Дело №а-148/2020
УИД 24RS0№-06
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
30 июня 2020 года <адрес>
Саянский районный суд <адрес> в составе судьи Л.М.Морозовой,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-148/2020 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Межовского сельсовета о признании незаконным бездействия по не постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества и возложении обязанности осуществить постановку памятника участникам Великой Отечественной войны на учет как безхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ
<адрес> обратился в суд с иском в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Межовского сельсовета <адрес> о признании бездействия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества незаконным, возложении обязанности на администрацию Межовского сельсовета <адрес> осуществить постановку объекта недвижимости – памятника Великой Отечественной войны расположенного по адресу: <адрес> д. Калиновка, <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
В нарушение требований части 3 статьи 225 ГК РФ администрация Межовского сельсовета с заявлениями в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества памятника участникам Великой Отечественной войны, расположенного по адресу: <адрес> д. Калиновка, <адрес> не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Межовского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей, однако администрацией Межовского сельсовета мер по постановке на учет данного бесхозяйного объекта принято не было в связи с отсутствием финансирования на реализацию данных мероприятий.
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 требования иска в судебном заседании поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Межовского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Порядок принятия объектов на учет урегулирован Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.
Согласно ч.ч.2,3 ст.44 Конституции Российской Федерации, непринятие мер по постановке памятника на учет, обеспечению его сохранности, противоречит конституционному праву каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
Уставом Межовского сельсовета <адрес>, принятого сходом граждан ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями, отнесены к полномочиям органа местного самоуправления сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (ст. 8 п. 12).
То есть, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.
Судом установлено, что на территории Межовского сельсовета <адрес> имеется объект недвижимости – памятник Великой Отечественной войны расположенный по адресу: <адрес> д. Калиновка, <адрес>. При этом каких-либо правоустанавливающих документов, на данный объект у администрации Межовского сельсовета не имеется. Памятник является памятником муниципального значения. При этом каких-либо правоустанавливающих документов, на данный объект у администрации сельсовета не имеется, в реестр муниципальной собственности сельсовета указанный объект не включен, вещные права в Росреестре не зарегистрированы. В нарушение вышеуказанного законодательства, администрацией Межовского сельсовета не приняты меры по постановке памятника на учет в качестве бесхозяйного. В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление главе администрации Межовского сельсовета, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора отказано. Отказ в удовлетворении требований прокурора мотивирован администрацией Межовского сельсовета тем, что средства на их содержание в бюджете поселения не имеется. Непринятие мер по постановке памятника на учет, обеспечению его сохранности, противоречит конституционному праву каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.ч.2,3 ст.44 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора удовлетворить, установив срок для исполнения возложенной обязанности с учетом необходимых затрат, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Признать бездействие администрации Межовского сельсовета <адрес> в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества - памятника участникам Великой Отечественной войны незаконным.
Возложить обязанность на администрацию Межовского сельсовета <адрес> осуществить постановку недвижимого имущества - памятника участникам Великой Отечественной войны, расположенного по адресу: 663582, <адрес>, р-н Саянский, д. Калиновка, <адрес> на учет как бесхозяйное имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Установить срок для исполнения решения в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Саянский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.М. Морозова