Судья Галоян А.Л. Дело № 2а-220/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 01 апреля 2021 года № 33а-701/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Медведчикова Е.Г.,
судей Ширяевской Е.С., Коничевой А.А.
при секретаре Топорковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело в режиме видеоконференц-связи по апелляционной жалобе Демидова С.Ю. на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 29.10.2020 по административному исковому заявлению Демидова С.Ю. к администрации г. Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области, администрации Устюженского муниципального района Вологодской области об оспаривании решения по исключению из списка учета для получения жилого помещения, принятия решения о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения административного истца Демидова С.Ю., судебная коллегия
установила:
Демидов С.Ю. обратился с административным иском к администрации г. Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области (далее – администрация г. Устюжна) о предоставлении ему жилого помещения, восстановления его на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В обоснование требований указал, что он, как участник военных действий в ..., с 1996 года состоял на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На основании постановления главы администрации Устюженского муниципального района от 28.11.2005 №... и протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при главе администрации Устюженского муниципального района от 15.11.2005 в связи с выездом за пределы района его неправомерно исключили из списка лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Исключение из очереди на получение жилой площади создало препятствия к осуществлению его права, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Ссылаясь на неправомерность исключения его из очереди, Демидов С.Ю. просил суд принять решение о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, нуждающемуся в применении меры социальной поддержки на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», либо восстановить его на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения до 2005 года.
Протокольным определением суда от 26.08.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Устюженского муниципального района Вологодской области (далее – администрация Устюженского муниципального района).
Решением Устюженского районного суда Вологодской области от 29.10.2020 в удовлетворении административного иска Демидову С.Ю. к администрации г. Устюжна, администрации Устюженского муниципального района отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Демидов С.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Обращает внимание на то, что суд не учел, что он поставлен на учет до 01.01.2005, как участник военных действий в Чечне, и в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» он имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Устюженского муниципального района просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Административный истец Демидов С.Ю., отбывающий наказание в виде лишения свободы и принимающий участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференцсвязи, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, дополнительно пояснил, что административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении очередности льготной очереди и отсутствии у них возможности предоставить ему жилое помещение до момента снятия с соответствующего учета.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и вмешательства в судебное постановление.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Совокупность таких условий в настоящем деле отсутствует.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах (в редакции, действовавшей до 31.12.2014) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие права и льготы: первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии действующей с 01.01.2005 редакцией подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Закона о ветеранах).
В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 28.03.2005 № 310, предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий осуществляется органами местного самоуправления на основании договора социального найма за счет жилищного фонда, приобретенного на средства федерального бюджета, предусмотренные в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций областному бюджету целевым направлением на приобретение жилья для отдельных категорий граждан.
Таким образом, необходимым условием предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий в период спорных отношений является их нуждаемость в улучшении жилищных условий и постановка на учет в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
До 01.03.2005 жилищные правоотношения регулировались Жилищным кодексом РСФСР, согласно статьям 30, 31 которого, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства на основании решения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Пунктом 2 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях выезда на другое постоянное место жительства. Снятие с учета осуществлялось органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
Аналогичное основание снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выездом на постоянное местожительство в другое муниципальное образование предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.03.2005.
Как следует из материалов дела, Демидов С.Ю., являясь ветераном боевых действий на территории ..., 16.10.1996 обратился в администрацию Устюженского муниципального района с заявлением о постановке на учет для получения жилья.
27.11.1996 постановлением администрации Устюженского района № 411 Демидов С.Ю. включен в список учета №... под №... на получение жилья, как участник военных действий в Чечне (л.д.27).
28.11.2005 постановлением главы администрации Устюженского муниципального района № 371 утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам об исключении Демидова С.Ю. из списка учета для получения жилой площади в связи с выездом за пределы района (л.д. 24).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исходил из того, что решение о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях является правомерным, поскольку факт выезда Демидова С.Ю. в 2004 году за пределы ... района Вологодской области доказан.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
Выезд Демидова С.Ю. в 2004 году из ... подтверждается совокупностью исследованных доказательств: справкой УМВД России по Вологодской области от 12.10.2020 №... о регистрации Демидова С.Ю. по месту жительства по адресу: <адрес> - с 14.12.1996 по 07.10.2004 (л.д. 100); поквартирной карточкой о выезде Демидова С.Ю. из данной квартиры в <адрес> <ДАТА> (л.д. 84), информацией АО «Северсталь Менеджмент» о предоставлении работнику АТЦ Демидову С.Ю. койко-места в общежитии <адрес> в октябре 2004 года (л.д. 53); сведениями Центра ПФР по выплате пенсий в Вологодской области о получении Демидовым С.Ю. по месту жительства (в <адрес>) ежемесячной денежной выплаты по категории «ветеран боевых действий» с 17.06.2005 по 30.06.2018 (л.д.107); а также объяснениями самого административного истца в судебном заседании, который факт выезда в <адрес> в 2004 году не отрицал (л.д. 39. 111).
Установив на основе представленных доказательств, что Демидов С.Ю. в 2004 году действительно выехал из <адрес>, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий административного ответчика, снявшего его с учета нуждающихся в жилом помещении, а также об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В настоящее время, как правильно отметил суд первой инстанции, Демидов С.Ю. вправе реализовать свое право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом о ветеранах по месту своего жительства.
Вопреки доводам административного истца данных, которые бы свидетельствовали о нарушении очередности предоставления жилых помещений, в материалах дела не имеется, согласно Списку № 3 учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (войны-интернационалисты), лица, включенные в очередь после Демидова С.Ю. (до момента снятия его с учета) жилых помещений не получали.
Ссылки административного истца на изменение его порядкового номера в очереди (с 14 на 11) не свидетельствуют о нарушении его прав, так как его место в списке уточнялось в результате исключения других лиц при перерегистрации, проводимой ежегодно в соответствии с пунктом 19 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335.
Тот факт, что в период с 27.11.1996 по 28.11.2005 Демидов С.Ю. состоял в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений, как ветеран боевых действий, сам по себе не свидетельствует о нарушении его прав на получение жилья, которое предоставляется данной категории граждан лишь при наличии подтверждённой в установленном законом порядке нуждаемости, с соблюдением очередности и с учетом финансовых возможностей государства и органов местного самоуправления.
Таким образом, правовых оснований для пересмотра выводов, к которым пришел суд, у судебной коллегии не имеется, поскольку они вытекают из всесторонней, полной и объективной оценки имеющихся в административном деле доказательств и правильного применения норм процессуального и материального права, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устюженского районного суда Вологодской области от 29.10.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Демидова С.Ю. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи