Дело № 2-223/2019
24RS0009-01-2019-000236-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Большой Улуй, Красноярский край 02 октября 2019 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
с участием истца Занько Т.Д., его представителя Занько Т.Т., действующей на основании устного ходатайства,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Занько Т.Д. к Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконным Постановления Главы Большеулуйского района от 03 апреля 2019 года, возложении обязанности восстановить выплату пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец Занько Т.Д. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконным Постановления Главы Большеулуйского района от 03 апреля 2019 года, возложении обязанности восстановить выплату пенсии. Требования мотивированы следующим. Постановлением Главы Большеулуйского района Красноярского края от 19.02.2010 года № 38-п «Об установлении пенсии за выслугу лет Занько Т.Д.» истцу как лицу, ранее замещавшему муниципальную должность Главы Администрации Большеулуйского района, с 14 августа 2008 года была установлена ежемесячная доплата к пенсии, составляющая суммарно с учётом трудовой пенсии по старости 75 % ежемесячного денежного вознаграждения и установленных коэффициентов исходя из стажа замещения муниципальной должности 15 лет 4 месяца 27 дней. Указанное Постановление было принято в соответствии с Законом Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», Уставом Большеулуйского района Красноярского края.
Постановлением Главы Большеулуйского района Красноярского края от 03.04.2019 года № 5-пг с целью устранения ранее допущенного нарушения действующего законодательства указанное выше Постановление об установлении истцу пенсии за выслугу лет было отменено по основанию отсутствия у Занько Т.Д. необходимого срока замещения муниципальной должности на постоянной основе.
Истец полагает, что Постановление Главы Большеулуйского района Красноярского края от 03.04.2019 года № 5-пг является незаконным, противоречащим положениям ст.ст.51, 51.1 Устава Большеулуйского района Красноярского края, устанавливающим гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе в виде права на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, которая выплачивается лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе не менее 6 лет и получавшим денежное вознаграждение за счёт средств местного бюджета.
Истец 16.10.1985 года был назначен исполняющим обязанности заместителя председателя исполкома районного Совета народных депутатов; 20.12.1985 года был избран заместителем председателя исполкома райсовета, 05.01.1990 года назначен исполняющим обязанности председателя исполкома райсовета; 25.03.1990 года избран председателем исполкома райсовета; 27.01.1992 года назначен Главой администрации Большеулуйского района; 22.12.1996 года избран Главой администрации Большеулуйского района; 13.03.2001 года его полномочия были прекращены в связи с истечением срока и не избранием на должность на новый срок полномочий. Стаж замещения муниципальной должности составляет 15 лет 4 месяца 27 дней. В период с 25.06.2009 года по 22.12.2009 года (5 месяцев 27 дней) истец занимал должность муниципальной службы начальника отдела по правовым и организационным вопросам управления образования Администрации Большеулуйского района. Общий стаж замещения муниципальной должности составляет 15 лет 10 месяцев 24 дня. С 15 декабря 2006 года в связи с достижением возраста истец является получателем пенсии по старости.
Учитывая, что Законом Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» предусмотрена возможность включения в стаж замещения муниципальной должности на постоянной основе для осуществления выплаты пенсии за выслугу лет периодов замещения должностей председателей исполкомов районных Советов народных депутатов до 31 декабря 1991 года или до окончания сроков их полномочий, периодов замещения должностей назначаемых Глав местных администраций до 31 декабря 1996 года, периодов замещения выборных должностей в органах местного самоуправления со 2-го августа 1991 года,
а Устав Большеулуйского района Красноярского края, который не предусматривает условие о включении указанных периодов исполнения полномочий по замещаемым муниципальным должностям для назначения пенсии за выслугу лет, в этой части противоречит Закону Красноярского края № 6-1832 от 26.06.2008 года, Закону Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 года и приводит к нарушению прав истца, Занько Т.Д. просит признать незаконным и отменить Постановление Главы Большеулуйского района Красноярского края от 03.04.2019 года № 5-пг «Об отмене постановления Главы Большеулуйского района от 19.02.2010 № 38-п «Об установлении пенсии за выслугу лет Занько Т.Д.», возобновить выплату пенсии за выслугу лет с 03.04.2019 года.
Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 12 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечён глава Большеулуйского района Красноярского края Любкин С.А.
В судебном заседании истец Занько Т.Д. иск уточнил, просил признать незаконным Постановление Главы Большеулуйского района Красноярского края от 03.04.2019 года № 5-пг «Об отмене постановления Главы Большеулуйского района от 19.02.2010 № 38-п «Об установлении пенсии за выслугу лет Занько Т.Д.», возложить на администрацию Большеулуйского района Красноярского края обязанность устранить допущенное нарушение путем возобновления выплаты пенсии за выслугу лет с 03.04.2019 года.
Ответчик Администрация Большеулуйского района Красноярского края, ответчик Глава Большеулуйского района Любкин С.А. о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие ответчиков.
В письменных возражениях на иск, утверждая, что Уставом Большеулуйского района условие о включении в периоды для исчисления пенсии за выслугу лет должностей председателей исполкомов, назначаемых глав местных администраций, выборных должностей в органах местного самоуправления не предусмотрено, период пребывания Занько Т.Д. в должности выборного главы администрации составляет менее шести лет, иные должности не являлись и не являются муниципальными должностями в органах местного самоуправления, просят в иске Занько Т.Д. отказать (л.д.25-26).
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 и частям 2, 3 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
В силу пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицом, замещающим муниципальную должность является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с пунктом 1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 1 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи издает правовые акты.
В соответствии с пунктом 5.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
При этом, частью 6 указанной нормы предусмотрено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии с положениями ч.1 ст.48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Аналогичным образом вопросы местного значения регламентируются и Уставом Большеулуйского района Красноярского края. Большеулуйский район Красноярского края является в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом (статья 1). В систему муниципальных правовых актов входят: устав Большеулуйского района, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Большеулуйского районного Совета депутатов; правовые акты главы Большеулуйского района, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом. Глава Большеулуйского района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, а также полномочий местной администрации, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края, издаёт постановления и распоряжения обязательные для исполнения на территории Большеулуйского района. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (статья 3.1). Глава Большеулуйского района избирается Большеулуйским районным Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (статья 6). Глава района - высшее должностное лицо района, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района (статья 15). Глава Большеулуйского района в пределах своей компетенции издает постановления администрации по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Большеулуйского района предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления и гражданами, и распоряжения администрации по вопросам организации деятельности администрации Большеулуйского района (статья 18). К компетенции Совета депутатов относится принятие Устава района и внесения в него изменений и дополнений, официальное толкование Устава района, установление официальных символов района (статья 24). Лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет в размере и на условиях, установленных настоящим Уставом (статья 51). Лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее 6 лет и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслугу лет, пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - страховая пенсия по старости (инвалидности), а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (статья 51.1).
В соответствии с частями 1 и 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. № 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - лица, замещающие муниципальные должности) в Красноярском крае. Гарантии лицам, замещающим муниципальные должности, связанные с осуществлением полномочий, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 8 ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, могут гарантироваться пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В силу ч.3 указанной статьи гарантии осуществления полномочий лицами, замещающими муниципальные должности, установленные уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом, финансируются за счет средств местного бюджета.
На основании части 1 статьи 8 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), могут иметь право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - страховая пенсия по старости (инвалидности), а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - пенсии по государственному пенсионному обеспечению).
В соответствии с пунктом 13 ст.8 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" периоды исполнения полномочий по замещаемым муниципальным должностям для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями настоящей статьи устанавливаются уставом муниципального образования и могут включать периоды замещения должностей:
1) председателей исполкомов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) - до 31 декабря 1991 года или до окончания сроков их полномочий;
2) назначенных глав местных администраций - до 31 декабря 1996 года;
3) выборных должностей в органах местного самоуправления - со 2 августа 1991 года.
