Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-459/2023
(УИД43RS0043-01-2023-000537-96)
пгт. Тужа 04 сентября 2023 года
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смирнова И.В., при секретаре Чижовой В.П., с участием помощника прокурора Тужинского района Захарова, представителя ответчика МКУ ДО «СШ пгт Тужа» Устюговой С.Б., представителя третьего лица администрации Тужинского муниципального района Ногиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тужинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа пгт Тужа Кировской области», с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального образования Тужинский муниципальный район Кировской области, в лице администрации Тужинского муниципального района, о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания физкультурно - оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тужинского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа пгт Тужа Кировской области» о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания физкультурно- оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> в порядке, предусмотренным ГОСТ 31937-2011. «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 г. № 1984-ст, указывая, что прокуратурой Тужинского района Кировской области в результате проверки соблюдения о техническом состоянии зданий выявлены нарушения в деятельности муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа пгт Тужа Кировской области».
Установлено, что в оперативном управлении МКУ ДО «СШ пгт Тужа» находится здание физкультурно-оздоровительного комплекса, 2009 года постройки, расположенное по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...>.
Вопреки требованиям вышеуказанного законодательства комплексное обследование технического состояния указанного здания физкультурно- оздоровительного комплекса с 2009 года не проводилось, соответствующее заключение специализированной организации отсутствует.
Отсутствие необходимого комплексного обследования создает угрозу жизни и здоровья детей, так как отсутствуют сведения о возможной дальнейшей эксплуатации данного здания, необходимом ремонте.
Несвоевременное обследование технического состояния зданий учреждений образования с использованием современных средств технической диагностики может привести к их аварийному состоянию, что, в свою очередь, может повлечь нарушение работы социально значимых объектов и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Просит обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа пгт Тужа Кировской области» провести комплексное обследование технического состояния здания физкультурно- оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> в порядке.
В судебном заседании истец помощник прокурора Тужинского района Кировской области Захаров И.А. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении и с учетом уточнения просил обязать ответчика провести с привлечением специализированной организации комплексное обследование технического состояния здания физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт. Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...>, а именно выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Представитель ответчика, директор МКУ ДО СШ пгт. Тужа, Устюгова С.Б. и представитель третьего лица администрации Тужинского муниципального района Кировской области Ногина Н.Ю. в судебном заседании пояснили, что в настоящее время указанные в иске работы проводятся, что подтверждается актом осмотра от <ДД.ММ.ГГГГ> и муниципальным контрактом.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.
На основании ч. ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация ’ обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Настоящий стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений является ГОСТ 31937-2011. «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 г. № 1984-ст (далее - Стандарт).
Данный стандарт распространяется в том числе, на проведение работ по: комплексному обследованию технического состояния зданий или сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта
Комплексное обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.
Согласно п. 4.3. Стандарта, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Исходя из требований п. 4.4. Стандарта, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: - по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; - при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); - по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; - при изменении технологического назначения здания (сооружения); - по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать ч достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга (пункт 4.5. Стандарта).
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени,.для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (пункт 5.1.1. Стандарта).
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.
Исходя из требований пункта 5.1.2. Стандарта, при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Судом установлено, что при проведении прокуратурой Тужинского района Кировской области проверки установлено, что что в оперативном управлении МКУ ДО «СШ пгт Тужа» находится здание физкультурно-оздоровительного комплекса, 2009 года постройки, расположенное по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...>.
Вопреки требованиям вышеуказанного законодательства комплексное обследование технического состояния указанного здания физкультурно- оздоровительного комплекса с 2009 года не проводилось, соответствующее заключение специализированной организации отсутствует.
Отсутствие необходимого комплексного обследования создает угрозу жизни и здоровья детей, так как отсутствуют сведения о возможной дальнейшей эксплуатации данного здания, необходимом ремонте.
Несвоевременное обследование технического состояния зданий учреждений образования с использованием современных средств технической диагностики может привести к их аварийному состоянию, что, в свою очередь, может повлечь нарушение работы социально значимых объектов и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования о возложении на ответчика обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания физкультурно- оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 разъяснено, что при установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая, что МКУ ДО «СШ пгт Тужа» является бюджетным учреждением, суд, с учетом необходимости соблюдения установленного законодательством порядка выделения и расходования бюджетных средств, и иных заслуживающих внимания обстоятельств, с целью обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, приходит к выводу о разумности, исполнимости и достаточности срока исполнения решения суда - до 01 декабря 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Тужинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа пгт Тужа Кировской области», о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания физкультурно- оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> удовлетворить.
Обязать в срок до 01 декабря 2023 муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа пгт Тужа Кировской области» провести комплексное обследование технического состояния здания физкультурно- оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. <данные изъяты>, д.№ <...>, а именно выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Яранский районный суд.
Судья Смирнов И.В.
Решение в окончательной форме принято 11 сентября 2023 года