ОАО «Агропроминвест» и вступило в законную силу.
Жалоба прокурору была инициирована АО «Агропроминвест» после того, как Министерство обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском о возмещении ущерба, причиненного распашкой территории. При этом до обращения с таким иском в Арбитражный суд Тамбовской области ОАО «Агропроминвест» не отрицало факт распашки земель на территории памятника природы регионального значения «Осиновый овраг», что также подтверждается письмом юридического лица от 20.08.2021, в котором генеральный директор С.В. Максимов выразил несогласие с размером причиненного ущерба.
Заместитель директора ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» Проклов В.Р. в судебном заседании пояснил, что он принимал непосредственное участие при образовании памятника природы регионального значения «Осиновый овраг». Территория памятника частично расположена на землях сельскохозяйственного назначения, которые ранее находились в пользовании ООО «Большая Липовица», в дальнейшем в пользовании ОАО «Агропроминвест». При этом такая территория никогда не располагалась на землях, используемых под пашню. Территория захватывает часть пастбищ и сенокосов, представляла собой луга, целину, на ней находятся овраги. Фактически такая территория примыкала к пашне, используемой в сельскохозяйственной деятельности, и в ходе своей деятельности работники ОАО «Агропроминвест» использовали такую территорию для проезда и разворота сельскохозяйственной техники в ходе осуществления вспашки, что и послужило основанием для установления охранной территории с целью сохранения редких видов растений и животных. Должностным лицом дирекции в ходе осмотра было выявлено нарушение границ памятника природы, в связи с чем была составлена служебная записка, направленная в адрес управления по охране окружающей среды. При этом фактически ОАО «Агропроминвест» не просто нарушило границы такого памятника, а, проигнорировав требования действующего законодательства, произвело полную распашку территории памятника, засеяв такую территорию сельскохозяйственными культурами, что привело к уничтожению флоры и фауны памятника природы.
Выслушав прокурора, должностное лицо Министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области, представителя АО «Агропроминвест», пояснения специалиста, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ (в редакции от 11.08.2020, действовавшей по состоянию на дату совершения вменяемого правонарушения), нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.
Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.
11 ноября 2020 года главным специалистом-экспертом отдела государственного контроля Управления по охране окружающей среды и природопользованию Матайс Т.С. в отношении ОАО «Агропроминвест» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
Как следует из указанного протокола об административном правонарушении 21 октября 2020 года в 08 час. 30 мин установлено, что на территории памятника природы «Осиновый овраг», расположенного в юго-западной части территории муниципального образования Тамбовский район, балке, вершина которой находится в 4 км юго-западнее д. Орловка, устье открывается в долину р. Сухая Липовица, ОАО «Агропроминвест» произвело распашку памятника природы регионального значения «Осиновый овраг», расположенного в юго-западной части территории муниципального образования Тамбовский район, балке, вершина которой находится в 4 км юго-западнее д. Орловка, устье открывается в долину р. Сухая Липовица, что привело к уничтожению растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Тамбовской области.
В протоколе приведены географические координаты границы распашки памятника природы «Осиновый овраг», которые определены при помощи туристического навигатора GARMIN etrex 30.
Протокол составлен в присутствии представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО «Агропроминвест», которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. В графе «объяснение лица (представителя юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», представителем указано «пояснения по существу правонарушения будут представлены позже». Копия протокола вручена представителю ОАО «Агропроминвест» в день его составления.
Представитель извещен о том, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 24.11.2020 года в 10 час. 00 мин. в Управлении по охране окружающей среды по адресу: <адрес>.
24.11.2020 года исполняющим обязанности начальника отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области С.А. Свистуновым вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания.
Фактические обстоятельства совершения ОАО «Агропроминвест» противоправного деяния подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, служебной запиской врио директора ТОГБУ «Дирекция ООПТ» А.Н. Пантелеева от 20.10.2020, согласно которой ОАО «Агропроминвест» произвело распашку территории памятника природы «Осиновый овраг» в указанных географических координатах, не смотря на направленное 19.05.2020 предупреждение о необходимости соблюдения режима памятника природы и целостности его границ; приложением в виде фототаблицы; картами (планом) границ объекта особо охраняемой территории, и другими материалами дела.
Указанные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам протеста прокурора как в протоколе об административном правонарушении, так и в оспариваемом постановлении, указаны время и точное место совершения административного правонарушения. То обстоятельство, что представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, не воспользовался своим правом дать какие-либо объяснения по существу вменяемого правонарушения в письменном виде, также не свидетельствуют о нарушении должностным лицом требований КоАП РФ.
Отклоняются доводы письменных пояснений ОАО «Агропроминвест» о нарушении должностными лицами управления по охране окружающей среды норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «Агропроминвест» послужили не результаты проверки в рамках указанного Федерального закона.
Протокол об административном правонарушении был составлен на основании служебной записки должностного лица ТОГБУ «Дирекция ООПТ».
В соответствии с п.1, п.2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в соответствии с п. 3.1.12 Положения об управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области
(утв. постановлением главы администрации Тамбовской области от 22 августа 2013 г. N 251), действовавшего на момент составления протокола об административном правонарушении, обладало полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования предоставлены управлению.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено указание реквизитов служебных удостоверений должностных лиц в протоколе об административном правонарушении и других процессуальных документах, составленных в рамках дела об административном правонарушении.
АО «Агропроминвест» как в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, так и в ходе рассмотрения протеста прокурора не отрицало факт того, что им была осуществлена распашка земельного участка, входящего в территорию ООПТ «Осиновый овраг».
Доводы возражений представителя АО «Агропроминвест», изложенные также в протесте прокурора, сводятся к тому, что при осуществлении распашки юридическое лицо не было осведомлено, что такая распашка производится на территории особо охраняемой территории памятника природы, поскольку юридическому лицу не было вручено охранное обязательство и границы памятника природы «Осиновый овраг» не были отмечены информационными знаками, что является основанием к отмене постановления и освобождению юридического лица от административный ответственности.
Между тем, указанные доводы опровергаются материалами дела и не могут являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п.
В силу ч. 1 и 2 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением администрации Тамбовской области от 10 февраля 2014 г. N 122 «Об образовании особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения - памятники природы «Урляпов перелаз», «Урляпов вал», «Осиновый овраг», «Степь в имении Герцога Лейхтенберского», «Адамовы кусты», «Отрог», «Святое озеро Свято-Никольской Мамонтовой пустыни», а также уточнении границ памятника природы регионального значения «Верховья реки Цны» на территории Тамбовского района образован памятник природы регионального значения «Осиновый овраг» и утверждено Положение о нем согласно приложению № 3.
Согласно положению о памятнике природы регионального значения «Осиновый овраг» (далее Положение), такой памятник образован с целью сохранения уникального природного объекта, имеющего большое культурно-историческое значение, а также сохранения разнообразия растительного и животного мира, включающего виды, занесенные в Красную книгу Тамбовской области. В п. 1.3 перечислены охраняемые виды растительного и животного мира.
Пунктом 1.5 Приложения установлено, что памятник природы «Осиновый овраг» расположен на территории муниципального образования «Тамбовский район» и учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития.
Памятник природы образуется без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (п.1.6), образован без ограничения срока действия (п.1.7).
В Положении четко определены границы памятника природы «Осиновый овраг», с указанием координат точек границ.
В памятник природы «Осиновый овраг» не входят территории пос. Вишневка и участки пашни, находящиеся внутри памятника природы (п.1.8).
Согласно п. 1.10 Положения памятник природы обозначается на местности предупредительными и информационными знаками по периметру границ.
Согласно п. 3.2 Положения на территории памятника природы «Осиновый овраг» и в границах его охранной зоны запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, а именно: строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, влекущее за собой нарушение сохранности памятника природы; загрязнение поверхностных вод сточными водами, водопой и выпас скота, стирка белья;
выжигание любой растительности (в том числе сельхозпалами), выполнение взрывных работ; проведение геолого-разведочных, поисковых, изыскательных работ; распашка земель и иных работ, связанных с нарушением целостности почвенного покрова (кроме случаев, связанных с функционированием памятника природы); применение ядохимикатов, минеральных удобрений и любых средств химической защиты растений; мойка, ремонт, заправка и стоянка автомототехники; загрязнение территории отходами производства и потребления, складирование отходов; проезд (кроме случаев, связанных с функционированием памятника природы), мойка, ремонт, заправка и стоянка автомототехники; размещение кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации, полей орошения, навозохранилищ, складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений и иных объектов, которые могут оказать негативное воздействие на экосистему памятника природы; сенокошение и выпас рогатого скота, размещение летних лагерей скота, летних доек, мест водопоя скота; рубка древесных насаждений, кустарников и подроста без документов, обосновывающих их необходимость;
иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, способные оказать негативное воздействие на экосистему памятника природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположен памятник природы «Осиновый овраг», принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (п.3.4).
Лица, виновные в нарушении режима особой охраны памятника природы «Осиновый овраг», привлекаются к административной, уголовной или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством (п.4.2).
В ходе рассмотрения дела установлено, что памятник природы не был обозначен на местности предупредительными и информационными знаками в соответствии с п. 1.10 Положения, и охранное обязательство ОАО «Агропроминвест» не выдавалось.
Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, в котором имеется указание на обозначение границы охранных зон на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками», принято после вынесения что Постановления администрации Тамбовской области от 10 февраля 2014 г. N 122.
Действующее законодательство в области природоохранной деятельности не ставит в зависимость обязанность по исполнению требований сохранности памятников природы от наличия либо отсутствия информационных знаков или выданного охранного обязательства.
При этом в силу прямого указания ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из основных принципов охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Согласно Порядку оформления управлением по охране окружающей среды и природопользованию области паспортов и охранных обязательств на памятники природы регионального значения Тамбовской области, утвержденному приказом управления по охране окружающей среды и природопользованию области от 10.11.2022 N 240 охранное обязательство на каждый памятник природы оформляется в соответствии с формой охранного обязательства на памятники природы регионального значения согласно приложению N 2 к Порядку (п.4.2).
