Дело № 2а-1589/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Элиста 17 июля 2020 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,
при секретаре Козловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Крестиновой Деляне Владимировне о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Элисте (далее - ИФНС России по г. Элисте) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим. Крестиновой Д.В. на праве собственности принадлежит (принадлежало) транспортное средство: <данные изъяты>. Ответчику направлялось налоговое уведомление, впоследствии требование об уплате налогов и пени, которое до настоящего времени не исполнено. Просит взыскать с Крестиновой Д.В. транспортный налог с физических лиц - 4 420 руб., пени - 27,68 руб. за 2014-2015 г.г.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Элисте и административный ответчик Крестинова Д.В. не явились. В силу ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектами налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Статья 356 Налогового кодекса РФ предусматривает, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Калмыкия № 79-V-3 от 18.11.2014 г. «О транспортном налоге» (до 01.01.2015 г. Законом Республики Калмыкия № 255 II-З от 25.12.2002 г.) установлен и введен транспортный налог на всей территории Республики Калмыкия.
Статьей 1 Закона № 79-V-3 (до 01.01.2015 г. статьей 3 Закона № 255-II-З) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определена налоговая база, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Крестиновой Д.В. на праве собственности принадлежит (принадлежало) транспортное средство: <данные изъяты>. Налоговым органом ответчику исчислен к уплате транспортный налог за 2017 г.
В адрес ответчика ИФНС России по г. Элисте 27.08.2017 г. направлено налоговое уведомление № 136455416, в котором предлагалось добровольно в срок не позднее 01.12.2017 г. уплатить транспортный налог с физических лиц в размере 2 992 руб. (л.д. 18).
В связи с тем, что налогоплательщиком в указанный срок не были уплачены налоги, Инспекция направила налогоплательщику требование от 14.12.2016 г. № 29386 об уплате недоимки в размере 2 992 руб. и пени в сумме 11,97 руб. за несвоевременную уплату налога в срок до 07.02.2017 г., которое ответчиком не были исполнено.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС РФ.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом требование об уплате налога (ст. 45 НК РФ).
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Судом установлено, что требование ответчиком в добровольном порядке не было исполнено, административное исковое заявление поступило в Элистинский городской суд Республики Калмыкия 16.06.2020 г., то есть с пропуском шестимесячного срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения последнего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (07.08.2017 г.).
Иные требования от налогового органа как административного истца в адрес налогоплательщика не направлялись, такие сведения в материалы дела не представлено.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4).
Заявляя ходатайство о восстановлении срока на взыскание обязательных платежей, административный истец ссылается на определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30.01.2020 г. об отказе в принятии заявления ИФНС о вынесении судебного приказа.
При этом налоговой инспекцией заявление о выдаче судебного приказа уже было подано с пропуском установленного законом срока. Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд до 28.01.2020 г. ввиду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, суду не представлено.
Те обстоятельства, с которыми налоговый орган связывает необходимость восстановления срока обращения в суд, носят организационный характер и не могут рассматриваться как уважительные причины пропуска срока, и ходатайство о восстановлении срока подлежит отклонению.
Таким образом, истец на дату обращения с иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решения об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. № 479-О-О указано, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Крестиновой Деляне Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Е. Согданова