Дело № 92RS0002-01-2021-002433-77
Производство № 2а-2229/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием прокурора – Колбиной Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Кривошеину Виталию, заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Гагаринского района города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, в котором просит:
- признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на https://impulsniki-moskva.site запрещенной к распространению на территории Российской Федерации;
- направить решение в Управление Роскомнадзора Российской Федерации для включения указателей страниц сайта https://impulsniki-moskva.site в сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка в области жилищного законодательства. В ходе мониторинга выявлен сайт https://impulsniki-moskva.site/ на котором размещена информация о продаже импульсных приборов, предназначенных для остановки приборов учета электрической энергии. Указанная информация на Интернет-сайте представлена в свободном доступе, дополнительной регистрации пользователям не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любое лицо, а также предусмотрена связь с продавцом устройств, помогающих совершать хищения электроэнергии.
Прокурор административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, указанные в административном иске.
Административный ответчик и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, явку их представителей не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Ранее, 01 июня 2020 года от Управления Роскомнадзора по Республике Крым и г.Севастополю поступила правовая позиция по административному делу, согласно которой обязанность операторов связи ограничить доступ к информации, распространение которой в Российской федерации запрещено, распространяемой посредством сети «Интернет». Возникает только после внесения такой информации в Единый реестр.
С учетом изложенного, мнения прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав прокурора, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Размещение на указанных выше сайтах в сети «Интернет» информации о способах хищения энергоресурсов противоречит требованиям законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности, склоняет пользователей к совершению преступлений и причинению имущественного вреда ресурсоснабжающим организациям и иным лицам.
Статьями 154, 156 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги потребителями.
Согласно ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г» п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Использование специальных приборов, с помощью которых возможно хищение энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода электроэнергии, позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета, тем самым не оплачивая часть фактически потребленных коммунальных ресурсов. При этом неучтенный индивидуальным прибором потребленный ресурс в многоквартирных домах учитывается общедомовыми приборами учета, бремя оплаты ложится на всех собственников помещений многоквартирного дома, фактически не пользовавшихся энергией. В индивидуальном жилом доме или ином здании похищенная энергия никем не оплачивается, чем причиняется материальный ущерб поставщику ресурса.
Кроме того, предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающими организациями с использованием инженерных комплексов сетевых организаций. Тарифы, устанавливаемые за оплату потребляемых коммунальных ресурсов, включают в себя средства на развитие и модернизацию оборудования и сетей, используемых для добычи и транспортировки, финансирование действий указанных организаций, оплату труда работников, выплату в установленном Налоговым кодексом РФ порядке налоговых сборов в бюджеты различных уровней.
Самовольное (безучетное) использование электроэнергии и неоплата фактически использованного энергоресурса являются противоправными деяниями, за которые предусмотрена, административная ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ (самовольное подключение к энергетическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии); уголовная ответственность (ч.1 ст.158 УК РФ – кража, то есть тайное хищение чужого имущества; ч.1 ст.165 УК РФ - причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Таким образом, обеспечение свободного доступа к подобной информации нарушает публичные интересы государства, заключающиеся в борьбе с правонарушениями и преступлениями, и интересы неопределенного круга лиц - поставщиков ресурсов и собственников многоквартирных домов, страдающих от неучтенного потребления электроэнергии отдельными гражданами и организациями.
В силу п.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Частью 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В Реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения определенного источника в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлен в ч.ч. 7 - 9 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ, п.п. 9 – 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
В силу ч. 3 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как следует из ответа на запрос суда, администратором доменного имени https://impulsniki-moskva.site в соответствии с регистрационными данными является Кривошеин Виталий.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц, поскольку распространение указанной выше информации оказывает существенное влияние на защиту нравственности, порядка управления и конституционного строя Российской Федерации.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав граждан и защиты интересов государства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Кривошеину Виталию, заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о признании информации запрещенной к распространению - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице https://impulsniki-moskva.site, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для включения страницы сайта в сети «Интернет»: https://impulsniki-moskva.site в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 09.07.2021.
Председательствующий –