Дело №2а-15/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2020 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи ЛОБАНОВА В.А.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
с участием заместителя Черняховского городского прокурора Кирюшкиной О.Д., представителя административного ответчика - окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Матиевской Т.И., административного соответчика - депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П. и его представителя – Кравченко В.П., представителя заинтересованного лица – Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. – Вальтер М.А., представителей заинтересованного лица – Службы по противодействию коррупции Калининградской области Вальтер М.А., Шпылева М.О. и Багалиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора города Черняховска в интересах муниципального образования «Черняховский городской округ» и Российской Федерации в порядке ст.39 КАС РФ к окружному Совету депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» о признании действий органа местного самоуправления незаконными
УСТАНОВИЛ:
14 октября 2019 года в Черняховский городской суд поступило административное исковое заявление и.о.прокурора города Черняховска в интересах муниципального образования «Черняховский городской округ» и Российской Федерации в порядке ст.39 КАС РФ к окружному Совету депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» о признании действий органа местного самоуправления по приостановлению рассмотрения заявления Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П. незаконными и прекращении досрочно полномочий вышеуказанного депутата за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в связи с утратой доверия.
В обоснование заявленных требований прокурором было указано, что 16 августа 2019 года в окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» поступило заявление Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П. в связи утратой доверия на основании результатов проверки исполнения законодательства по противодействию коррупции, проведенной Службой по противодействию коррупции Калининградской области. Данное заявление в установленный законом месячный срок рассмотрено не было, так как 12 сентября 2019 года на очередном заседании окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» было принято решение № 78, согласно которому рассмотрение заявления Губернатора Калининградской области было приостановлено до получения ответа на депутатское обращение Соколова А.П. в адрес Губернатора Калининградской области от 06 сентября 2019 года.
В ходе судебного разбирательства и.о. прокурора города Черняховска в соответствии со ст.46 КАС РФ изменил предмет исковых требований, указав, что 11 октября 2019 года на внеочередном заседании окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» решение о прекращении полномочий депутата Соколова А.П. принято не было, поскольку за него не проголосовало необходимое число депутатов представительного органа местного самоуправления. Поскольку Соколов А.П., предоставивший недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 годы, наделен в соответствии с занимаемой им муниципальной должностью правом голосования по принятию решений представительного органа муниципального образования «Черняховский городской округ» по решению вопросов местного значения, его пребывание в статусе депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» может нарушить права граждан, а также охраняемые законом интересы общества и государства. В связи с изложенным, и.о. прокурора города Черняховска просил суд признать незаконным бездействие окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П. и прекратить досрочно полномочия вышеуказанного депутата за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в связи с утратой доверия (т.1, л.д. 139-145).
Представитель административного истца - заместитель прокурора г. Черняховска Кирюшкина О.Д. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, и пояснила, что преодолеть бездействие представительного органа местного самоуправления возможно только путем досрочного прекращения полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П., так как решение по заявлению Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. от 13 августа 2019 года окружным Советом депутатов не принято и по настоящее время.
Представитель заинтересованного лица – Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. - Вальтер М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала, предоставив письменные пояснения по обстоятельствам дела (т.1, л.д.151-161, т.2, л.д.93-96), из содержания которых следует, что на основании распоряжения Губернатора Калининградской области от 14 июня 2019 года № 355-р Службе по противодействию коррупции Калининградской области было поручено провести проверку в отношении депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П. и в ходе проверочных мероприятий было установлено, что Соколов А.П., являясь депутатом, в нарушение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» представил неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2017 и 2018 годов. 13 августа 2019 года Губернатором Калининградской области в окружной Совет депутатов МО «Черняховский городской округ» было направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П., однако оно в установленный законом срок рассмотрено не было и на внеочередном заседании окружного Совета депутатов, состоявшемся в октябре 2019 года, решение о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П. оформлено не было ввиду отсутствия большинства голосов депутатов от установленного Уставом муниципального образования числа депутатов окружного Совета. Полагает, что решение о прекращении полномочий депутата Соколова А.П. должно было приниматься большинством голосов от 14 депутатов, которые могли в силу закона принимать участие в голосовании по данному вопросу, и так как за досрочное прекращение полномочий депутата проголосовало 8 из 11 депутатов, считает, что решение представительным органом было принято, однако не оформлено должным образом. Мера ответственности за совершенное коррупционное нарушение депутатом определяется исключительно Губернатором Калининградской области, исходя из допущенных нарушений, подтвержденных материалами проверки, и такая мера в виде досрочного прекращения полномочий Соколова А.П. определена исходя из допущенных им нарушений коррупционного законодательства, а именно непредставления сведений о доходах, банковских счетах, учредительстве в юридических лицах.
Представители заинтересованного лица – Службы по противодействию коррупции Калининградской области Вальтер М.А., Шпылев М.О. и Багалина Е.Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержали, Шпылевым М.О. предоставлены письменные пояснения по обстоятельствам дела (т.2, л.д.13-22), из содержания которых усматривается, что в июне 2019 года Службой проведен анализ сведений, представленных депутатами окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» о доходах за периоды 2017 и 2018 годов, в ходе чего установлено, что данным депутатом представлены неполные и недостоверные сведения за отчетные периоды, а именно: в справке о доходах за 2017 год в разделе 1 не отражен доход в размере <данные изъяты> рублей, полученный <данные изъяты> в ООО «Геостройтрест» (<данные изъяты>) и доход в размере <данные изъяты> рублей, полученный в результате компенсации расходов, связанных с исполнением депутатских полномочий; в разделе 5.1 не отражено его владение <данные изъяты> долей в уставном капитале ООО «Земстройтрест» (ИНН <данные изъяты>), что противоречит сведениям из ЕГРЮЛ; в справке о доходах за 2018 год в разделе 1 указаны недостоверные сведения о получении им дохода при <данные изъяты> в ООО «Юпитер»; в справках о доходах за оба отчетных периода предоставлены сведения о наличии в собственности нежилого помещения, расположенного адресу: <адрес>, которые отсутствуют в органах, ведущих регистрационный учет объектов недвижимого имущества; не представлены сведения о наличии у Соколова А.П. банковских счетов, открытых в АО «Райффайзенбанк« ДД.ММ.ГГГГ и в ПАО Банк «ФК Открытие» ДД.ММ.ГГГГ; сведения о поступивших в 2017 и 2018 годах на счет, открытый ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России», денежных средствах, значительно занижены, что дает основания полагать, что Соколов А.П. имеет дополнительные источники дохода, которые им не отражены в справках. Считает, что на состоявшемся 11 октября 2019 года внеочередном заседании окружного Совета депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П. не оформлено надлежащим образом в связи с отсутствием большинства голосов депутатов от установленного Уставом муниципального образования числа депутатов окружного Совета, что свидетельствует о бездействии окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ».
Представитель административного ответчика - окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Матиевская Т.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и поддержала доводы письменных возражений на иск, предоставленных представителем Лытиной О.И. (т.1, л.д.233-234), из содержания которых следует, что заявление Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П. в связи с утратой доверия поступило в окружной Совет депутатов 16 августа 2019 года и на очередном заседании окружного Совета депутатов 12 сентября 2019 года рассмотрение заявления было начато, однако учитывая тот факт, что Соколову А.П. не было предоставлено право предоставить пояснения по результатам проверки, проведенной Службой по противодействию коррупции Калининградской области, рассмотрение заявления решением Совета от 12 сентября 2019 года № 78 было приостановлено до получения ответа на депутатское обращение Соколова А.П. в адрес Губернатора Калининградской области от 06 сентября 2019 года. 11 октября 2019 года на внеочередном заседании окружного Совета депутатов в результате голосования Соколов А.П. не был лишен полномочий депутата (голосами за - 8, против - 0, воздержались - 3). Таким образом, рассмотрение заявления Губернатора Калининградской области состоялось и действия Совета не могут квалифицироваться как бездействие. По требованию о досрочном лишении полномочий надлежащим ответчиком является депутат окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколов А.П. и считает, что заявление о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с утратой доверия по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом Правительства Калининградской области, может быть направлено в суд исключительно Губернатором Калининградской области.
