Дело № 2а-3385/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2016 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Морева Е.А.
при секретаре Теребениной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Душинова ФИО5 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Костромской области» об обжаловании действий Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Костромской области» и возложении обязанности направить документы для решения вопроса о присвоении звания ...»,
установил:
Душинов Н.Ю. обратился в суд с указанным исковым заявлением, свои требования мотивировал тем, что <дата> он обратился к начальнику отдела Военного комиссариата Костромской области по г.Костроме с заявлением о направлении его заявления в федеральный орган исполнительной власти для присвоения ему звания ...», приложив все необходимые документы. <дата> истец получил письменный отказ военного комиссариата Костромской области, датированный <дата>. Истцу указанно на необходимость предоставления копии свидетельства о болезни. Однако, согласно инструктивного письма управления кадров ... от <дата> № для присвоения звания «... в отношении граждан, ... Военному комиссариату Костромской области необходимо истребовать только копию справки, подтверждающую факт установления ..., выданную ... по установленной форме и заверенной в установленном порядке. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 19.05.1995 г. №501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «...» принятие решения о присвоении звания «...» входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, где федеральным законодательством предусмотрена военная служба, а не военных комиссариатов субъектов РФ. На военные комиссариаты в соответствии с п.п. 2,3 Порядка, утвержденного вышеуказанным приказом, возложены функции по принятию заявлений и документов, подтверждающих основания для присвоения звания «...», а также направление в установленном порядке заявлений и указанных выше документов в 3-х недельный срок для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, а именно Министерство обороны РФ. Считает, что бездействие Военного комиссариата КО создает препятствия к реализации истцом прав, предусмотренным Федеральным законом «О ветеранах» и нарушает порядок принятия решения о присвоении звания «...», предусмотренный Указом Президента РФ от 19.05.1995 г. №501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «...», поскольку должностные лица Военного комиссариата Костромской области не имеют полномочий на принятие решения о присвоении звания «...». В связи с изложенным Душинов Н.Ю. просит признать отказ Военного комиссариата <адрес> в направлении, в установленном порядке, документов для присвоения ему звания "..." незаконным, обязать ответчика направить его заявление от <дата> и соответствующие документы, подтверждающие основания для присвоения звания «...» в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для принятия решения о присвоении ему звания «...».
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Военного комиссариата Костромской области в судебном заседании не присутствует, направил в суд ходатайство о проведении заседания в отсутствии представителя административного ответчика, поддерживают письменные возражения. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Александров А.А. против удовлетворения исковых требований возражал, указывая на то, что истцу было отказано в направлении документов, потому что в представленной истцом справке об инвалидности формулировка, указывающая на полученное истцом заболевание, не соответствует требованиям, действующего законодательства.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст.46 Конституции Российской Федерации установлена права каждого обжаловать в суде решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,. органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела <дата> Душинов Н.Ю. обратился к начальнику отдела Военного комиссариата Костромской области с заявлением, в котором просил указанное заявление, а также приложенные к нему документы направить в установленном порядке для рассмотрения вопроса о присвоении звания «...».
Согласно ответу на указанное заявление военного комиссара Костромской области от <дата> заявление и приложенные к нему документы возвращены истцу поскольку в справке Душинова Н.Ю. об инвалидности не усматривается связь между заболеванием истца и исполнением им обязанности военной службы.
Данный ответ направлен сопроводительным письмом военного комиссариата Костромской области по г.Костроме от <дата>.
Будучи несогласным с данным решением Душинов Н.Ю. обратился в суд с указанным исковым заявлением.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание "...".
Порядок и условия присвоения звания "..." определяются Президентом Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. №501 «Об утверждении Порядка и условий присвоения Звания «...», звание «...» присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Лицо, претендующее на звание «...», подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран военной службы», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.
Заявление и необходимые документы в 3-недельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Решение о присвоении звания «...» принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок.
В случае отказа в присвоении звания «...» соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа.
Лицам, которым присвоено звание «Ветеран военной службы», вручается удостоверение ветерана военной службы.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утв. Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012г. №1609, военные комиссариаты создаются в субъектах Российской Федерации, являются территориальными органами Министерства, обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательствам Российской Федерации. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в там числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
При этом суд также учитывает, что в соответствии с п.2 раздела 1, пп.40 п.17 раздела II Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года №1609 установлено, что Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях, в том числе, реализации права граждан, уволенных с военной службы на социальные гарантии. Основными задачами военных комиссариатов являются.. . реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы.
Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных норм, заявление и необходимые документы подаются лицом, претендующим на получение звания «...» в кадровое подразделение органа, в котором он проходит военную службу, либо, в случае если указанное лицо уволено в запас, в пенсионное подразделение, которое является таковым для органа, в котором предусмотрено прохождение военной службы.
Согласно материалам дела истец в период с <дата> по <дата> проходил военную службу в рядах Вооруженный Сил СССР и Российской Федерации, состоит на учете в Военном комиссариате Костромской области как военнослужащий, уволенным в запас. Указанные обстоятельства представителем Военного комиссариата не оспаривались.
Таким образом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по решению вопроса в отношении Душинова Н.Ю. о наличии основания для присвоения последнему звания «...» является Министерство обороны Российской Федерации. В связи, с чем документы в отношении истца должны быть направлены Военным комиссариатом Костромской области.
Военный комиссариат Костромской области, являясь территориальным органом Министерства обороны РФ (что следует из п.4 Положения о военных комиссариатах), не обладает полномочиями по присвоению указанного звания и решению вопроса о выдаче либо об отказе в выдаче удостоверения.
Вместе с тем, военным комиссариатом Костромской области был нарушен порядок рассмотрения заявлений о присвоении указанного звания, а именно, заявления и документы, представленные истцом не были своевременно направлены в Министерство обороны РФ, тем самым, Душинов Н.Ю. был лишен права на рассмотрение его заявления тем органом, в полномочия которого входит решение вопроса о присвоении звания "ветеран ...". Пари этом должностным лицом ответчика в отсутствии полномочий фактически был разрешен вопрос о наличии у истца права на присвоение звания «...».
Вопрос о наличии оснований для присвоения истцу звания «...» в указанном деле не рассматривается, поскольку полномочиями для разрешения данного вопроса обладает федеральный орган исполнительной власти, который в течение месяца рассматривает поступившие документы и принимает соответствующее решение.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отказом должностного лица отдела Военного комиссариата Костромской области в направлении заявления и приложенных к нему документов нарушено право истца на рассмотрение вопроса о наличии основания для присвоения ему звания «...».
Руководствуясь ст.ст.175 – 181, 226 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия ФКУ "Военный комиссариат Костромской области», связанные с отказом в направлении, в установленном порядке, документов для присвоения Душинову ФИО7 звания "..." незаконными.
Обязать ФКУ "Военный комиссариат Костромской области» в десятидневный срок с момента вступления в силу настоящего решения суда направить заявление Душинова ФИО8 и представленные им документы, подтверждающие основания присвоения звания «...» в установленном порядке в Министерство обороны РФ для решения вопроса о присвоении Душинову ФИО9 звания "...".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: