РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2020 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре Стененковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189/2020 по иску ФИО2 к Фонду капительного ремонта многоквартирных домов <адрес> об обязании провести капительный ремонт многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
ФИО77 обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Фонду капительного ремонта многоквартирных домов Иркутской области, в котором просит обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области провести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом (заказчик - Фонд капитального ремонта Иркутской области, договор № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовитель ОСЮ «АнгараСтройТехКомплект» свидетельство СРО № и перечнем видов работ, утвержденного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №, за исключением вида работ по разработке проектно-сметной документации, а именно: ремонт внутридомовой системы электроснабжения - 631 462,72 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения - 1 024 985,76 руб., ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения - 454 584,07 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения - 435 358,97 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения- 233 670,51 руб., ремонт крыши (с утеплением чердачного перекрытия) - 2 264 643,21 руб., ремонт фасада, утепление фасада (торцевых стен <адрес>, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 35, 36, 39, 40, 43, 44, 47, 48) – 2 806 866,21 руб., ремонт отмостки – 314 409, 21 руб., всего 8 165 980,66 руб.
В обосновании иска ФИО2 указала, что на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ является председателем совета дома по адресу: <адрес>. Собственниками жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ было получено предложение Фонда капитального ремонта в Иркутской области (далее по тексту – Фонд, ФКР Иркутской области, ответчик) № о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в соответствии с которым собственникам жилых помещений на утверждение предлагались следующие виды и стоимость работ: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 417 006,86 руб. ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 810 470,16 рублей, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения – 57 413,77 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения – 197 203,49 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения – 254 166,69 руб., ремонт крыши – 1 899 910,74 руб., ремонт фасада – 1 642 566,48 руб., разработка проектно-сметной документации – 19762,64 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 85 546,11 руб., всего на сумму 5 836 240,20 рублей. При этом, обследование многоквартирного дома проводилось без участия собственников помещений. В ответ на указанное письмо Фонда от ДД.ММ.ГГГГ собственники обратились с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим просьбу внести изменения в предложенный Фондом перечень видов работ. Указанное письмо было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. В связи с непринятием Фондом предложений собственников, содержащихся в письме от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствием встречных предложений, собственники помещений многоквартирного дома в соответствии с протоколом общего собрания собственников № № (в форме очно-заочного голосования) ДД.ММ.ГГГГ проголосовали «против» предложенного ФКР Иркутской области видов работ, но «за» сроки проведения капитального ремонта, указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Новое письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о видах и стоимости работ по капитальному ремонту было направлено собственникам ДД.ММ.ГГГГ, однако не было получено и до сведения собственников в целях последующего утверждения не доводилось. Фактически собственники были информированы о данном письме только в мае 2017 года. В названном письменном предложении были указаны следующие виды и стоимость работ: разработка проектно-сметной документации – 371 651,62 руб., проведение экспертизы проектной документации – 100 415,61 руб., всего на сумму 472 067,23 рубля. Так как, на данное предложение Фонда собственники помещений многоквартирного дома в установленный срок не отреагировали, Администрация г. Иркутска вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о включении дома по адресу: <адрес> перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Иркутска, собственники помещений в которых не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества, где были утверждены работы, указанные в предложении от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проведения работ по разработке проектно-сметной документации был установлен необходимый перечень и стоимость работ по проведению капитального ремонта: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 631 462,72 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 024 985,76 руб., ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения – 454 584,07 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения – 435 358,97 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения – 233 670,51 руб., ремонт крыши – 2 264 643,21 руб., ремонт фасада – 2 806 866,21 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 85 546,11 руб., ремонт отмостки – 314 409,21 руб., всего на сумму 8 156 980,66 рублей. Указанная стоимость работ была подтверждена письмом Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден полный перечень необходимых работ согласно проектной документации. Данный протокол был передан в Фонд капитального ремонта Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ. Однако протокол № от ДД.ММ.ГГГГ был проигнорирован Фондом, и собственникам поступило новое предложение Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором предлагались для утверждения следующие виды и стоимость работ: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 616 345,51 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 069 421,83 руб., ремонт крыши – 1 729 871,69 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 50 557,11 руб., всего на сумму 3 493 196,14 рублей. Данный перечень и стоимость работ по капитальному ремонту существенно отличается от перечня и стоимости работ, предложенной в проектно-сметной документации и утвержденной решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на письмо Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № собственники направили письмо от ДД.