В настоящем судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с трудовой книжкой истца в ней осуществлены, в том числе, следующие записи, имеющие юридическое значение в настоящем споре:
Запись № 10 от 16.10.1985 года: назначен исполняющим обязанности заместителя председателя исполкома районного Совета народных депутатов в соответствии с решением исполкома райсовета № 212 от 16.10.1982 года;
Запись № 11 от 20.12.1985 года: избран заместителем председателя исполкома райсовета в соответствии с решением райсовета от 20.12.1985 года:
Запись № 12 от 05.01.1990 года: назначен исполняющим обязанности председателя исполкома райсовета; в соответствии с решением исполкома № 2 от 05.01.1990 года;
Запись № 13 25.03.1990 года: избран председателем исполкома райсовета в соответствии с решением сессии от 25.03.1990 года;
Запись № 14 от 27.01.1992 года: назначен Главой администрации Большеулуйского района в соответствии с Постановлением № 36-г от 27.01.1992 года администрации Красноярского края;
Запись № 15 от 22.12.1996 года: избран Главой администрации Большеулуйского района в соответствии с Протоколом № 1 от 23.12.1996 года территориальной избирательной комиссии;
Запись № 16 от 13.03.2001 года: полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий и не избранием на должность на новый срок полномочий на основании распоряжения № 20 от 14.03.2002 года (л.д.13-19).
Записи в трудовой книжке истца подтверждаются соответствующими распорядительными документами:
- решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов № 212 от 16.10.1982 года о назначении Занько Т.Д. исполняющим обязанности заместителя председателя исполкома районного Совета народных депутатов (л.д.122);
Запись № 11 от 20.12.1985 года: избран заместителем председателя исполкома райсовета в соответствии с решением райсовета от 20.12.1985 года:
- решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов № 2 от 05.01.1990 года о назначении Занько Т.Д. исполняющим обязанности председателя исполкома райсовета (л.д.123);
- решение Большеулуйского районного Совета народных депутатов № 1 от 24.01.1992 года о согласовании предложенной губернатором Красноярского края кандидатуры Занько Т.Д. на должность главы администрации Большеулуйского района (л.д.142) и Постановление Губернатора Красноярского края А.Ф. Вепрева от 27.01.1992 года № 36-г о назначении Занько Т.Д. главой администрации Большеулуйского района (л.д.144);
- решение и протокол территориальной избирательной комиссии по выборам главы Большеулуйского района от 23.12.1996 года об избрании Занько Т.Д. главой администрации Большеулуйского района (л.д.124, л.д.125-127);
- распоряжение администрации Большеулуйского района Красноярского края от 14.01.2002 года № 20 о прекращении с 13 марта 2001 года полномочий Занько Т.Д. в связи с истечением срока полномочий и не избранием на должность на новый срок полномочий (л.д.128).
Как следует из удостоверения № Занько Т.Д. с 15 декабря 2006 года является получателем пенсии по старости (л.д.20).
Согласно Постановлению Главы Большеулуйского района Любкина С.А. от 19.02.2010 года № 38-п в соответствии с Законом Красноярского края от 26 июня 2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», руководствуясь ст.ст.18, 21, 51.1 Устава Большеулуйского района Занько Т.Д. , замещавшему муниципальную должность Главы Администрации Большеулуйского района установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом трудовой пенсии по возрасту 75% ежемесячного денежного вознаграждения и установленных коэффициентов, исходя из стажа замещения муниципальной должности 15 лет 4 месяца 27 дней (л.д.11).
Согласно Постановлению Главы Большеулуйского района Красноярского края Любкина С.А. от 03.04.2019 года № 5-пг в связи с отсутствием правовых оснований для установления пенсии за выслугу лет Занько Т.Д. – необходимого срока замещения муниципальной должности на постоянной основе, с целью устранения нарушений действующего законодательства, в соответствии со статьей 8 Закона Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», Законом Красноярского края от 24.04.2008 года № 1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», статьёй 51.1 Устава Большеулуйского района отменено Постановление Главы Большеулуйского района Любкина С.А. от 19.02.2010 года № 38-п «Об установлении пенсии за выслугу лет Занько Т.Д.». Предписано отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района прекратить начисление и выплату пенсии за выслугу лет Занько Т.Д. со дня вступления в силу настоящего постановления. Указано, что постановление вступает в законную силу со дня подписания (л.д.12).
Муниципальный правовой акт в виде оспариваемого истцом постановления Главы Большеулуйского района от 03.04.2019 года № 5-пг, имеющий индивидуальный характер, принят соответствующим должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, в установленном порядке.
Исследованными судом доказательствами подтверждается, что истец Занько Т.Д. с 16.10.1985 года по 26.01.1992 года занимал руководящие должности в исполнительном комитете районного Совета народных депутатов, не входящем в систему органов местного самоуправления, в указанный период не занимал муниципальную должность, что не даёт оснований для включения указанного периоды в стаж замещения муниципальной должности для назначения истцу пенсии за выслугу лет на основании ст.51.1 Устава Большеулуйского района.
Доводы истца о том, что Устав Большеулуйского района противоречит Закону Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» является несостоятельным.
Органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Уставом Большеулуйского района Красноярского края с учетом вносимых в него изменений в период с 2008 года (дата назначения пенсии за выслугу лет истцу) не предусмотрена возможность включения периодов замещения иных должностей в периоды исполнения полномочий по замещаемым муниципальным должностям для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае".
Предоставляемые за счет средств бюджетов муниципального образования пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у лица, замещавшего муниципальную должность определенного стажа (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением, в силу чего отсутствие такой гарантии в уставах отдельных муниципальных образованиях право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Следовательно, представительный орган местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит действующему законодательству.
Равным образом выдвижение законодательной инициативы по указанному вопросу является правом, но не обязанностью представительного органа местного самоуправления, выборным лицом которого и является истец.
Несостоятельной является и ссылка истца на порядок предоставления гарантий муниципальным служащим, урегулированный Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», поскольку указанный Федеральный закон не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. На назначение пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему истец не претендует, предметом настоящего судебного разбирательства такие требования не являются.
Периоды работы истца в качестве исполняющего обязанности заместителя председателя исполкома районного Совета народных депутатов, заместителя председателя исполкома райсовета, исполняющим обязанности председателя исполкома райсовета; председателя исполкома райсовета не связаны с осуществлением им деятельности по осуществлению местного самоуправления. Возможность их включения в период для назначения пенсии за выслугу лет Уставом Большеулуйского района не была предусмотрена ранее, не предусмотрена в настоящее время. Указанные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на выплату пенсии за выслугу лет лицу, замещающему муниципальную должность.
Вместе с тем суд считает, что периоды, когда истец являлся главой администрации Большеулуйского района, в том числе в период назначения на указанную должность Губернатором Красноярского края, подлежит включению в стаж, дающий право на назначении пенсии за выслугу лет.
Так, в соответствии с Уставом Большеулуйского района Красноярского края лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее 6 лет и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости.
В соответствии с положениями ст.2
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Впервые понятие выборного должностного лица местного самоуправления было введено Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым с момента вступления его в силу признаны утратившими силу: статьи 1 - 48, 77 - 79, 87 - 96 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Закон РСФСР "О выборах главы администрации", в части, касающейся выборов глав районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации; Закон Российской Федерации "О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации" в части, касающейся назначения на должность и освобождения от должности глав районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.3 Закон Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" Глава местной администрации избирается сроком на пять лет путем всеобщих прямых и равных выборов на территории соответствующего Совета при тайном голосовании. Порядок проведения выборов главы местной администрации определяется законом.
Закон Российской Федерации от 24 октября 1991 года "О выборах главы администрации" закрепил принципы выборности глав администраций населением. Согласно его статьи 2 выборы глав органов государственного управления в краях, областях, автономной области, автономных округах, местной администрации в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах, группах населенных пунктов (далее - главы администрации) осуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вместе с тем, Постановлением пятого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы", регулировавшего вопросы назначения глав администраций, был введён запрета на проведение выборов глав администраций до 1 декабря 1992 года.
В соответствии с указанным постановлением был издан Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 года, согласно которому главам Администраций краев, областей, автономных областей и автономных округов было предписано в срок до 15 декабря 1991 года назначить глав администраций районов и городов краевого, областного и окружного подчинения.
Постановление седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 декабря 1992 года "О главах администраций" устанавливает право Советов народных депутатов только при определенных условиях принимать решения о назначении выборов главы администрации или предлагать решать эти вопросы Президенту Российской Федерации либо главе вышестоящей администрации. Данное Постановление Съезда принято в связи с прекращением действия Постановления пятого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы",
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4733-1 "О Порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации" назначение на должность главы администрации в порядке, определенном настоящим Законом, осуществляется при условии принятия соответствующим Советом народных депутатов решения, предлагающего Президенту Российской Федерации, главе исполнительной власти (Президенту) республики в составе Российской Федерации или главе непосредственно вышестоящей администрации произвести назначение главы администрации.
В соответствии со ст.3 указанного Закона, глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации или глава непосредственно вышестоящей администрации вносит на согласование районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов одну или несколько кандидатур на должность главы соответствующей администрации.
Совет народных депутатов в двухнедельный срок со дня внесения представления главы непосредственно вышестоящей администрации о согласовании кандидатур рассматривает их.
Кандидатура на должность главы администрации считается согласованной, если за нее проголосовало более половины от числа народных депутатов, присутствующих на сессии Совета.
В случае отклонения Советом народных депутатов кандидатур на должность главы администрации Совет народных депутатов вправе обратиться соответственно к главе исполнительной власти (Президенту) республики в составе Российской Федерации или главе непосредственно вышестоящей администрации с предложением внести на рассмотрение Совета народных депутатов иные кандидатуры на должность главы администрации в порядке, установленном настоящим Законом, либо принять решение о проведении выборов главы администрации в соответствии с Законом РСФСР "О выборах главы администрации".
В соответствии со ст.10 указанного Закона Глава администрации, назначенный на должность в соответствии с настоящим Законом, а также глава администрации и исполняющий обязанности главы администрации, назначенные на должность до вступления в силу настоящего Закона, обладают всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для данной категории должностных лиц.
В соответствии со ст.11 указанного Закона, он вступает в силу с момента его опубликования и действует на период до проведения выборов в Советы народных депутатов нового созыва.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года № 1760 было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы; установлено, что Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» применяется в части, не противоречащей настоящему Указу; постановлено прекратить деятельность городских и районных Советов народных депутатов, их функции возложены на местную администрацию; постановлено провести в период с декабря 1993 года по июнь 1994 года выборы в представительные органы местного самоуправления; установлено, что главы местных администраций, назначенные или избранные до вступления в силу настоящего Указа, являются главами местного самоуправления; постановлено, что по решение вновь избранных представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут проводиться в соответствии с законодательством выборы глав местного самоуправления соответствующей территории.
Сами нормативные акты, принятые в период радикальной экономической реформы и поэтапной конституционной реформы органов местного самоуправления, которыми был введён временный запрет на выборы глав местного самоуправления, которые допускали их выборы лишь при определённых условиях и которые регламентировали порядок назначения на должность глав местных администраций, не регламентировали вопросы, связанные с объемом их полномочий, их прав, обязанностей и социальных гарантий, ответственности.
Анализ указанных нормативных актов позволяет суду прийти к выводу о том, что, несмотря на временное введение на переходный экономический период процедуры избрания глав местных администраций вместо их выборов, не влияет на объем прав и обязанностей таких должностных лиц, на что прямо указано в законе РФ от 01.04.1993 № 4733-1 "О Порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации", а соответственно не влияет, в том числе, на предоставленные этим лицам действующим законодательством социальных гарантий.
А поэтому период назначения лица на должность главы районной администрации подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, предусмотренную ст.51.1 Устава Большеулуйского района как лицу, замещавшему муниципальную должность. Иное толкование приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, замещавшими одну и ту же должность, выполнявшими одну и ту же функцию, наделенные Законом Российской Федерации одними и теми же полномочиями на решение вопросов местного значения, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
При выявленном судом смысле законодательства, действующего в период назначения истца на должность главы администрации Большеулуйского района 27 января 1992 года, суд считает, что период пребывания его в должности главы администрации Большеулуйского района с 27 января 1992 года по 21 декабря 1996 года, что составляет 4 года 10 месяцев 25 дней, является периодом замещения им муниципальной должности.
В период с 22.12.1996 года по 13.03.2001 года (4 года 2 месяца 20 дней) истец замещал выборную муниципальную должность главы администрации Большеулуйского района.
В соответствии с пунктом «а» ч.2 ст.93 Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" руководители Совета и местной администрации, их заместители, руководители структурных подразделений аппарата Совета и местной администрации, их заместители продолжают получать назначенную им Советом заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности после окончания срока полномочий и при неизбрании или неназначении на должность на новый срок полномочий.
Из записи в трудовой книжке истца следует, что его полномочия прекращены Распоряжением № 20 от 14 февраля 2002 года. Согласно распоряжению администрации Большеулуйского района от 14.01.2002 года № 20 Полномочия главы района Занько Т.Д. прекращены с 13 марта 2001 года в связи с истечением срока полномочий главы района и не избранием на должность на новый срок полномочий. Из пояснений истца в настоящем судебном заседании следует, что в период по 14 января 2002 года он не работал, получал денежное содержание.
При таких обстоятельствах период с 13.03.2001 года по 14.01.2002 года (10 месяцев 1 день) подлежит включению в стаж замещения лицом муниципальной должности, дающей право на доплату к пенсии.
Таким образом, на момент назначения истцу пенсии по старости 15 декабря 2016 года он являлся лицом, замещавшим муниципальную должность на постоянной основе (4 года 10 месяцев 25 дней + 4 года 2 месяца 20 дней + 10 месяцев 1 день) 9 лет 11 месяцев 16 дней, то есть не менее 6 лет, получал денежное вознаграждение за счёт средств местного бюджета, прекратил исполнение полномочий, соответственно имеет право на пенсию за выслугу лет.
Оспариваемое постановление Главы Большеулуйского района от 03.04.2019 года № 5-пг в части исключения из стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с замещением муниципальной должности периода назначения Занько Т.Д. в должности назначенного главы администрации Большеулуйского района с 27 января 1992 года по 21 декабря 1996 года, не соответствует действующему законодательству. Иск Занько Т.Д. подлежит удовлетворению частично путем признания указанного правового акта незаконным и восстановлением ему выплаты пенсии с 03 апреля 2019 года с учетом стажа муниципальной должности в период с 27 января 1992 года по 14 января 2002 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск Занько Т.Д. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Главы Большеулуйского района от 03.04.2019 года № 5-пг в части исключения из стажа, дающего право на назначении пенсии за выслугу лет в связи с замещением муниципальной должности периода назначения Занько Т.Д. в должности назначенного главы администрации Большеулуйского района с 27 января 1992 года по 21 декабря 1996 года.
Администрации Большеулуйского района Красноярского края возобновить с 03 апреля 2019 года выплату пенсии за выслугу лет с учетом периода замещения муниципальной должности 9 лет 11 месяцев 16 дней с 27 января 1992 года по 14 января 2002 года.
В остальной части в удовлетворении иска Занько Т.Д. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его объявления путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2019 года.
Судья: