К делу № 2-2611/2022.
УИД № 23RS0020-01-2021-004580-33.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 06 июня 2022 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Довженко А.А.,
при секретаре Отришко Н.С.,
с участием помощника прокурора ФИО1,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кореновского района Краснодарского края в интересах Кривонос Л. Г. к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Кореновская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным и взыскании денежных средств,
установил:
Прокурор Кореновского района Краснодарского края обратился в суд в интересах Кривонос Л.Г. с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Кореновская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным и взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что Кривонос Л.Г. является инвалидом 3 группы, наблюдается в ГБУЗ «Кореновская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края у врача онколога с диагнозом: «Болезнь Паркинсона. Акинетико-ригидная форма, 3 стадия по Хен-Яру, умеренный темп прогрессирования с преимущественны вовлечением правых конечностей. ДЭП 2 стадии смешанного генеза, умеренный вестибулоатактический синдром. Ей назначено лечение в виде приема лекарственных препаратов «Леводопа-Бенсеразид 200 мг-50 мг капс. № 100» и «Мирапекс ПД 1,5 мг, табл пролонгированного действия № 30» выписаны рецепты на льготное обеспечение препаратом. Однако в нарушение требований закона в выдаче лекарственного препарата выписанные рецепты серии 03-21-23 № 7800169 от 11.01.2021 года, серии 03-21-23 № 7809106 от 12.03.2021 года, серии 03-21-23 № 7814496 от 23.04.2021 года, серии 03-21-23 № 7817487 от 17.05.2021 года, были поставлены на отсроченное обслуживание. Лишь 02.06.2021 года Кривонос Л.Г. были получены лекарственные препараты по выписанным рецептам. 20.09.202110 Кривонос Л.Г. был предъявлен рецепт серии 03-21-23 № 7833207 на получение лекарственного препарата «Мирапекс ПД 1,5 мг. табл. пролонгированного действия № 30» лекарственный препарат выдан только 28.09.2021 года. Рецепт от 19.07.2021 г. серии 03-21-23 № 7825331 на получение «Леводопа-Бенсеразид 200 мг-50 мг капс. № 100» был поставлен на отсроченное обслуживание. Лекарственным препаратом «Прамипексол 1 мг. табл. № 30 выписанным по рецептам серии 03-21-23 № 7820460 от 08.06.2021 года, серии 03-21-203 № 7842455 от 23.11.2021 года Кривонос Л.Г. не была обеспечена. В связи с несвоевременной выдачей лекарственных средств, за свой счет Кривонос Л.Г. 23.07.2021 года был приобретен лекарственный препарат «Мирапекс ПД 1,5 мг, табл. пролонгированного действия № 30» на сумму 2 982 руб. 00 коп. 22.09.2021 года приобретен лекарственный препарат «Мирапекс ПД 1,5 мг, табл. пролонгированного действия № 30» на сумму 1 347 руб. 57 коп. 08.10.2021 года приобретен лекарственный препарат «Мирапекс ПД 1,5 мг, табл. пролонгированного действия № 30» на сумму 1 347 руб. 57 коп. 14.05.2021, 12.04.2021, 06.03.2021 года приобретен лекарственный препарат «Мадопар» на сумму 13 934 руб. 14 коп. Указанное обстоятельство свидетельствует о неисполнении Министерством здравоохранения Краснодарского края возложенных на него обязанностей по обеспечению граждан лекарственными препаратами, что влечет существенное нарушение прав и законных интересов Кривонос Л.Г. Ввиду указанных обстоятельств прокурор обратился в суд с иском в интересах Кривонос Л.Г.
На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края в части необеспечения Кривонос Л.Г. лекарственными препаратами «Леводопа-Бенсеразид», «Прамипексол ПД (пролонгированного действия)» незаконным. Взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Кривонос Л.Г. денежные средства за приобретенные лекарственные препараты в размере 19 611 руб. 28 коп. Возложить на Министерство здравоохранения Краснодарского края обязанность по обеспечению Кривонос Л.Г. лекарственными препаратами «Леводопа-Бенсеразид», «Прамипексол ПД (пролонгированного действия)» регулярно и в полном объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата.
В судебное заседание не явились заинтересованное лицо – Кривонос Л.Г. извещена надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, по письменному заявлению просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГБУЗ «Кореновская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
Вследствие чего суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Прокурор ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. В частности указала, что министерство осуществляет закупку лекарственных препаратов на основании заявки медицинского учреждения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Кривонос Л.Г. является инвалидом 3 группы, наблюдается в ГБУЗ «Кореновская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края у врача онколога с диагнозом: «Болезнь Паркинсона. Акинетико-ригидная форма, 3 стадия по Хен-Яру, умеренный темп прогрессирования с преимущественны вовлечением правых конечностей. ДЭП 2 стадии смешанного генеза, умеренный вестибулоатактический синдром.
Кривонос Л.Г. были выписаны рецепты на льготное обеспечение лекарственными препаратами серии 03-21-23 № 7820460 от 08.06.2021 года, серии 03-21-203 № 7842455 от 23.11.2021 года, которые ей были предъявлены ГУП КК «Кубаньфармация» филиал «Аптека № 17». Однако лекарственный препарат ей не был выдан, ввиду отсутствия в аптечной сети, рецепт был взят на отсроченное обеспечение.
В частности, Кривонос Л.Г. приобрела лекарственные средства за собственные денежные средства, а именно 23.07.2021 года лекарственный препарат «Мирапекс ПД 1,5 мг, табл. пролонгированного действия № 30» на сумму 2 982 руб. 00 коп.; 22.09.2021 года лекарственный препарат «Мирапекс ПД 1,5 мг, табл. пролонгированного действия № 30» на сумму 1 347 руб. 57 коп.; 08.10.2021 года лекарственный препарат «Мирапекс ПД 1,5 мг, табл. пролонгированного действия № 30» на сумму 1 347 руб. 57 коп.; 14.05.2021, 12.04.2021, 06.03.2021 года лекарственный препарат «Мадопар» на сумму 13 934 руб. 14 коп., а всего 19 611 руб. 28 коп., что подтверждается чеками.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из п.п. 3, 5, 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Кроме того, в силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3929-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу п.п. 2.1, 2.3 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится Министерство здравоохранения Краснодарского края.
Принимая во внимание, что факт ненадлежащего обеспечения Кривонос Л.Г. лекарственными препаратами нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком Министерством здравоохранения Краснодарского края допущено бездействие, которое является незаконным.
Вследствие чего исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в указанной части как законные и обоснованные.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как установлено п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Исходя из п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве финансов Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 746, Министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Краснодарского края, составление и организацию исполнения краевого бюджета, разработку прогноза основных характеристик консолидированного бюджета Краснодарского края на очередной финансовый год и плановый период, а также составление отчетов об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета Краснодарского края, осуществлять управление средствами краевого бюджета, в пределах компетенции координировать деятельность в бюджетно-финансовой сфере структурных подразделений администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края.
Учитывая, что права Кривонос Л.Г. на обеспечение лекарственными препаратами было нарушено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования о взыскании с ответчика Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу истца компенсации за приобретенные лекарственные средства в размере 19 611 руб. 8 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░)».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 19 611 ░░░. 28 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░«░░░░░░░░-░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 14.06.2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.