Административный соответчик, привлеченный к участию в деле определением суда от 10 декабря 2019 года, депутат окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколов А.П. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы письменных возражений на иск (т.1, л.д.245-250, т.2, л.д.114-115), из содержания которых следует, что окружной Совет депутатов МО «Черняховский городской округ» и он не извещались прокурором о проведении проверок в отношении окружного Совета депутатов, в связи с чем окружной Совет депутатов был лишен возможности дать необходимые пояснения по результатам проводимых прокурором проверок и предоставлять необходимые документы и материалы. Считает, что с исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата должен был обратиться Губернатор Калининградской области, а не прокурор, вместе с тем возложение на суд полномочий по досрочному прекращению полномочий депутата является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, что противоречит статье 12 Конституции Российской Федерации, провозглашающей самостоятельность органов местного самоуправления. Кроме того, на момент подачи Губернатором Калининградской области заявления в окружной Совет депутатов были внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которых были введены альтернативные меры ответственности за допущенные нарушения. Пояснил также, что нарушений при подаче справок за 2017 и 2018 года он не совершал, что подтверждается доводами его депутатского обращения на имя Губернатора Калининградской области от 03 октября 2019 года, в котором он предоставил письменные пояснения по обстоятельствам вменяемых ему нарушений с приложением соответствующих документов, свидетельствующих о том, что сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 годы являются полными и достоверными, а имевшиеся несоответствия, выявленные в ходе проверки, проведенной Службой по противодействию коррупции, не связаны с его умышленными действиями, а являются ошибками регистрирующих органов, банковских организаций и организаций, в которых он работал, что должно учитываться при рассмотрении вопроса о лишении его полномочий депутата.
Представитель административного соответчика Соколова А.П. – Кравченко В.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений на иск, а также просил производство по делу прекратить, так как прокурор при подаче уточненного искового заявления фактически отказался от изначально предъявленных им исковых требований, изменив предмет и основание административного иска, что в соответствии со ст.194 ч.1 п.3 КАС РФ является основанием для прекращения производства по делу в связи с отказом административного истца от иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2)соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно материалов дела Соколов А.П. является депутатом окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ« по одномандатному избирательному округу №9 на непостоянной основе с сентября 2016 года (т.1, л.д.195, т.2, л.д.102).
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ №273) установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно п.4 ст.6 ФЗ №273 одной из основных мер профилактики коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной или муниципальной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.
В силу требований части 4 статьи 12.1 ФЗ №273 лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп.2 п.1 приложения № 1 к Закону Калининградской области от 19.12.2017 г. №136 «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» (далее - Закон №136) лица, замещающие муниципальную должность, - ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Калининградской области.
Согласно п.5 приложения №1 и п.п.1 и 5 приложения № 2 к Закону №136 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые Губернатору Калининградской области, направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области, осуществляющий функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляющий их прием и анализ и проведение проверки достоверности и полноты сведений, представляемых депутатами, осуществляется по решению Губернатора Калининградской области уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, которым является Служба по противодействию коррупции Калининградской области, образованная Указом Губернатора Калининградской области от 31.12.2018 г. № 220.
В соответствии с подп.4 п.10 Положения о Службе по противодействию коррупции Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 04.04.2019 г. № 238, одной из основных задач Службы является осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими, в частности муниципальные должности, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
Для реализации задач, предусмотренных данным Положением, Служба осуществляет анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими, в частности муниципальные должности, и осуществляет проверку достоверности и полноты данных сведений (подп.11 и 12 пункта 11 Положения).
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Губернатора Калининградской области от 14.06.2019 г. № 355-р Службе по противодействию коррупции Калининградской области было поручено провести проверку в отношении депутата окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» Соколова А.П.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что Соколов А.П., являясь депутатом, в нарушение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» представил неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2017 и 2018 годов.
13 августа 2019 года Губернатором Калининградской области на основании результатов вышеуказанной проверки было направлено заявление в окружной Совет депутатов МО «Черняховский городской округ» о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П., которое поступило в Совет 16 августа 2019 года.
Решением Окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» №78 от 12 сентября 2019 года рассмотрение заявления Губернатора Калининградской области о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П. было приостановлено до получения ответа на обращение Соколова А.П. в адрес Губернатора Калининградской области от 06 сентября 2019 года.
11 октября 2019 года на внеочередном заседании окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» вернулся к рассмотрению заявления Губернатора Калининградской области и как следует из протокола №8 заседания, по результатам голосования, в котором приняло участие 11 депутатов из общего количества депутатов, осуществлявших свои полномочия на дату заседания в количестве 15 человек, решение по заявлению Губернатора Калининградской области принято не было, так как за лишение Соколова А.П. полномочий депутата проголосовало 8 депутатов, 3 депутатов - воздержалось (т.1, л.д.225-227).
Оценивая доводы представителя заинтересованного лица - Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. - Вальтер М.А. относительно того, что решение о прекращении полномочий депутата Соколова А.П. должно было приниматься большинством голосов от 14 депутатов, которые могли в силу закона принимать участие в голосовании по данному вопросу, и так как за досрочное прекращение полномочий депутата проголосовало 8 из 11 депутатов, присутствовавших на заседании, поэтому решение представительным органом было принято, однако не оформлено должным образом, суд исходит из следующего.
Согласно статьи 20 Устава муниципального образования, принятого решением районного Совета депутатов №141 от 11 декабря 2015 года, окружной Совет депутатов является представительным органом Черняховского городского округа, состоящим из 20 депутатов (т.1, л.д.58).
Вместе с тем, в действующий состав Совета депутатов в мае 2015 года на основании Устава муниципального образования (в редакции на момент проведения выборов), было избрано 18 депутатов, которые и составляли установленное число депутатов, от которой исчисляется правомочный состав данного представительного органа (т.1, л.д. 195).
Согласно ст.22 п.1 Устава по вопросам своей компетенции окружной Совет депутатов принимает нормативные и иные правовые акты в форме решений. Правовые акты окружного Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного Совета (если иное не установлено настоящим Уставом) и подписываются главой Черняховского городского округа (т.1, л.д.61).
Аналогичные положения содержит и ст.32 Регламента окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ», согласно которой решения нормативного характера, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного Совета, в таком же порядке принимаются акты ненормативного характера, за исключением актов процедурного характера, которые принимаются большинством голосов от числа депутатов присутствующих на заседании (т.1, л.д. 187-188).
Согласно п.2.3 Положения о порядке увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в муниципальном образовании «Черняховский городской округ», в связи с утратой доверия, утвержденного решением окружного Совета депутатов от 24 октября 2016 года №126, решение об увольнении (освобождении от должности ) лица, замещающего муниципальную должность, к которым относится и депутат, действующий на непостоянной основе, считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов.
Таким образом, исходя из того, что Соколов А.П., отсутствующий на заседании Совета депутатов 11 октября 2019 года, в силу конфликта интересов не имел права на участия в голосовании по вопросу о лишении его полномочий депутата, простое большинство голосов от установленного числа депутатов окружного Совета депутатов, необходимое для принятия решения по заявлению Губернатора Калининградской области о досрочном прекращении полномочий депутата Соколова А.П. составляло 9 голосов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение представительным органом МО «Черняховский городской округ» по заявлению Губернатора Калининградской области от 13 августа 2019 года в отношении депутата Соколова А.П. фактически на заседании 11 октября 2019 года принято не было и к рассмотрению данного вопроса на последующих заседаниях окружной Совет депутатов МО «Черняховский городской округ» не возвращался, что следует из повестки дня заседаний Совета, состоявшихся в период с 31 октября 2019 года по 23 января 2020 года (т.2, л.д.169-175).
Оценивая доводы представителей административного ответчика - окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» о том, что рассмотрение заявления Губернатора Калининградской области состоялось и действия Совета не могут квалифицироваться как бездействие, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
По смыслу закона неправомерное бездействие отсутствует, если подлежащие осуществлению действия выполнены в соответствии с требованиями законодательства.
На момент поступления в окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» 16 августа 2019 года заявления Губернатора Калининградской области о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П. Федеральным законом от 26 июля 2019 года №228-ФЗ были внесены изменения в статью 40 ФЗ №131 и статью 13.1 ФЗ №273.
Частью 7.3-1 ст.40 ФЗ №131 (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 года №228-ФЗ) установлено, что к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены иные меры ответственности, исчерпывающий список которых указан в подп.1-5 вышеуказанной части.
Часть 7.3-2 ст.40, введенная Федеральным законом от 26 июля 2019 года №228-ФЗ, предусматривает, что порядок принятия решения о применении к депутату мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации при разработке указанных законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов необходимо исходить из того, что решение о применении к выборному должностному лицу указанных мер ответственности должно применяться на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость, при этом такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
На момент рассмотрения дела в Закон Калининградской области от 19.12.2017 г. №136 «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» были внесены соответствующие изменения и в Приложении №3 к закону №136 определен порядок принятия решения о применении к депутату иных мер ответственности.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» от 24 декабря 2019 года №113, вступившим в силу со дня его официального опубликования 21 января 2020 года, утвержден Порядок принятия решения о применении к депутату окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (т.2, л.д. 107-111, 167-168).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение такого общего принципа юридической ответственности, как неотвратимость наказания за допущенное правонарушение, окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» на момент рассмотрения дела не принял вообще решения о применении к депутату Соколову А.П. каких-либо мер ответственности за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, что свидетельствует о допущенном Советом депутатов при рассмотрении указанного заявления Губернатора Калининградской области неправомерном бездействии.
Доводы представителя административного соответчика Соколова А.П. – Кравченко В.П. о прекращении производства по делу на основании ст.194 ч.1 п.3 КАС РФ в связи с отказом административного истца от иска, суд находит необоснованными, так как в соответствии со ст.46 КАС РФ прокурор изменил предъявленные им изначально к окружному Совету депутатов материально-правовые требования, что не свидетельствует об отказе прокурора от исковых требований.
При таких обстоятельствах, следует признать незаконным бездействие окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», выразившееся в непринятии решения по заявлению Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. от 13 августа 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П.
Разрешая заявленные административным истцом требования в части досрочного прекращения полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П. за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в связи с утратой доверия, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 ФЗ №131 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (ч.10.1 ст.40 ФЗ №131).
Согласно части 7.1 статьи 40 ФЗ №131 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ №273) и другими федеральными законами.
В силу требований части 4 статьи 12.1 ФЗ №273 лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных правовых норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанным лицом полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Следовательно, представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Как следует из предписаний статьи 40 ФЗ №131, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).
Так как федеральное и региональное законодательство не определяют меру ответственности за совершенное коррупционное нарушение и не дает определения несущественных нарушений коррупционного законодательства, суд считает возможным принять во внимание Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленный Министерством труда России (письмо от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526).
Вышеуказанное письмо Минтруда России носит официальный характер и подготовлено во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 14.11.2013 № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30.10.2013 года и подпунктом «а» пункта 2 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 12.11.2014 № 45.
Как следует из п.6 данного Обзора, исходя из анализа правоприменительной практики взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия применялись в случаях сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых не пояснены или стоимость которых не соответствует доходам; значительного завышения общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях; сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного периода не могло быть объяснено исходя из доходов служащего; иных обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.
Оценивая применительно к положениям данного Обзора нарушения, которые были указаны в справке Службы по противодействию коррупции Калининградской области в отношении депутата Соколова А.П., суд руководствуется следующими фактическими обстоятельствами дела и нормами законодательства.
В опровержение допущенных им нарушений Соколов А.П. 03 октября 2019 года обращался к Губернатору Калининградской области с просьбой отозвать из Совета депутатов заявление о досрочном прекращении его полномочий депутата с приложением документов, подтверждающих полноту и достоверность предоставленных им сведений в справках за 2017 и 2018 года (т.2, л.д.1-6).
Так, оспаривая факт неполного отражения сведений о доходах в справке за 2017 год, а именно дохода в размере <данные изъяты> рублей, полученного <данные изъяты> в ООО «Геостройтрест» (№), Соколов А.П. предоставил письмо за подписью генерального директора данного ООО, содержащее сведения о том, что данный доход Соколовым А.П. фактически получен не был, так как в период с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ он находился в отпуске без сохранения заработной платы и счетным работником ООО была допущена ошибка при подаче в налоговый орган сведений о начисленной заработной плате (т.2, л.д. 64-66).
Полученные в результате компенсации расходы в размере <данные изъяты> рублей, связанные с исполнением депутатских полномочий, не подлежали указанию в справке за 2017 год в разделе 1 в графе «Иные доходы«, так как в силу п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц.
Сведения в справке о доходах за 2018 год о получении им дохода <данные изъяты> в ООО «Юпитер» с указанием в графе «Иные доходы« суммы <данные изъяты> являются, по мнению Соколова А.П., достоверными, так как справка формы 2-НДФЛ за период с 01 по 30 июня 2018 года подтверждает получение им данного дохода (т.2, л.д. 67).
Наличие в собственности Соколова А.П. нежилого помещения, расположенного адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м подтверждается договором купли-продажи от 06 марта 1996 года, зарегистрированным в органах БТИ и справкой Калининградского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ« (т.2, л.д. 68-76).
Факт сокрытия Соколовым А.П. сведений о банковских счетах, открытых в АО «Райффайзенбанк« ДД.ММ.ГГГГ и в ПАО Банк «ФК Открытие» ДД.ММ.ГГГГ, опровергается предоставленными данными кредитными организациями сведениями о том, что счет в АО «Райффайзенбанк« не был закрыт на основании заявления Соколова А.П., поданного в марте 2015 года, по вине сотрудника банка, а счета в ПАО Банк «ФК Открытие» были закрыты в 2013 и в 2015 году (т.2, л.д. 77-78, 79).
Сведения о поступивших в 2017 и 2018 годах на счет банковской карты «Visa Infinite«, открытый ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России», денежных средствах, заниженными не являются, так как, исходя из пояснений Соколова А.П. в судебном заседании, представлены на основании полученных им в банке выписок, которые приложены к поданным справкам в полном объеме и разночтения в этих выписках не связаны с его действиями (т.2, л.д. 80-83).
Факт не отражения в справке за 2017 год в разделе 5.1 сведений о владении Соколовым А.П. <данные изъяты> долей в уставном капитале ООО «Земстройтрест» (ИНН №) не является, по мнению Соколова А.П., нарушением, поскольку данное ООО более 10 лет не осуществляло хозяйственную деятельность и в октябре 2017 года МРИ ФНС России №1 по Калининградской области было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (т.2, л.д. 84-89).
Согласно п.2 Приложения № 2 к письму Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526) как малозначительный проступок расценивается факт не указания сведений об участии государственного служащего в коммерческой организации, при этом у соответствующей организации отсутствует хозяйственная деятельность в течение 3 и более лет, предшествующих подаче справки, и нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в действиях (бездействии) служащего.
Таким образом, оценив нарушения, допущенные административным соответчиком Соколовым А.П. при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2017 и 2018 годов, суд приходит к выводу, что они не свидетельствуют о заведомых неполноте и недостоверности представленных депутатом Соколовым А.П. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и не подтверждают наличие в его действиях какой-либо коррупционной составляющей, применительно к п.6 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Учитывая указанные конкретные обстоятельства дела, суд считает, что применение к Соколову А.П. такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» не будет отвечать требованию соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, как не будет и отвечать характеру совершенных деяний, поскольку такая мера ответственности в данном случае не будет направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции, так как какой-либо коррупционной составляющей в этих деяниях не усматривается, а применение этой меры в силу частей 7.1, 10.1 Закона № 131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ направлено именно на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции.
Применительно к положениям ст.12 Конституции РФ и ст.2 ФЗ №131 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.
Исходя из положений ст.15 ФЗ №131 представительный орган местного самоуправления в пределах своих полномочий принимает нормативные правовые акты, решения по вопросам местного значения.
Из смысла указанных положений закона следует, что только органы местного самоуправления, в том числе и его представительный орган, наделены полномочиями по принятию соответствующих решений по вопросам местного значения. Иные государственные органы и ветви власти не вправе вмешиваться в указанную деятельность.
Принятие конкретного решения о прекращении полномочий депутата являлось бы вмешательством суда в деятельность органа местного самоуправления, что на основании вышеуказанных положений закона является недопустимым.
В силу ст.227 ч.3 п.1 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом.
При таких обстоятельствах и на основании ст.227 КАС РФ суд считает необходимым возложить на окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» обязанность устранить допущенные нарушения закона путем повторного рассмотрения заявления Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. от 13 августа 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Соколова А.П. в соответствии с положениями ФЗ №273 и ст.40 ФЗ №131.
Учитывая указанное, административному ответчику следует установить срок для устранения допущенных нарушений не позднее чем через тридцать дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, а также возложить обязанность направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд, прокурору г.Черняховска, Губернатору Калининградской области и в Службу по противодействию коррупции Калининградской области.
Таким образом, административные исковые требования, заявленные и.о. прокурора города Черняховска в интересах муниципального образования «Черняховский городской округ» и Российской Федерации в порядке ст.39 КАС РФ о признании бездействия незаконным и прекращении полномочий депутата, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.39 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.