Как следует из указанного приложения охранное обязательство содержит полное наименование памятника природы, его местоположение, описание границ памятника природы.
Между тем, приложение к Постановлению администрации Тамбовской области от 10 февраля 2014 г. N 122 содержит описание местоположения границ памятника природы регионального значения «Осиновый овраг»: 632 точки координат, графические планы границ объекта землеустройства.
При принятии Постановления соблюдены требования п. 12 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Границы памятника природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости как зона с особыми условиями использования территории с присвоением реестрового номера 68:20-9.22.
При этом в соответствии с п.п. 3-4 Приказа Минприроды России от 19 марта 2012 г. N 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территории» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является государственным информационным ресурсом. Сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Таким образом, в Постановлении администрации Тамбовской области от 10 февраля 2014 № 122 и Приложении к нему приведены исчерпывающие сведения о расположении памятника природы, содержится текстовое и графическое описание его границ.
В описании границ памятника природы отсутствует правовая неопределенность, описание позволяет достоверно и безошибочно определить границы памятника природы «Осиновый овраг».
Об отсутствии какой-либо неопределенности в описании границ памятника свидетельствует и публичная кадастровая карта, на которой также воспроизведены сведения о границах.
Более того, в ходе рассмотрения дела установлено, что при рассмотрении проекта Постановления администрации Тамбовской области об образовании особо охраняемых природных территорий, должностными лицами управления по охране окружающей среды, с целью предотвращения неблагоприятных последствий в виде несоблюдения условий использования такой территории были направлены обращения о согласовании проекта такого постановления как с ООО «Большая Липовица», так с ОАО «Агропроминвест» (от 20.01.2014 № и №).
Генеральным директором ОАО «Агропроминвест» С.В. Максимовым 28.01.2014 направлено письмо в адрес начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, из которого следует, что ОАО «Агропроминвест» не возражает против создания памятника природы «Осиновый овраг» в юго-западной части муниципального образования «Тамбовский район», местоположение которого определено п. 1.8 Положения о памятнике природы регионального значения «Осиновый овраг» (приложение № 3 к постановлению администрации области».
Указанный документ также подтверждает факт того, что юридическое лицо обладало исчерпывающей информацией об утверждении такого памятника природы и координатах его границ в 2014 году, до даты вынесения постановления и регистрации памятника природы в ЕГРН.
Доводы представителя ОАО «Агропроминвест» о том, что охранная зона памятника природы «Осиновый овраг» была установлена на землях сельскохозяйственного назначения, которые в течение длительного времени использовались как пашня, опровергаются как представленной картой, содержащей графическое описание границ распашки, так и пояснениями специалиста в судебном заседании.
Кроме того, согласно обоснованию для выделения балки «Осиновый овраг» в качестве особо охраняемой природной территории, составленного доцентом кафедры биологии ТГУ им. Г.Р. Державина 04.06.2013, памятник природы представлял собой значительные по площади участки целины и старой залежи, а земельные участки, используемые для сельскохозяйственной деятельности (пашни) прилегали к памятнику природы.
19.05.2020 управлением по охране окружающей среди и природопользованию Тамбовской области в адрес генерального директора ОАО «Агропроминвест» С.В. Максимова было направлено письмо, информирующее о необходимости соблюдения установленного режима особой охраны памятника природы и его сохранности в установленных границах при проведении сельскохозяйственных работ на прилегающих к памятнику природы территориях, с приложением в виде положения о памятнике природы и карты (плана) границ памятника природы, материалы дела содержат доказательства вручения юридическому лицу такого уведомления.
11.06.2021, то есть после привлечения ОАО «Агропроминвест» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области было вынесено предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства №, в котором было указано на недопустимость нарушения режима особой охраняемой территории памятника природы «Осиновый овраг». В связи с тем, что ОАО «Агропроминвест» не выполнило такое предписание, управлением было инициировано привлечение юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В письменных объяснениях, содержащихся в протоколе, представитель юридического лица также не отрицает захват границ территории памятника природы при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Тамбовского района Тамбовской области от 10 августа 2021 года ОАО «Агропроминвест» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Факт того, что после привлечения ОАО «Агропроминвест» к административной ответственности была проведена повторная проверка с целью оценки причиненного ущерба в результате действий юридического лица, не влияет на законность оспариваемого постановления, принимая во внимание, что административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ наступает вне зависимости от размера причиненного ущерба.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Материалы дела об административном правонарушении отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного кодекса.
Поводов для признания недопустимыми собранных по настоящему делу об административном правонарушении и перечисленных выше доказательств не установлено.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение в данном случае отсутствуют, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ОАО «Агропроминвест» правильно квалифицировано по ст. 8.39 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ОАО «Агропроминвест», не усматривается.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, уполномоченным должностным лицом, наказание назначено в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ.
На основании изложенного основания к отмене постановления в ходе рассмотрения протеста прокурора не установлены.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, которым ОАО «Агропроминвест» привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд Тамбовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И. Дюльдина