ММ.ГГГГ, где изложили мнение по предложению Фонда. Также письмом от ДД.ММ.ГГГГ собственники указали, что перечень работ по капитальному ремонту, утвержденный решением собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, является крайне необходимым и не превышает минимального перечня работ, утвержденного Региональной программой капитального ремонта общего имущества а многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ФКР Иркутской области направил в адрес Администрации Иркутской области список адресов многоквартирных домов на территории г. Иркутска, срок предоставления протоколов по которым истек. Постановлением Администрации г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решения и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2019 году» многоквартирный дом по адресу: <адрес> был включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещения которых не приняли решения о проведении капитального ремонта. Стоимость работ по капитальному ремонту составила 3 493 196,14 рублей. Не согласившись с перечнем и стоимостью работ по капитальному ремонту, истец вынужден обратится в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец, представитель истца - Потемин А.А., действующий на основании ордера, являющийся также третьим лицом по делу, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Колмыков А.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ранее в судебном заседании представил письменные объяснения ответчика на исковое заявление. В отзыве указано, что представителями ответчика было проведено визуальное обследование <адрес> в <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственников помещений многоквартирного дома направлено предложение о проведении в 2016-2017 гг. капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на общую сумму 5 831 240,20 руб. Решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, собственники отказались от предложенных работ, при личном обращении просили разработать проектно-сметную документацию. ДД.ММ.ГГГГ Фонд направил в адрес собственников предложение о проведении капитального ремонта в 2017 году с перечнем работ: разработка проектно-сметной документации и проведение экспертизы проектной документации на сумму 475 067,23 руб. В связи с тем, что в срок, установленный ст. 189 Жилищного кодекса РФ, по указанному предложению решение не было принято собственниками, решение было принято органами местного самоуправления: Постановлением Администрации г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение Краткосрочного плана реализации в 2017-2019 годах Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы (утв. Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-мпр) в 2017 году были выполнены работы по разработке проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт многоквартирного <адрес> в гор. Иркутске на сумму 472 067,23 руб. В соответствии с проектно-сметной документацией стоимость выполнения работ по капитальному ремонту составила 8 032 862,48 руб. При этом, капитальный ремонт многоквартирного дома проводится без государственной и муниципальной поддержки, исключительно за счет средств собственников многоквартирного дома. За период действия Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> будут собраны денежные средства в сумме: 1885,7 кв.м. (площадь помещений) * 5,85 руб. (тариф) * 12 месяцев * 30 лет = 3 971 284,20 руб. С учетом затрат на разработку и экспертизу проектно-сметной документации остаток денежных средств по дому составил: 3 971 284,20 руб. – 472 067,23 = 3 499 216,97 руб. Руководствуясь ст. 182, 189, ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ Фонд направил в адрес собственников предложение о проведении в 2019 году капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома с указанием перечня первоочередных видов работ и их стоимости 3 493 196,14 руб. Решение собственников в адрес Фонда в установленный законом срок не поступило, решение о проведении капитального ремонта было принято органом местного самоуправления Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №. На проведение работ по капитальному ремонту был объявлен электронный аукцион, который состоялся ДД.ММ.ГГГГ, победителем определено ООО «Ликонд», с которым был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ. На дату рассмотрения дела все работы по капитальному ремонту, согласованные в договоре, произведены в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации г. Иркутска, действующий по доверенности - Кабалюк П.Ю. пояснил, что поддерживает позицию истца, ранее в ходе рассмотрения дела представил отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что доводы ответчика противоречат законодательству. Собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома не принимали решений о сокращении перечня необходимых видов работ по капитальному ремонту. Кроме того ч. 4 ст. 174 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность использования для финансирования капитального ремонта на возвратной основе средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Третьи лица Бальчюнене Т.С., Рукавишникова В.В. в судебном заседании поддержали позицию истца, пояснили, что считают исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО8, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО10 А.С., ФИО47, ФИО48, ФИО9, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом путем направления судебных повесток.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Конституция Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, закрепляет корреспондирующую ему обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для осуществления данного права (ст. 40, ч. 2), которая одновременно выступает в качестве гарантии его реализации. Жилищный кодекс РФ в порядке конкретизации ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (п. 6, 6.1 и 8 ст. 2).
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу п. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу положений ч. 1 и 2 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст. 171 ЖК РФ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 181 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
В силу ч.1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, н финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В силу ст. 189 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе. Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 190 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (ч.2 ст.166 ЖК РФ).
В ст. 4 Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>» определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством Иркутской области, включающий в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, систем противопожарной автоматики и дымоудаления; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт или замену надкровельных элементов, ремонт или замену системы водоотвода с заменой водосточных труб и изделий; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе ремонт отмостки; утепление и ремонт фасада, в том числе ремонт балконов, утепление, ремонт или замену окон в составе общего имущества, входных наружных дверей, ремонт и утепление цоколя; ремонт или замену мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления, установку промывочных устройств для мусоропроводов, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств - для домов с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 метров и выше; ремонт фундамента многоквартирного дома; работы по благоустройству и озеленению земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если границы и размер земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности; разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оказание услуг по проведению строительного контроля в процессе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; техническое обследование общего имущества в многоквартирном доме; проведение экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).
Судом установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы» была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы (далее - Региональная программа).
В соответствии с Таблицей № приложения к Региональной программе в отношении многоквартирного дома по адресу <адрес> определен следующий перечень работ: ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы горячего водоснабжения, ремонт фундамента многоквартирного дома, утепление и ремонт фасада, ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, ремонт системы газоснабжения, ремонт системы теплоснабжения, ремонт крыши, ремонт системы электроснабжения, ремонт системы вентиляции, оказание услуг по проведению строительного контроля, ремонт подвальных помещений, разработка проектно-сметной документации, ремонт системы водоотведения, ремонт системы холодного водоснабжения.
В соответствии с краткосрочным планом реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, утвержденным Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-мпр (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы» ремонтные работы в отношении многоквартирного дома по <адрес> запланированы на 2017г.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее – Фонд, ФКР МКД Иркутской области) направил в адрес собственников помещений многоквартирного <адрес> письмо № о проведении капитального ремонта многоквартирного дома. Фондом предложено провести следующие виды работ, указана их стоимость: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 417 006,86 руб. ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 810 470,16 рублей, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения – 57 413,77 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения – 197 203,49 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения – 254 166,69 руб., ремонт крыши – 1 899 910,74 руб., ремонт фасада – 1 642 566,48 руб., разработка проектно-сметной документации – 19762,64 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 85 546,11 руб., всего на сумму 5 836 240,20 рублей. Срок проведения работ: II квартал 2016 – III квартал 2017 гг. Источники финансирования – средства регионального оператора, формируемые за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, иные источники финансирования.
В ответ на указанное письмо Фонда от ДД.ММ.ГГГГ собственники обратились с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим согласие с проведением работ по капитальному ремонту, а также просьбу включить в предложенный Фондом перечень видов работ утопление торцевых стен дома квартир №№ <данные изъяты>; утепление чердачного перекрытия, восстановление слуховых подвальных окон; установка АИТП. Указанное письмо было получено ответчиком, согласно входящему штампу, ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом № № общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме заочного голосования, приняты решения: не утверждать предложенный перечень работ по капитальному ремонту, не утверждать стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, утвердить срок проведения/окончания капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме со II квартала 2016 года до III квартала 2017 года, утвердить источник финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома - средства регионального оператора, формируемые за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Иркутска, иные источники финансирования.
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес собственников помещений многоквартирного <адрес> письмо № о проведении капитального ремонта многоквартирного дома.
Фондом предложено провести следующие виды работ, указана их стоимость: разработка проектно-сметной документации – 371 651,62 руб., проведение экспертизы проектной документации – 100 415,61 руб., всего на сумму 472 067,23 рубля. Срок проведения работ: I квартал 2017 года – IV квартал 2017 года. Источники финансирования – средства регионального оператора, формируемые за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Иркутска, иные источники финансирования.
В связи с тем, что в срок, установленный ст. 189 Жилищного кодекса РФ, по указанному предложению решение не было принято собственниками, решение было принято органами местного самоуправления: Постановлением Администрации г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска ДД.ММ.ГГГГ. №».
На основании договора №/№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «АнгараСтройТехКмоплект», последним была разработана проектно-сметная документация, согласно которой сумма работ по капитальному ремонту составила 8 156 980,66 рублей.
Шлаевская И.Н., являясь председателем Совета дома ДД.ММ.ГГГГ обратилась от имени собственников помещений к ответчику с письмом, где просила согласовать срок проведения капитального ремонта дома, так как с 2017 года мероприятия по капитальному ремонту не проведены.
В ответ на данное обращение Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области направил в адрес собственников помещений многоквартирного <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении капитального ремонта многоквартирного дома.
Фондом было предложено провести следующие виды работ, указана их стоимость: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 631 462,72 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 024 985,76 руб., ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения – 454 584,07 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения – 435 358,97 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения – 233 670,51 руб., ремонт крыши – 2 264 643,21 руб., ремонт фасада – 2 806 866,21 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 85 546,11 руб., ремонт отмостки – 314 409,21 руб., всего на сумму 8 156 980,66 рублей.
Также Фондом в письме собственникам было разъяснено, что на основании постановления Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, на 2018 год» тариф для многоквартирных домов составляет 5,85 руб./кв.м. Планируемая сумма сборов за 30 лет составляет 3 972 337,2 рубля. Принятие решения о выполнении полного объема работ возможно только при условии принятия решения собственниками о повышении минимального взноса, в связи с чем, Фонд просит согласовать виды работ по капитальному ремонту в соответствии с планируемой суммой сборов.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняты следующие решения:
1. утвердить перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствие с предложением Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Иркутской области в 2017-2019 г.: ремонт внутридомовой системы электроснабжения, ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, ремонт внутридомовой системы водоотведения, ремонт крыши, ремонт фасада, оказание услуг по проведению строительного контроля, ремонт отмостки;
2. утвердить предельно допустимую стоимость услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом корректировки в соответствие с результатом технической и (или) проектно-сметной документации, на стадии проектирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в 2017-2019г.: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 631 462,72 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 024 985,76 руб., ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения – 454 584,07 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения – 435 358,97 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения – 233 670,51 руб., ремонт крыши – 2 264 643,21 руб., ремонт фасада – 2 806 866,21 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 85 546,11 руб., ремонт отмостки – 314 409,21 руб., всего 8 156 980,66 рублей.
Однако, в ответ на предоставленный протокол общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ Фонд своим письмом вновь предложил собственникам согласовать виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с учетом планируемой за 30 лет суммы сборов за вычетом суммы средств, потраченных на работы по разработке проектно-сметной документации: 3 971 284,2 – 472 067,23 = 3 499 216,97 рублей, предложил для рассмотрения вопросов о включении в краткосрочный план и проведении дополнительных видов работ по капитальному ремонту собственникам необходимо принять решение о повышении взносов на капитальный ремонт. С учетом предлагаемой собственниками суммы работ 8 156 980,66 рублей, размер взносов на капитальный ремонт при сроке сборов 30 лет должен составить 12,53 руб./кв.м.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № года Фонд капитального ремонта многоквартирных домов направил в адрес собственников помещений многоквартирного <адрес> предложение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома. Фондом предложено провести следующие виды работ, указана их стоимость: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 616 345,51 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 069 421,83 руб., ремонт крыши – 1 729 871,69 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 50 557,11 руб., всего на сумму 3 493 196,14 рублей. Начало проведения работ: 2019 год. Источники финансирования: средства регионального оператора, формируемые за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Иркутска, иные источники финансирования.
На данное обращение председателем Совета дома Шлаевской И.Н. и членами Совета дома в адрес и.о. генерального директора Фонда капитального ремонта было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. о несогласии с частичным ремонтом многоквартирного дома.
ФКР МКД Иркутской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № на имя мэра <адрес> был направлен список адресов многоквартирных домов г. Иркутска, срок предоставления протоколов которых истек, где под номером 44 указан дом по <адрес>.
Администрацией г. Иркутска было принято постановление №ДД.ММ.ГГГГ о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Иркутска, собственники помещений в которых не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии с краткосрочным планом реализации в 2017-2019 гг. региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 гг., утвержденным приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и от ДД.ММ.ГГГГ №-мпр, согласно приложению № к настоящему постановлению. В перечне многоквартирных домов под номером 44 значится <адрес> в <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (заказчик) и ООО «ЛИКОНД» (подрядчик) был заключен договор № об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно п. 2.1 договора подрядчик обязуется выполнить работы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по адресу: <адрес>.
В пункте 2.2 договора указаны виды работ, которые обязуется выполнить подрядчик в <адрес> в <адрес>: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт крыши. Срок выполнения работ согласно п. 3.2 договора: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Цена договора в целом составляет 21 996 107,59 рублей (п. 4.2). Окончательный расчет с подрядчиком производится заказчиком после завершения всех видов работ на объектах капитального ремонта на основании подписанных приемочной комиссией итоговых актов приемки выполненных работ законченного капитальным ремонтом каждого многоквартирного дома и утвержденных их Правлением заказчика (п. 4.7). Оплата выполненных работ осуществляется заказчиком на расчетный счет подрядчика в течение 15 рабочих дней с момента утверждения заказчиком итогового акта каждого многоквартирного дома (п. 4.8).
В соответствии с п. 6.3.1 приемка объекта после завершения капитального ремонта осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных договором о проведении капитального ремонта. Приемка работ оформляется Актом о приемке выполненных работ по форме № №, согласованным с представителем собственников помещений объекта капитального ремонта, уполномоченным действовать от имени собственников в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества проводится на основании решения собственников в этом многоквартирном доме), органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект капитального ремонта, представителя организации, осуществляющей строительный контроль. После завершения выполненных работ на объекте капитального ремонта подрядчик не менее чем за 7 дней до планируемой даты и времени приемки работ на объекте письменно уведомляет заказчика, представителя собственников помещений объекта капитального ремонта, уполномоченного действовать от имени собственников в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества проводится на основании решения собственников в этом многоквартирном доме), органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект капитального ремонта, представителя организации, осуществляющей строительный контроль в процессе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, о необходимости приемки выполненных работ на объекте капитального ремонта. После приемки работ подрядчик в течение 15 календарных дней направляет заказчику оформленный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), подписанный со своей стороны и согласованный с представителем собственников помещений объекта капитального ремонта, уполномоченного действовать от имени собственников в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества проводится на основании решения собственников в этом многоквартирном доме), органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект капитального ремонта, представителя организации, осуществляющей строительный контроль в процессе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в 2-х экземплярах, справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в 2-х экземплярах. Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) направляет подрядчику подписанный со своей стороны акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Приемкой выполненных работ будет считаться дата подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (п. 6.3.2).
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих выполнение работ по капитальному ремонту спорного дома со стороны ответчика не представлено.
Судом неоднократно предлагалось представителю ответчика представить в материалы дела документы, подтверждающие окончание проведения ООО «ЛИКОНД» работ по капитальному ремонту общего имущества в <адрес> в гор. Иркутске. В материалы дела представлена заверенная копия общего журнала работ, из которого следует, что фактически работы по дому № по <адрес> в <адрес> выполнялись в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Подписанные акты о приемке выполненных работ (форма КК-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), согласованные в установленном договором порядке с представителем собственников помещений объекта капитального ремонта, уполномоченного действовать от имени собственников в многоквартирном доме, органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект капитального ремонта, представителя организации, осуществляющей строительный контроль в процессе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, несмотря на неоднократные предложения суда представить данные документы, в материалы дела не поступили.
Оценивая доводы истца, ответчика, письменные доказательства по делу, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы.
Согласно разделу III региональной программы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп) с целью создания устойчивых механизмов финансирования расходов, которые связаны с проведением капитального ремонта общего имущества собственников в многоквартирных домах, в состав платы собственников за жилое помещение и коммунальные услуги включается обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт. Средства взносов собственников каждого многоквартирного дома аккумулируются и образуют фонд капитального ремонта многоквартирного дома.
Согласно разделу III региональной программы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Программой, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет средств собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, только если указанные многоквартирные дома расположены на территории того же городского округа, муниципального района Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп установлен порядок представления лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональным оператором собственникам помещений в многоквартирном доме предложений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Настоящий порядок распространяется на отношения, связанные с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 гг. (утв. постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп) и соответствующий краткосрочный план реализации региональной программы, утвержденным министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
В соответствии с п. 4 Порядка (утв. постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп) лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказанием услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в срок не менее чем за три месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой и краткосрочным планом, представляет собственникам помещений в многоквартирном доме, формирующим фонд капитального ремонта на специальном счете, предложения по вопросам капитального ремонта, в том числе путем направления писем по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме.
Как разъяснено в п. 10.1 и 10.2 Постановления Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» от ДД.ММ.ГГГГ №-П, аккумулирование накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и централизованное управление этими накоплениями - учитывая, что собрать в короткий срок достаточные для проведения капитального ремонта суммы исключительно или преимущественно за счет взносов собственников помещений в таких домах, как правило, не представляется возможным, - позволяют обеспечить необходимое финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в порядке очередности, предусмотренной соответствующей региональной программой. Исходя из этого ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что денежные средства, полученные от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора; при этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований. Тем самым обеспечивается обращаемость средств фонда капитального ремонта, которая носит постоянный характер и составляет экономическую основу централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями, что позволяет не только оптимальным образом использовать средства фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений в многоквартирных домах на счете, счетах регионального оператора, и защитить их от обесценивания вследствие инфляционных процессов, но и, в конечном счете, достичь правомерной цели, вытекающей из конституционного принципа социального государства, - эффективного управления общественными ресурсами в жилищной сфере. Региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно ч. 7 ст. 182 данного Кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Таким образом, действующее законодательство предполагает возможность возникновения ситуации, когда уже собранных средств для проведения капитального ремонта недостаточно и невозможно их изыскать в короткие сроки. В целях соблюдения прав и законных интересов граждан законодателем и установлен изложенный в ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ порядок использования средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, без их согласия на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора.
Данной норме корреспондирует абз. 26 раздела 2 Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №
При этом принцип возвратности денежных средств, перераспределенных для финансирования капитального ремонта в конкретном многоквартирном доме, предполагает первоначально их расходование для проведения ремонта, в целях последующего решения собственниками вопроса об установлении минимального размера взносов на капитальный ремонт с учетом известной суммы перераспределенных средств.
Довод стороны ответчика об ограничении расходуемой суммы 30-летним сроком сбора средств на капитальный ремонт суд считает несостоятельным и основанным на неверном толковании права, так как, данный срок, на который рассчитана региональная программы не является пресекательным и не ограничивает сбор средств соответствующим промежутком времени.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ было принято решение, оформленное соответствующим протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, о проведении капитального ремонта в соответствие с изложенным в письме Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № предложением с перечнем работ и стоимостью.
