Дело № 12-94/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Город Волжский, Волгоградская область «03» апреля 2023 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Попова И.Н., рассмотрев жалобу Иванова Сергея Александровича на постановление заместителя командира ОРДПС ГИБДД Управления МВД России по городу Волжскому Волгоградской области майора полиции Тимошина Петра Петровича №... от 02 ноября 2022 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя командира ОРДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Волжскому Волгоградской области майора полиции Тимошина П.П. №... от 02 ноября 2022 г. Иванов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Иванов С.А., не согласившись с указанным постановлением, подал в Волжский городской суд Волгоградской области жалобу, в которой просит постановление должностного лица ГИБДД №... от 02 ноября 2022 г. отменить, поскольку в автомобиле <...>, государственный регистрационный знак №... с полуприцепом, которым он управлял, заводом изготовителем транспортного средства установлен исправный тахограф, тахограф имеет сертификат поверки, тахограмма заполнена, в тахографе установлена шайба (тахограмма), ст. 11.23 КоАП РФ не предусмотрена ответственность за управление или выпуск на линию автомобиля с не соответствующим тахографом. При этом, санкция ст. 11.23 КоАП РФ, в связи с внесёнными в нее изменениями, не предусматривает ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства с несоответствующим установленным требованиям томографом и такое понятие в данной норме отсутствует. Кроме этого, "."..г. законодателем внесены изменения в ст. 11.23 КоАП РФ, санкция которой не предусматривает ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства с не соответствующими установленным требованиям тахографом.
На рассмотрение жалобы Иванов С.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, судья счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием защитника Шкуратова Д.А.
Защитник Шкуратов Д.А. при рассмотрении жалобы поддержал доводы, указанные в ней и пояснил, что тахограф установлен заводом – изготовителем транспортного средства, сертифицирован, тахограмма была заполнена, внесение изменений в конструкцию транспортного средства запрещено и возможно лишь изготовителем транспортного средства. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, своевременно извещенное о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляло, судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения защитника, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, исследовав и оценив материалы дел об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Из материалов дела усматривается, что копия оспариваемого постановления была направлена Иванову С.А. по почте 08 ноября 2022 года, жалоба на постановление поступила в <...> районный суд г. Волгограда 14 ноября 2022 года и определением судьи <...> районного суда города Волгограда от 21 ноября 2022 года передана для рассмотрения по подсудности в Волжский городской суд. В связи с указанным судья приходит к выводу о том, что жалоба на постановление подана в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 11.23 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения К. к административной ответственности) предусмотрено, что Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 3000 рублей до 5000 рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон "О безопасности дорожного движения").
Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). При этом требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 2012 года N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение этого постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 440 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Так согласно п. 1 приложения 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 N 440, оснащению тахографами подлежат: грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами; транспортные средства категорий N 2 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.) и N 3 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 2 Приложения N 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440 предусмотрено, что не подлежат обязательному оснащению тахографами, в том числе транспортные средства, сведения о которых включены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, осуществляющих эксплуатацию этих транспортных средств, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями "Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г."
Приказом Минтранса России от 26 октября 2020 года N 438 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
Согласно пункту 3 приведенного Приказа, оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными Минтрансом России в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 (далее - Правила использования), учтены федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечне сведений о мастерских (далее - мастерская).
Выполнение работ по оснащению транспортных средств тахографами осуществляется в соответствии с правилами обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными Минтрансом России в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 (далее - Правила обслуживания) (пункт 4 Приказа).
Согласно пункту 5 приведенного Приказа, в ходе оснащения транспортного средства тахографом мастерская осуществляет: 1) установку тахографа, сведения о модели которого в соответствии с Правилами использования учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях тахографов; 2) активизацию тахографа и программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее - блок СКЗИ тахографа); 3) настройку тахографа; 4) опломбирование тахографа.
Пунктом 12 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных приказом Минтранса России от 28 октября 2020 года N 440 (Приложение N 3) водителям запрещается эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом.
Пунктами 2, 3 Приложения N 1 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 года N 440 установлено, что тахограф подлежит поверке в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", и должен состоять из бортового устройства, а также следующих компонентов: 1) карт тахографа (далее - карты, если не указано иное); 2) датчика движения; 3) антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS; 4) антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля); 5) комплекта монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
Бортовое устройство должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него, в том числе программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа).
