Дело № 2а-1119/2021 (2а-8658/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 26 января 2021 года
Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Нижегородской области о взыскании обязательных платежей и санкций с Пальгуева О.А.,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ИФНС России по Советскому району г.Нижнего Новгорода обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Пальгуева О. А. задолженности по уплате налогов в размере в размере 9 185 рублей 10 копеек, из них: задолженность по земельному налогу в размере 9 146 рублей, пени в размере 39 рублей 10 копеек.
Определением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года административный истец ИФНС России по Советскому району г.Нижнего Новгорода заменен правопреемником Межрайонной инспекции ФНС России № 22 по Нижегородской области.
В судебное заседание, назначенное на 26 января 2021 года, участвующие в административном деле лица не явились, они считаются надлежащим образом извещенными, явка лиц участвующих в деле не является обязательной и не признана судом обязательной.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В развитие указанных положений ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст.52 НК РФ: «1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
В соответствии со ст. 69 НК РФ: «1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании».
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1 ст. 48 НК РФ).
За исполнение обязанности по уплате налогов с нарушением установленных законом сроков предусмотрена ответственность в виде начисления пени.
В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Порядок начисления и расчета земельного налога регулируется положениями гл. 31 НК РФ.
Земельный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Судом установлено, что административный ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством он является налогоплательщиком и в соответствии со ст. 23 НК РФ обязан своевременно уплачивать законно установленные налоги.
Судом установлено, что Пальгуеву О.А. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты, в том числе, земельного налога за 2018 год в сумме 21 034 рубля, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением обязанностей по уплате земельного налога в установленные законом сроки Пальгуеву О.А. было направлено требование об уплате земельного налога, а также пени № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое добровольно административным ответчиком исполнено не было. Задолженность Пальгуева О.А. по уплате земельного налога за 2018 год составляет 9 146 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год составляет 39 рублей 10 копеек.
На основании требований ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Вместе с тем, административным истцом, требования исполнены не были.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено п.2-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Исходя из того, что требование № от ДД.ММ.ГГГГ должно было быть исполнено до ДД.ММ.ГГГГ, заявление налоговым органом могло быть направлено в суд до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № (и.о. мирового судьи судебного участка №) Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения, был отменен судебный приказ о взыскании с Пальгуева О.А. в пользу ИФНС России по Советскому району г.Н.Новгорода задолженности по налогам в размере 0 146 рублей, пени в размере 39 рублей 10 копеек.
Получив копию определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, ИФНС России по Советскому району г.Н.Новгорода направила в адрес Пальгуева О.А. копию административного искового заявления о взыскании задолженности по налогу и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении.
Затем, ИФНС России по <адрес> г.Н.Новгорода ДД.ММ.ГГГГ направила заказной почтовой корреспонденцией в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода административный иск о взыскании с Пальгуева О.А. обязательных платежей и санкций, которое поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку налоговый орган обратился в суд с административным иском как в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, так и в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, оснований полагать, что срок для обращения в суд административным истцом был пропущен, не имеется.
По указанным основаниям подлежат отклонению доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд.
Судом установлено, что расчет земельного налога за 2018 год произведен по формуле Н=НБ*Д*НС*КМ (н- сумма налога, НБ- налоговая база, д- доля в праве собственности, НС – налоговая ставка, КМ – количество месяцев владения):
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Определяя размер земельного налога по земельному участку с кадастровым номером: 52:18:0070317:31, налоговый орган исходил из налоговой базы (кадастровой стоимости) – 1 524 355 рублей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, составляет 1 524 355 рублей 56 копеек.
Возражая относительно заявленных требований, административный ответчик указал, что расчет земельного налога произведен налоговым органом неверно.
Проверяя расчет налогового органа, суд приходит к выводу о неверности начисления земельного налога за 2018 год на земельный участок с кадастровым номером: 52:18:0070317:31.
Расчет земельного налога за 2018 год на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, будет следующим:
1 524 355 рублей 56 копеек х 1 х 0,30% х 12/12 = 4 573 рубля 07 копеек.
Расчет пени по земельному налогу будет следующим:
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 4 573 рубля 07 копеек х 12 дн. х 6,5%/300 = 11 рублей 89 копеек;
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 4 573 рубля 07 копеек х 7 дн. х 6,25%/300 = 6 рублей 70 копеек.
Учитывая соблюдение срока предъявления административного искового заявления в суд, факт допущенного должником нарушения обязательств по уплате обязательных платежей в установленный срок, суд находит возможным удовлетворить требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Нижегородской области частично и взыскать с Пальгуева О.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Нижегородской области задолженность перед бюджетом в размере 4 591 рубль 66 копеек, из них: земельный налог за 2018 год в размере 4 573 рубля 07 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 18 рублей 59 копеек.
Таким образом, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Нижегородской области подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку судом установлена возможность удовлетворения требований Инспекции, с административного ответчика в доход местного бюджета применительно к положениям ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Нижегородской области удовлетворить частично.
Взыскать с Пальгуева О. А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, проживающего по адресу: <адрес>), в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Нижегородской области задолженность в размере 4 591 рубль 66 копеек, из них: земельный налог за 2018 год в размере 4 573 рубля 07 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 18 рублей 59 копеек.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Пальгуева О.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, проживающего по адресу: <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
В силу ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Ю.В.Кучерова