Дело № 2а-75/2022
УИД 75RS0024-01-2021-001630-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе судьи Воротниковой Н.И.,
при секретаре Стуковой В.Д.,
с участием истца - прокурора Алиева Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чернышевского района, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Чернышевского района обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Чернышевского района в рамках надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения проведена проверка, в ходе которой установлено, что в рамках проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет» в целях выявления информации, запрещенной к распространению и в результате установлен сайт с URL- адресом: https://h.prava112.com/, c помощью которого осуществляется свободный доступ к электронным ресурсам, содержащим материалы о продаже водительских удостоверений, а также иных документов без соблюдения предусмотренных законодательством РФ административных процедур. Описаны признаки продаваемых водительских удостоверений, цены, обстоятельства, при которых может потребоваться приобретение данных документов.
Поскольку на странице сайта с URL- адресом: https://h.prava112.com/, содержится информация о незаконной реализации документов, ее распространение на территории Российской Федерации недопустимо.
В ходе мониторинга также установлено, что сайт с указанным URL- адресом не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Предоставление возможности доступа к информации о способах приобретения водительских удостоверений за денежное вознаграждение в обход установленной законом процедуры их получения, в том числе лицами, лишенными права управления транспортными средствами по решению суда, за которое законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствуют совершению таких преступлений.
Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, создают угрозу для безопасности граждан, причинения вреда их жизни и здоровью, а также причинению ущерба их имуществу.
Просит признать, информацию, размещенную на странице сайта с URL - адресом https://h.prava112.com/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Истец - прокурор Алиев Э.Н., в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом дополнительно пояснив, что на момент рассмотрения дела судом ссылка на интернет-сайт активна, допуск к сайту открыт.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю), будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю Котенко В.А., представил письменный отзыв, в котором указал, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на странице сайта в сети «Интернет» по состоянию на 17.01.2022 доступна, полагает, заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Передача информации посредством пользования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона №149-ФЗ, информационно- телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначена для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 13 ст. 2 Закона №149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что в ходе осуществления истцом мониторинга сети «Интернет», выявлен сайт с URL-адресом: https://h.prava112.com/, при открытии которого появляется информация о продаже водительских удостоверений, а также иных документов без соблюдения предусмотренных законодательством РФ административных процедур. Описаны признаки продаваемых водительских удостоверений, цены, обстоятельства, при которых может потребоваться приобретение данных документов
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 вышеназванного федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения. Согласно требованиям ст.ст.25 и 26 этого же закона, управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 указанного Федерального закона.
Согласно п.2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1097 от 24.10.2014, проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Предоставление возможности доступа к информации о способах приобретения водительских удостоверений за денежное вознаграждение в обход установленной законом процедуры их получения, в том числе лицам, лишенным права управления транспортными средствами по решению суда, за которое законодательством предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений.
Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, создают угрозу для безопасности граждан, причинения вреда их жизни и здоровью, а также причиненного ущерба их имуществу.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта от 24.11.2021 и скриншотом страниц сайта, представленных истцом в материалы дела.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр» доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты и информационно-телекоммуникационные сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещен» (далее Правила).
Согласно п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда. Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой.
От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в реестр для последующей блокировки доступа к ним.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способам защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Доступ к странице сайта, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законом должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.
В связи, с чем сведения, размещённые на указанных выше интернет-сайтах, являются информацией, запрещённой к распространению в Российской Федерации.
Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Чернышевского района.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования прокурора Чернышевского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте https://h.prava112.com/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд Забайкальского края в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.И. Воротникова
Решение в окончательной форме принято 17 января 2022 года.