дело № 2а-3501/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 октября 2021 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Гордиевских Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Свиных Антона Георгиевича к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа,
установил:
Административный истец Савиных А.Г. обратился в Советский районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее по тексту - Комитет) о признании незаконными решения, выраженные в письмах № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в утверждении схем расположения земельных участков под гаражами, отказе согласовании схем расположения земельных участков и возложить обязанность на ответчика повторно рассмотреть заявления и утвердить схемы расположения земельных участков под гаражами, а также согласовать проекты границ земельных участков.
В обоснование заявленных требований указано, что в собственности административного истца находятся гаражи, расположенные в ГСК №, а именно: гараж № № общей площадью 20,1 к.в.м., № № общей площадью 32 кв.м., № общей площадью 33,7 кв.м. В целях формирования земельных участков необходимых для эксплуатации гаражей он обратился к кадастровому инженеру для подготовки схем их расположения. Далее он обратился в Администрацию г. Челябинска, приложив необходимый пакет документов. На указанное обращение получены отказы, с которыми он не согласен, считает, что его права нарушены. Кроме того, указывает на то, что в ДД.ММ.ГГГГ г. ему стало известно, что контур гаража расположен на двух земельных участках, считает, что допущена реестровая ошибка, которая подлежит исправлению административным ответчиком.
Административный истец Савиных Б.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен.
Представитель административного истца Просвирин А.Г. просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик представитель Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в судебном заседании участия не принимал, предоставил в суд письменное мнение в котором просил отказать в удовлетворении требований истца, по основаниям, идентичным отказам.
Заинтересованное лицо, представитель ГСК № № при надлежащем извещении участия не принимал, извещен.
Суд, заслушав участвующих лиц, исследовав и проанализировав имеющиеся доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.
Административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения, а именно: гараж, площадью 20,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ГСК № №, гараж № №, кадастровый (или условный) номер №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ г.; гараж, площадью 33,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ГСК №, гараж № №, кадастровый номер №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ г.; гараж, площадью 32 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ГСК № №, гараж № №, кадастровый (или условный) номер №, запись регистрации №
Согласно представленных административным истцом документов Савиных Б.В. является членом ГСК № №.
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 102115 кв.м.. находящемся в аренде у ГСК № на основании договора аренды земли г. Челябинск № от ДД.ММ.ГГГГ г., виды разрешенного использования: для эксплуатации гаражей.
ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец обратился в Администрацию г. Челябинска с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации гаражей № №, расположенных по адресу: г. Челябинск, Советский район, ГСК № №
ДД.ММ.ГГГГ г. Комитет направил ответ в адрес административного истца об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации гаражей, по причине того, что расположение единого объекта недвижимости (здания) на самостоятельных земельных участках не допустимо, а также на то, что испрашиваемые земельные участки расположены в двух территориальных зонах (зона магистралей городского и районного значения К.3.1 и многофункциональная общественно-территориальная зона Б.1).
ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец обратился в Администрацию г. Челябинска с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации гаража № № расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, ГСК № №.
ДД.ММ.ГГГГ г. Комитет направил ответ в адрес административного истца об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации гаражей, по причине того, что расположение единого объекта недвижимости (здания) на самостоятельных земельных участках не допустимо, а также на то, что испрашиваемые земельные участки расположены в двух территориальных зонах (зона магистралей городского и районного значения К.3.1 и многофункциональная общественно-территориальная зона Б.1).
Комитет, по результатам рассмотрения заявлений административного истца, приняла решения от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, которые обжалуются в рамках настоящего дела.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 1); проектная документация лесных участков (подпункт 2); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса (подпункт 3).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом (пункт 13).
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пункт 16).
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 19).
Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
При обращении в Администрацию г. Челябинска административным истцом с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков под гаражами № № № представлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства, правоустанавливающие документы на земельный участок, копия паспорта.
Оценивая действия административного ответчика по рассмотрению заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ г. №№, а также заявление от ДД.ММ.ГГГГ г. № № суд обращает внимание на то, что на испрашиваемых земельных участках расположены помещения, а также то, что они располагаются в двух территориальных зонах (зона магистралей городского и районного значения К.3.1 и многофункциональная общественно-территориальная зона Б.1).
При этом в судебное заседание представителем административного истца представлены технические паспорта на гаражи административного истца, из содержания которых следует то, что гаражи № № являются самостоятельными объектами недвижимости, кроме того, представлены заключения кадастрового инженера, из содержания которых следует, что гаражи № №, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №, входящего в единое землепользование с земельным участком с кадастровым номером №, предоставленного в аренду ГСК № №.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспорены, иных оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков, каких-либо оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в оспариваемом ответе не приведено, сведений об установлении красных линий в отношение испрашиваемых земельных участков не установлены.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на соответствующие орган. В данном случае, Администрация г. Челябинска, Комитет, утверждая о законности оспариваемого решения, допустимых и относимых доказательств данному утверждению на момент рассмотрения дела не представлено.