Судом установлено, что протокол собрания собственников своевременно был направлен региональному оператору для сведения. Что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела.
Это значит, что собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> было принято решение о проведении капитального ремонта по следующему перечню и стоимости работ: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 631 462,72 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 024 985,76 руб., ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения – 454 584,07 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения – 435 358,97 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения – 233 670,51 руб., ремонт крыши – 2 264 643,21 руб., ремонт фасада – 2 806 866,21 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 85 546,11 руб., ремонт отмостки – 314 409,21 руб., всего 8 156 980,66 рублей.
Вышеуказанный перечень работ полностью соответствует видам работ, закрепленным в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы.
По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Вместе с тем, решение об изменении перечня работ, включенных в региональную программу, общим собранием собственников помещений дома не принималось.
Более того, собственники помещений этого дома неоднократно ставили вопрос о включении всех видов работ по многоквартирному дому, о чем свидетельствует многочисленная переписка, представленная в материалы дела со стороны истца.
При таких обстоятельствах дальнейшие действия Фонда по направлению собственникам нового предложения по проведению капитального ремонта от ДД.ММ.ГГГГ № с перечнем и стоимостью работ: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 616 345,51 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 069 421,83 руб., ремонт крыши – 1 729 871,69 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 50 557,11 руб., всего на сумму 3 493 196,14 рублей, при наличии уже согласованного собственниками предложения с иным перечнем и стоимостью работ не обоснованы и противоречат положениям Жилищного кодекса РФ, предусматривающим порядок и процедуру проведения капитального ремонта.
Кроме того, по результатам обращений собственников многоквартирного дома в том числе, в органы прокуратуры, прокурором Октябрьского района г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области было вынесено представление в связи с установленными нарушениями законодательства в виде ненадлежащего выполнения должностных обязанностей работниками фонда при проведении процедуры капитального ремонта многоквартирного дома по адресу <адрес>.
В отношении ответчика Службой государственного жилищного надзора Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ. был составлен протокол об административном правонарушении по результатам внеплановой проверки в отношении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, вынесенного в адрес ответчика предписания о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес>, указанного в протоколе общего собрания ДД.ММ.ГГГГ
Ссылка ответчика на решение Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес> о признании незаконным и недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2019 году» в части включения в приложение № в таблицу «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Иркутска, собственники помещений которых не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества» № №, несостоятельна, так как в рамках данного дела были оценены действия Администрации г. Иркутска, при этом предметом спора действия Фонда не являлись.
Суд также отклоняет доводы ответчика, что работы по капитальному ремонту согласно перечню, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, проведены в полном объеме, так как документы, подтверждающие приемку работ, их оплату, в материалы дела не представлены. Как пояснил в судебном заседании истец, о приемке работ собственников не извещали, документы, подтверждающие выполнение работ, на согласование подрядчиком не направлялись. В Администрацию г. Иркутска такие документы на согласование также не поступали.
Кроме того, суд принимает во внимание следующее обстоятельство.
Как пояснил ответчик и неоднократно указывал в своих письмах, направленных в адрес собственников, что капитальный ремонт многоквартирного дома проводится без государственной и муниципальной поддержки в виде субсидий.
Однако, в материалы дела о представлена копия письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому с 2019 года в Иркутской области реализуются мероприятия государственной программы иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп. В состав данной программы включена подпрограмма «капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2019-2024 годы, одной из задач которой является обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов. С этой целью подпрограммой предусмотрено мероприятие 7.2.1 «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов». Указанное мероприятие реализуется посредством предоставления государственной поддержки из областного бюджета на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Направление расходования денежных средств государственной поддержки, критерии отбора многоквартирных домов в рамках подготовки министерством проекта нормативного правового акта Правительства Иркутской области, определяющего порядок и условия предоставления государственной поддержки, ежегодно определяются с учетом предложений Фонда капитального ремонта.
