Решение по делу № 2-374/2024 от 10.06.2024

43RS0043-01-2024-000722-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2024 года г. Яранск Кировской области

Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смоленцевой О.Е.,

при секретаре Коряковой А.В.,

с участием заместителя прокурора Тужинского района Кировской области Попонина М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-374/2024 по иску прокурора Тужинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных», Министерству имущественных отношений Кировской области, Управлению ветеринарии Кировской области, Министерству финансов по Кировской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском.

Требование мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> района проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере содержания зданий на территории пгт Тужа.

Проверкой установлено, что собственником здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес> является «<адрес>» в лице Министерства имущественных отношений <адрес>. Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...> указанное здания закреплено на праве оперативного управления за <адрес> государственным бюджетным учреждением «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных».

По результатам проведенной прокуратурой района проверки в сентябре 2023 года установлено, что указанный объект длительный период времени не эксплуатируется, ограждение отсутствует. При этом, обязанность по содержанию здания не выполняется, объект продолжает находился в аварийном состоянии, с учетом повреждения несущих конструкций, не был доступ людей, в том числе детей, лиц без определенного места жительства, которые организовывали в нем свой быт, при этом подвергая себя и окружающих опасности.

<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес руководителя КОГБУ «Ярайская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Согласно ответа на представление приняты меры к ограничению доступа в здание, установлены сигнальные ограждения, размещены информационные таблички, а также проведена подготовка необходимой документации к сносу.

Вместе с тем, указанные меры являлись временными и неэффективными, поскольку в ходе текущего осмотра установлено, что не исключен доступ в помещении, ограждение отсутствует, оно находится в аварийном состоянии.

Указанное свидетельствует о безосновательном самоустранении КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» от осуществления контроля за имуществом и обеспечением безопасности при его эксплуатации, что влечет угрозу для жизни и здоровья граждан, в том числе и свидетельствует о необходимости сноса аварийного здания.

Длительное непринятие ответчиком мер, предупреждающих причинение вреда населению, в том числе мер, препятствующих доступу людей в здание является основанием для понуждения ответчика произвести снос (демонтаж) здания.

С учетом уточнения иска от <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> просит обязать Министерство имущественных отношений <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> организовать проведение работ по сносу здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

Обязать Управление ветеринарии <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, организовать распределение денежных средств на выполнение мероприятий по сносу здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

Обязать Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» провести мероприятия по сносу здания с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

Обязать Министерство финансов <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> организовать финансирование работ по сносу здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

<адрес> Попонин М.С. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что считает необходимым установить срок исполнения решения суда 6 месяцев с даты выделения денежных средств на проведение работ по сносу здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

Представитель ответчика КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» Стариков С.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, поддержал доводы указанные в возражениях, считает, что требования прокурором должны быть заявлены к Министерству имущественных отношений, поскольку собственником спорного объекта является <адрес>, в деятельности учреждения здание «Ветстанции» не используется.

Представитель соответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве указал, что считают себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с ч.2 ст. <адрес> № <...>-ЗО от <ДД.ММ.ГГГГ> «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом <адрес>» ответственность за содержание, сохранность, эксплуатацию и использование по назначению государственного имущества области, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления несут соответствующие унитарные предприятия и областные государственные учреждения.

<ДД.ММ.ГГГГ> министерством направлено письмо в адрес КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» о списании объектов недвижимого имущества № <...>, согласно которому министерством дано согласие на списание с баланса КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» здания ветстанции с кадастровым номером № <...>.

В настоящее время объект недвижимого имущества не снесен, процедура списания в установленные сроки не завершена учреждением по причине не выделения средств областного бюджета на иные цели.

Указывают, что главным распорядителем средств областного бюджета в отношении подведомственных учреждений, в том числе КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» является Управление ветеринарии <адрес>.

В данное время оснований для принятия спорного имущества в казну <адрес> не имеется.