Иных оснований, которые предусмотрены законом в отказах Комитетом не приведено.
В абзаце 2 п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, законных оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации гаражей № №, расположенных по адресу: г. <адрес>, ГСК № №, не имелось, а следовательно суд не может признать законным и обоснованным отказ Комитета № № от ДД.ММ.ГГГГ г. в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом №№ а также отказ Комитета № № от ДД.ММ.ГГГГ г. в утверждении земельного участка под гаражом №.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного производства РФ суд считает возможным в целях восстановления нарушенного права административного истца возложить обязанность на ответчика повторно рассмотреть его заявления и сообщить о принятом решении как суд, так и административного истца в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению частично.
В заключении кадастрового инженера указано, что земельный участок под гаражом административного истца № частично располагается в пределах границы обособленного земельного участка с кадастровым номером № входящего в единое землепользование с земельным участком с кадастровым номером №, отведенного ГСК № а другая часть земельного участка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно представленным в материалы дела постановления Администрации г. Челябинска № № от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) в границах: <адрес> ГСК № №, ул. <адрес>», выкопировки из дежурной карты города, с обозначением территориальных зон следует, что испрашиваемый земельный участок, схему которого просит утвердить административный истец под гаражом № № располагается в двух территориальных зонах (зона магистралей городского и районного значения К.3.1 и многофункциональная общественно-территориальная зона Б.1).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 упомянутого Кодекса).
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Правильно оценив представленные административным истцом административный ответчик отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под гаражом №, основания отказа указаны в ответе Комитета от ДД.ММ.ГГГГ г. № №
ДД.ММ.ГГГГ в Комитет с заявлением № административный истец обратился в Администрацию г. Челябинска о согласовании местоположения границы земельных участков с кадастровым номером. №, входящего в единое землепользование с кадастровым номером № и с кадастровым номером № в связи с исправлением реестровой ошибки.
По результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ г. Комитет отказал административному истцу по причине отсутствия реестровой ошибки, а также то, что у Комитета отсутствуют основания для согласования проектов границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Комитет, по результатам рассмотрения заявлений административного истца, приняла решения от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, который обжалуется в рамках настоящего дела.
Согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровой ошибкой является воспроизведенная в Едином государственном реестре вижимости (далее - ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке ведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пункты 7, 7.1, 7.2 Закона о регистрации определяют порядок внесения изменений в ЕГРН в целях устранения реестровой ошибки с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в пункте 7 статьи 61 Закона о регистрации, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН, не более чем на пять процентов.
В силу части 10 статьи 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае сутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка.
Общая характеристика проблемы нарушения прав и законных интересов иных лиц при исправлении реестровых ошибок связана с тем, что исправление (соответствующей ошибки) осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Из этого следует, что требованиями об исправлении реестровой ошибки нельзя подменять исковые притязания в отношении принадлежащего иному лицу объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, для установления наличия реестровой ошибки необходимо доказать наличие ошибки (несоответствие) в правоустанавливающих документах на земельные участки с кадастровыми номерами № (№ единое землепользование), №.
Местоположение границ земельного участка площадью 109482 кв.м с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН соответствует площади и границам, установленным первоначальными землеотводными документами (государственный акт Ч № №, постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ). На основании которых между Комитетом и ГСК № № заключен договор аренды УЗ № № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № в точках н7 н8 согласно сведениям публичной кадастровой карты города соответствует документу, послужившему основанием для его постановки на государственный кадастровый учет.
Суд соглашается с административным ответчиком, административным истцом в судебное заседание доказательства наличия ошибки (несоответствия) в правоустанавливающих документах на земельные участки с кадастровыми номерами № № единое землепользование), №, а следовательно отказ Комитета за № от ДД.ММ.ГГГГ г. является законным, обоснованным.
Таким образом, анализируя заявленные требования административного истца, а также фактические обстоятельства, установленные при разрешении данного дела, суд приходит к следующему выводу.
Относительно отказа административному истцу в утверждении схем расположения земельных участков под гаражами №, №№ суд не может согласиться с действиями административного ответчика, в этой части требования административного истца подлежат удовлетворению. При этом поскольку иных оснований, предусмотренных законом данные отказы не содержат, доказательств того, что они были предметом оценки административным ответчиком в судебном заседании не установлено, а следовательно, способом восстановления нарушенного права административного истца, в соответствии со ст. 227 КАС РФ, будет возложение обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявления административного истца об утверждении схем расположения земельного участка под гаражами №№ №№.
В удовлетворении требований о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом № а также в признании незаконным отказ № № от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности повторно рассмотреть заявление и согласовать проекты границ земельного участка следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № № ░░ ░░.░░.░░░░ ░., № № ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ № №
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № № № № ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░ № № ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ № №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░