Дело № 2-3837/2024
УИД: 61RS0012-01-2024-005505-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2024 года г. Волгодонск,
ул. Морская, 108
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Кислова А.А.,
при секретаре судебного заседания Коротковой С.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора города Волгодонска Зуковой Т.А.,
представителя ответчика МБДОУ ДС «Калинка» Покидько А.А.,
представителя третьего лица представителя Управления образования г. Волгодонска Чибичьян О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ ДС «Калинка», третье лицо: Управление образования г. Волгодонска об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор г.Волгодонска Ростовской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ ДС «Калинка», третье лицо Управление образования г. Волгодонска об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой г. Волгодонска в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения МБДОУ ДС «Калинка» законодательства в сфере противодействия терроризму.
В ходе проверки установлено, что МБДОУ ДС «Калинка» присвоена 3 категория опасности.
В нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, объект не оборудован системой оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
В этой связи руководителю образовательной организации прокуратурой города 13.06.2024 внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно полученного ответа, указанные нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования.
В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» Управление образования города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений образования, в том числе МБДОУ ДС «Калинка», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.
Нарушения антитеррористического законодательства на объекте с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетнего возраста, подвергают опасности их жизнь и здоровье.
Просит обязать МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки в административном здании, расположенном по ул. Ленина, д. 118, в г. Волгодонске системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Для устранения нарушений установить срок - 1 год с момента вступления в законную силу решения суда.
Помощник прокурора г. Волгодонска Зукова Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы в его обоснование, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика заведующая МБОУ ДС «Калинка» Покидько А.А. в судебном заседании, доводы, изложенные в отзыве поддержала в полном объеме, в целом пояснила, что против удовлетворения исковых требований не возражает, просит установить срок для исполнения решения суда 2 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица Управления образования г. Волгодонска Чибичьян О.В. в судебном заседании, доводы, изложенные в отзыве поддержала в полном объеме, в целом пояснила, что для устранения нарушений образовательной организации необходимы дополнительные средства, поэтому срок исполнения решения суда необходимо установить не менее 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст.67 ГПК РФ суд находит исковые требования прокурора г. Волгодонска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.
Как установлено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму), одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 вышеуказанного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 2 Закона о противодействии терроризму одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно пп. «а» п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по профилактике терроризма.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии со статьей 5 Закона о противодействии терроризму выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее также – Требования).
Согласно подпункту «д» п. 24 Требований объект должен оборудоваться системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 25 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г.Волгодонска Ростовской области проверки выявлено, что объект МБДОУ ДС «Калинка» не оборудован системой оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Объекту присвоена 3 категория опасности.
Нарушения антитеррористического законодательства на объекте с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетнего возраста, подвергают опасности их жизнь и здоровье.
Поскольку Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере образования не были устранены, что стороной ответчика не оспаривается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиком требований антитеррористического законодательства при эксплуатации здания по адресу: ул. Ленина, д. 118, в г. Волгодонске, в котором располагается МБДОУ ДС «Калинка». В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» Управление образования города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений образования, в том числе МБДОУ ДС «Калинка», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
В части установления срока исполнения решения суда, с учетом мнения участвующих лиц, руководствуясь положениями ст. 204 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, сложности и длительности процедур, направленных на исполнение решения, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда – 1 год и 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Такое решение по мнению суда будет исполнимым.
Решая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется положениями главы 7 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ ДС «Калинка», третье лицо: Управление образования г. Волгодонска об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, удовлетворить.
Обязать МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки в административном здании, расположенном по ул. Ленина, д. 118, в г. Волгодонске системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Установить срок для устранения нарушений 1 год 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись А.А. Кислов
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 12.12.2024.