Считают требования прокурора к министерству имущественных отношений незаконными и не подлежащими удовлетворению, так как министерство не является распорядителем бюджетных средств в отношении указанного учреждения, не уполномочено исполнять обязанности по содержанию государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за областными учреждениями и праве хозяйственного ведения за областными предприятиями. При вынесении решения, просят суд учесть, что для проведения работ по сносу и утилизации здания потребуются дополнительные бюджетные ассигнования и установить разумный срок для исполнения решения суда.

Представитель соответчика лица Управления ветеринарии <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве от <ДД.ММ.ГГГГ>, <ДД.ММ.ГГГГ> указал, что согласно выписке из ЕГРН от <ДД.ММ.ГГГГ> здание ветстанции с кадастровым номером № <...> закреплено за КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» на праве оперативного управления на основании акта от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...>, дата государственной регистрации права-<ДД.ММ.ГГГГ>. В деятельности учреждения данное здание не используется.

КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» неоднократно направлялись заявки о предоставлении дополнительного финансирования на проведение работ по сносу и утилизации спорного здания. Согласно смете ООО «СПО «УРАЛ» от <ДД.ММ.ГГГГ> сумма на снос объекта капитального строительства составила 638330 руб.

Управлением на основании поступивших заявок <ДД.ММ.ГГГГ> в министерство финансов <адрес> был направлен запрос дополнительных бюджетных ассигнований, финансирование до настоящего времени не предоставлено.

<ДД.ММ.ГГГГ> КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» в адрес министерства имущественных отношений <адрес> направлено заявление об отказе от оперативного управления имуществом с кадастровым номером № <...> по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

От Министерства имущественных отношений <адрес> получен ответ от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...>, согласно которому оснований для принятия указанного имущества в казну <адрес> не имеется. Основной причиной отказа является то, что процедура списания в установленные сроки не завершена.

Процедура списания не может быть завершена без соответствующего финансирования мероприятий по сносу здания с кадастровым номером № <...>.

Финансирование работ по сносу зданий не относится к компетенции министерства имущественных отношений <адрес>.

Управление не отзывается от организации распределения денежных средств на выполнение мероприятий по сносу здания в случае выделения денежных средств министерством финансов <адрес>.

<ДД.ММ.ГГГГ> в министерство финансов <адрес> был направлен запрос о дополнительных бюджетных ассигнований, финансирование до настоящего времени не предоставлено.

Просят признать КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» и управление ветеринарии <адрес> ненадлежащими ответчиками, заменить ненадлежащих ответчиков надлежащим ответчиком - министерством имущественных отношений <адрес> в части обязания принять здание ветстанции с кадастровым номером № <...> в казну <адрес>.

Представитель соответчика Министерство финансов <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что здание по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес> закреплено за КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» на праве оперативного управления.

Управление ветеринарии <адрес> выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета.

КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» является подведомственным учреждением управления ветеринарии <адрес>.

Считает, что для оценки возможности выделения средств на проведение мероприятий по сносу здания по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>, кадастровый № <...> необходимо обратиться к управлению ветеринарии <адрес> как главному распорядителю бюджетных средств для КОГБУ «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных», либо рассмотреть возможность проведения работ по сносу здания за счет средств от приносящей доход деятельности.

Заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.1.2 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ
собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушать права и охраняемые интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное
не предусмотрено законом или договором.

Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет за собой
и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч.1 ст. 296 ГК РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст. 7 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имущее гну, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Требования указанной правовой нормы обязательны для исполнения всеми собственниками независимо от их организационно-правовой формы и финансовою состояния.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...>-ФЧ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствуют ив несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.

В силу ч. 2 указанной статьи Закона № 384-ФЗ безопасность технический решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Частями 1, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии г требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность отдельных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекс» Российской Федерации лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружении, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственною ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местною самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Из анализа данных норм следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, градостроительных, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

В соответствии с п. 8.1 Правил благоустройства на территории Тужинского городского поселения, утверждённого решением Тужинской поселковой Думы от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...> предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, в том числе граждане, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома, обязаны обеспечить в отношении закрепленной территории: - содержание в чистоте, ремонт, реставрацию и покраску фасадов и их отдельных внешних конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и т.д.); содержание в чистоте и в исправном состоянии заборов, ограждений, расположенных на закрепленной территории, а также их окрашивание; уборку прилегающей к участкам территории.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> района проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере содержания зданий на территории пгт Тужа.

Проверкой установлено, что собственником здания с кадастровым номером 43:33:010118:361, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес> является «<адрес>» в лице Министерства имущественных отношений <адрес>. Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...> указанное здания закреплено на праве оперативного управления за <адрес> государственным бюджетным учреждением «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных».

По результатам проведенной прокуратурой района проверки в сентябре 2023 года установлено, что указанный объект длительный период времени не эксплуатируется, ограждение отсутствует. При этом, обязанность по содержанию здания не выполняется, объект продолжает находился в аварийном состоянии, с учетом повреждения несущих конструкций, не был доступ людей, в том числе детей, лиц без определенного места жительства, которые организовывали в нем свой быт, при этом подвергая себя и окружающих опасности.

<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес руководителя КОГБУ «Ярайская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Согласно ответа на представление приняты меры к ограничению доступа в здание, установлены сигнальные ограждения, размещены информационные таблички, а также проведена подготовка необходимой документации к сносу.

КОГБУ «Яранская межрайСББЖ» является бюджетным учреждением, собственником имущества которого является <адрес>.

Финансирование учреждения осуществляется из областного бюджета <адрес>.

Главным распорядителем бюджетных средств в <адрес> является Министерство финансов в <адрес>, а главным распорядителем бюджетных средств в сфере ветеринарии является Управление ветеринарии <адрес>.

<ДД.ММ.ГГГГ> Министерством имущественных отношений <адрес> дано согласие КОГБУ «Яранская межрайСББЖ» на списание с баланса учреждения спорного объекта недвижимого имущества.

По результатам документарной проверки сохранности и использования по назначению государственного имущества <адрес>, закрепленного за КОГБУ «Яранская межрайСББЖ» составлен акт № <...> пр/2021 от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которого учреждению предписано в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> провести процедуру утилизации здания ветстанции, указанный срок был продлен до <ДД.ММ.ГГГГ> в связи с отсутствием денежных средств.

КОГБУ «Яранская межрайСББЖ» также обращалась и в Министерство имущественных отношений <адрес> с просьбой оказания практической помощи в подготовке необходимой документации либо изъятия спорного имущества.

Материалами дела подтверждается, что, КОГБУ «Яранская межрайСББЖ» неоднократно подавались заявки в Управление <адрес> о предоставлении дополнительного финансирования на проведение работ по сносу и утилизации здания ветстанции в пгт Тужа. На основании указанных заявок Управлением Ветеринарии <ДД.ММ.ГГГГ> был направлен запрос в министерство финансов <адрес> о выделении дополнительных бюджетных ассигнований. Финансирование до настоящего времени не предоставлено.

Поскольку в судебном заседании установлено, что самоустранение ответчиков от осуществления контроля за имуществом и обеспечением безопасности при эксплуатации здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес> влечет угрозу для жизни и здоровья граждан, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных», Министерству имущественных отношений <адрес>, Управлению ветеринарии <адрес>, Министерству финансов по <адрес> об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> организовать проведение работ по сносу здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес> течение 6 месяцев с даты выделения денежных средств на проведение работ по сносу указанного здания.

Обязать Управление ветеринарии <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, организовать распределение денежных средств на выполнение мероприятий по сносу здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

Обязать Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» провести мероприятия по сносу здания с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес> течение 6 месяцев с даты выделения денежных средств на проведение работ по сносу указанного здания.

Обязать Министерство финансов <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> организовать финансирование работ по сносу здания с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Тужа, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>.

Судья                                 О.Е.Смоленцева

2-374/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тужинского района Грехнёв М.Е.
Ответчики
КОГБУ "Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных"
Министерство имущественных отношений Кировской области
Управление ветеринарии Кировской области
Министерство финансов Кировской области
Суд
Яранский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
yaransky.kir.sudrf.ru
10.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2024Передача материалов судье
13.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Судебное заседание
02.12.2024Судебное заседание
11.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее