УИД 18MS0064-01-2021-002003-05
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2462/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 апреля 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Кашина Сергея Александровича на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 г.Можги Удмуртской Республики, мирового судьи судебного участка № 3 г.Можги Удмуртской Республики, от 28 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 г.Можги Удмуртской Республики, мирового судьи судебного участка № 3 г.Можги Удмуртской Республики, от 28 октября 2021 года Кашин Сергей Александрович (далее – Кашин С.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Кашин С.А. выражает несогласие с постановлением мирового судьи, считая его незаконным и необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 указанной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением административной комиссии муниципального образования «Город Можга» от 3 июня 2021 года Кашин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57 – РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
В срок, установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 1 000 рублей Кашин С.А. не уплатил. Отсрочка (рассрочка) исполнения постановления о назначении административного наказания не предоставлялись.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кашина С.А. к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с выводом мирового судьи о привлечении Кашина С.А. к административной ответственности по вышеуказанной норме согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Несоблюдение указанных требований является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
Из материалов настоящего дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен без участия лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
О составлении 23 сентября 2021 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кашин С.А. извещен уведомлением от 8 сентября 2021 года (л.д.7), которое согласно имеющемся в материалах дела сведениям (списку внутренних почтовых отправлений, копии возвращенного конверта) (л.д.8,9), а также сведениям, предоставленным официальным сайтом Почты России, о движении заказного почтового отправления, содержащего вышеуказанное уведомление, имеющего почтовый идентификатор №, было направлено по месту регистрации Кашина С.А. и 20 сентября 2021 года имела место неудачная попытка вручения указанного отправления с последующим его возвращением 28 сентября 2021 на судебный участок в связи с истечением срока хранения.
23 сентября 2021 года протокол об административном правонарушении в отношении Кашина С.А. составлен в его отсутствие (л.д.2) с последующим направлением заказным почтовым отправлением копии указанного протокола по месту регистрации Кашина С.А. (л.д.3).
Однако, как следует из содержания настоящей жалобы и материалов дела Кашин С.А. на момент извещения его о составлении протокола об административном правонарушении Кашин С.А. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике и не мог получить извещение о составлении 23 сентября 2021 года протокола об административном правонарушении и явиться на его составление.
При этом ни должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, ни мировым судьей при рассмотрении дела при наличии сведений о нахождении Кашина С.А. в следственном изоляторе, не выяснялось, имелась ли у заявителя реальная возможность получения извещения о дате составления протокола с учетом указанных им сведений о наличии к тому препятствий.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с указанной нормой на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без участия лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола и вручения копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен, подлежал возвращению для устранения недостатков.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Таким образом установленное существенное нарушение процессуальных требований названного Кодекса, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, повлекшее нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу, является неустранимым.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 г.Можги Удмуртской Республики, мирового судьи судебного участка № 3 г.Можги Удмуртской Республики, от 28 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кашина С.А., подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Кашина Сергея Александровича удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 г.Можги Удмуртской Республики, мирового судьи судебного участка № 3 г.Можги Удмуртской Республики, от 28 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кашина Сергея Александровича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья С.И. Шкуров