Между тем, документы, подтверждающих направление Фондом документов на получении субсидий на проведение капитального ремонта общего имущества <адрес> в <адрес>, отказ в предоставление субсидий, в материалы дела не представлены.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд делает вывод о том, что правовые основания для проведения капитального ремонта согласно письму Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № с перечнем и стоимостью работ: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 616 345,51 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 069 421,83 руб., ремонт крыши – 1 729 871,69 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 50 557,11 руб., всего на сумму 3 493 196,14 рублей, отсутствовали.
Факт выполнения работ ООО «ЛИКОНД» по договору от ДД.ММ.ГГГГ № об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках рассмотрения настоящего дела, не доказан и не установлен.
Таким образом, работы по капитальному ремонту, согласованные собственниками и изложенные в письме Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: ремонт внутридомовой системы электроснабжения – 631 462,72 руб., ремонт внутридомовой системы теплоснабжения – 1 024 985,76 руб., ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения – 454 584,07 руб., ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения – 435 358,97 руб., ремонт внутридомовой системы водоотведения – 233 670,51 руб., ремонт крыши – 2 264 643,21 руб., ремонт фасада – 2 806 866,21 руб., оказание услуг по проведению строительного контроля – 85 546,11 руб., ремонт отмостки – 314 409,21 руб., всего на сумму 8 156 980,66 рублей, на сегодняшний день не проведены.
Истцом заявлено требование, в том числе о проведении работ по капитальному ремонту: утепление фасада (торцевых стен <адрес>).
Однако согласно письму Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ указанный вид работ был согласован в иной редакции, а именно: «утепление фасада».
Согласно проектной документации, разработанной ООО «АнгараСтройТехКомплект» по заданию заказчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. № предусмотрены работы внутридомовой системы электроснабжения, ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, ремонт внутридомовой системы водоотведения, ремонт крыши с дополнительным утеплением чердака, ремонт фасада с утеплением торцевых стен фасада, ремонт отмостки.
Региональной программой также предусмотрены, среди прочих видов работ в отношении многоквартирного дома по адресу <адрес>, утепление и ремонт фасада.
Кроме того, исходя из анализа положений ст. 189 Жилищного кодекса РФ, предполагающей необходимость установления перечня предлагаемых региональным оператором видов работ и их общей стоимости, суд полагает необходимым сохранить предложенный стороной истца перечень видов работ, установить предельную стоимость работ по капитальному ремонту, при этом исключив указание стоимости отдельных видов работ.
По мнению суда, удовлетворение исковых требований в заявленной истцом редакции в дальнейшем может служить препятствием для исполнения судебного решения. С учетом того, что часть работ в период рассмотрения дела по договору между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области и ООО «ЛИКОНД» № об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах могла быть выполнена, что не оспаривалось стороной истца в ходе рассмотрения дела, удовлетворение иска с указанием конкретных сумм по отдельным видам работ может в дальнейшем явиться препятствием к исполнению решения суда.
Поскольку приемка работ, выполненных ООО «ЛИКОНД», на момент окончания рассмотрения дела не проведена, установить перечень выполненных работ, их стоимость и соотнести с аналогичными видами работ, заявленными в иске, их стоимостью не представляется возможным.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования истца ФИО2 удовлетворить частично.
Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области обязанность провести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом (заказчик - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, договор № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовитель ООО «АнгараСтройТехКмоплект» свидетельство СРО № и перечнем видов работ, утвержденных решением общего собрания собственников в многоквартирном доме согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № (за исключением работ по разработке проектно-сметной документации), а именно: ремонт внутридомовой системы электроснабжения, ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, ремонт внутридомовой системы водоотведения, ремонт крыши, ремонт фасада, оказание услуг по проведению строительного контроля, ремонт отмостки, всего в пределах суммы 8 156 980,66 рублей.
В оставшейся части заявленных требований истца - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен 13 марта 2020 г.