Таким образом, транспортные средства подлежат оснащению тахографами в соответствии с требованиями, установленными названными постановлением Правительства Российской Федерации и приказами Министерства транспорта Российской Федерации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, составляют действия водителя по управлению транспортным средством с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа. В частности при управлении грузовым автомобилем, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, оснащенного тахографом, но не имеющего программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее - блока СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2, 26.3. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Иванова С.А. к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что "."..г. в <...> часов <...> минут на <адрес>, управлял транспортным средством категории "С" <...>, государственный регистрационный знак №... с полуприцепом, осуществляя перевозку груза (заготовка квадратная), с нарушением установленных требований к использованию тахографа (установлен аналоговый тахограф, карта допуска к международным автомобильным перевозкам отсутствует), чем нарушил требования приказа Минтранса № 440 от 28 октября 2020 года.
Указанные обстоятельства были непосредственно выявлены уполномоченным должностным лицом и подтверждаются протоколом об административном правонарушении №... от "."..г., в котором Иванов С.А., после разъяснения ему прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, положений ст. 51 Конституции РФ имел возражения, с вмененным ему правонарушением в протоколе указал, что на автомобиле установлен заводом изготовителем штатный тахограф, тахографе имеет проверку и поверку, в тахограф вставлена тахограмма, РТО не нарушен, правила использования тахографа не нарушены, не является водителем международных перевозок.
При таких обстоятельствах должностное лицо обоснованно признало Иванова С.А. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу в соответствии со ст. ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, определена в соответствии с требованиями закона, должностным лицом указаны нормативный правовой акт, требования которого были нарушены, в чем выразилось нарушение данных требований, т.е. конкретные обстоятельства правонарушения, установленные при рассмотрении дела и свидетельствующие о наличии состава административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на соответствие установленного на автомобиле Мерседес Бенц тахографа, серцифицированного сервисным предприятием ООО "<...>" на срок до "."..г. и имеющего диагностическую карту, не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения.
Так, до 01 января 2021 года действовал Приказ Минтранса России от 21 августа 2013 года N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами". Названный приказ предусматривал наличие в автомобилях категорий N 2 и N 3 тахографов, оснащенных блоком СКЗИ.
При этом пункт 3 названного приказа предписывал в срок до 01 января 2018 года оснастить транспортные средства категорий N 2, N 3, M2 и M3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 года техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства), тахографами.
С учетом приведенных положений законодательства следует, что транспортные средства категории N 3, оснащенные аналоговыми контрольными устройствами, при осуществлении коммерческих перевозок на территории Российской Федерации после 01 января 2018 года должны быть оснащены тахографами с программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством (блок СКЗИ тахографа).
В настоящее время, согласно приложению N 2 к приказу от 28 октября 2020 года N 440, действующего с 01 января 2021 года, не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Между тем, приведенная норма к рассматриваемым правоотношениям неприменима, поскольку в отношении автомобиля Мерседес Бенц, карточки допуска на осуществление международных перевозок, не имелось, следовательно, эксплуатируемое заявителем транспортное средство подлежало оснащению тахографом применительно к пункту 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения, приложению N 2 к приказу от 28 октября 2020 года N 440.
Таким образом, вынесшим постановление должностным лицом сделан обоснованный вывод о нарушении Ивановым С.А. установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
Само по себе наличие в автомобиле Мерседес Бенц исправного тахографа, прошедшего освидетельствование, установленного заводом изготовителем, не указывает на возможность использования данного тахографа в целях регулярных перевозок груза на территории РФ, что согласуется с пунктом 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения, приказом Минтранса от 28 октября 2020 года N 440. При этом замена тахографа не требует получения дополнительных согласований и не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
Ссылка защитника на неприменение должностным лицом к данным отношениям требований приказа Минтранса России от 13.02.2013 г. N 36 подлежит отклонению, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 1742 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) – отмене и приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440 утверждены новые требования, правила, категории и виды, в том числе, транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение N 2 к настоящему приказу).
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения требований КоАП РФ (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения Иванова С.А. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено Иванову С.А. в пределах санкции части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения жалобы Иванова С.А.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р ЕШ И Л :
Постановление заместителя командира ОРДПС ГИБДД Управления МВД России по городу Волжскому Волгоградской области майора полиции Тимошина Петра Петровича №... от 02 ноября 2022 года о признании Иванова Сергея Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Иванова Сергея Александровича на это постановление - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья- подпись И.Н. Попова
Подлинник данного документа
подшит в дело № 12-94/2023,
которое хранится в Волжском городском суде
Волгоградской области
УИД: №...