Дело № 2а-115/2019
№ 88а-2921/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 15 апреля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Ровенко П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора ООО «Гарант» Юрковского В.В. на решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению директора ООО «Гарант» Юрковского В.В. к Территориальному отделению надзорной деятельности и профилактической работы Александровск-Сахалинского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области, главному государственному инспектору Александровск-Сахалинского района по пожарному надзору Демидову Е.И., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области об оспаривании предписания органа пожарного надзора.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
директор ООО «Гарант» Юрковский В.В. обратился в Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к Территориальному отделению надзорной деятельности и профилактической работы Александровск-Сахалинского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (далее – УНД и ПР ГУ МЧС России по Сахалинской области) о признании незаконным и отмене предписания от 14 февраля 2019 года № 04/01/04, вынесенного главным государственным инспектором Александровск-Сахалинского района по пожарному надзору.
Определением Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 16 апреля 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены главный государственный инспектор Александровск-Сахалинского района по пожарному надзору Демидов Е.И. и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании распоряжения начальника территориального отделения надзорной деятельности Александровск-Сахалинского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Сахалинской области от 29 января 2019 года № 4 в отношении ООО «Гранд» по месту нахождения магазина № 46, расположенного по адресу: г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, 23, была проведена плановая выездная проверка. По результатам данной проверки главный государственный инспектор Александровск-Сахалинского района по пожарному надзору выдал директору ООО «Гарант» Юрковскому В.В. предписание от 14 февраля 2019 года № 04/01/04 об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
С выданным предписанием он не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно выдано должностному лицу ООО «Гарант» на основании результатов плановой проверки в отношении иного юридического лица - ООО «Гранд», между тем ООО «Гарант» в ежегодный план проведения плановых проверок в 2019 году в качестве арендатора объекта защиты включено не было, распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении указанного юридического лица не выносилось, общество о проведении такой проверки не уведомлялось. Органом пожарного надзора фактически была проведена проверка в отношении ООО «Гарант» без достаточных на то оснований и с нарушением порядка организации и проведения такой проверки. Также считает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность выдачи предписания об устранении нарушений обязательных требований, в том числе в сфере пожарной безопасности, должностному лицу юридического лица при наличии аналогичного предписания, вынесенного в адрес юридического лица.
Решением Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований директора ООО «Гарант» Юрковского В.В. отказано.
6 февраля 2020 года директором ООО «Гарант» Юрковским В.В. подана через Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 2 марта 2020 года.
В кассационной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии решения об удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы Юрковский В.В. указал, что в соответствии с нормами действующего законодательства предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности может быть выдано только в отношении проверяемого лица на предмет соблюдения им указанных требований на конкретном объекте. В данном случае проверка была проведена в отношении ООО «Гранд», вместе с тем предписание об устранении выявленных нарушений было выдано другому юридическому лицу ООО «Гарант», не включенному в план проведения проверок, и его руководителю, что является грубым нарушением процедуры проведения проверки, повлекшим нарушение прав общества. Вынесение предписания одновременно юридическому лицу и должностному лицу об устранении одних и тех же нарушений противоречит действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Как следует из материалов дела, 29 января 2019 года начальником территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Александровск-Сахалинского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Сахалинской области - главным государственным инспектором Александровск-Сахалинского района по пожарному надзору Демидовым Е.И. издано распоряжение (приказ) № 4 о проведении плановой выездной проверки в рамках осуществления надзора за требованиями пожарной безопасности в отношении ООО «Гранд» (магазин № 46) по месту нахождения объекта защиты: <адрес>.
29 января 2019 года в адрес ООО «Гранд» направлено уведомление о проведении проверки, которое, как и распоряжение № 4, получено обществом 30 января 2019 года (входящий номер 014).
В ходе проведенной 14 февраля 2019 года проверки установлено, что правообладателем нежилого здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, является ООО «Гранд». На основании договора аренды от 1 июля 2013 года № 1 собственник ООО «Гранд» в лице директора Юрковского В.В. передал в аренду ООО «Гарант» в лице директора Юрковского В.В. нежилое здание площадью 463,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для розничной торговли на срок до 1 июля 2033 года. Пунктом 2.3.2 указанного договора предусмотрено, что арендатор обязуется обеспечивать пожарную безопасность арендуемого объекта.
По результатам проведенной проверки 14 февраля 2019 года главным государственным инспектором Александровск-Сахалинского района по пожарному надзору Демидовым Е.И. в адрес директора ООО «Гарант» Юрковского В.В. вынесено предписание № 04/01/04 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 9.13130.2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации». Предписание содержит описание допущенных нарушений и требование об их устранении в срок до 15 апреля 2019 года. Данное предписание получено ООО «Гарант» 14 февраля 2019 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
Согласно пункту 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении поименованных видов государственного контроля (надзора), в числе которых назван федеральный государственный пожарный надзор.
В силу абзаца 10 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Руководствуясь приведенными положениями закона, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 14 февраля 2019 года № 04/01/04 является законным, поскольку имелись правовые основания для проведения плановой проверки на объекте защиты - магазин № 46 по <адрес>, находящегося в собственности ООО «Гранд» и переданного в аренду ООО «Гарант». Предписание директору ООО «Гарант» Юрковскому В.В. выдано главным государственным инспектором Александровск-Сахалинского района по пожарному надзору Демидовым Е.И. в пределах компетенции данного должностного лица в связи с выявлением в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности.
По смыслу вышеназванных норм предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не были устранены.
Факт наличия в проверяемых помещениях объекта защиты нарушений правил пожарной безопасности, указанных в предписании от 14 февраля 2019 года, подтверждается материалами проверки и не оспаривается заявителем.
Доводы кассационной жалобы о невозможности использования результатов проверки, проведенной в отношении ООО «Гранд», при вынесении предписания в адрес руководителя иного юридического лица ООО «Гарант» нельзя признать обоснованными.
Согласно статье 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ предметом проверки в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора являются: соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности; соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
То есть, проверка проводится в отношении конкретного объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.
С учетом статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ и положений норм главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих договор аренды, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор, поскольку не допускается сдача арендодателем в аренду и эксплуатация арендатором (субарендатором) помещений, оборудованных с нарушением правил пожарной безопасности. В данном случае ООО «Гарант» не представило доказательств отсутствия у него возможности при получении помещений в аренду удостовериться в их соответствии нормам действующего законодательства, в том числе в области пожарной безопасности; в случае необходимости - отказаться от аренды либо впоследствии устранить нарушения за счет собственных средств или за счет арендодателя.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание правомерно выдано директору ООО «Гарант» Юрковскому В.В., как руководителю общества, обязанному в своей деятельности эксплуатировать лишь помещения, отвечающие требованиям пожарной безопасности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действующим законодательством не запрещено вынесение предписания должностным лицом органа государственного пожарного надзора как юридическому лицу, так и должностному лицу, на которого возложена обязанность по руководству текущей деятельностью юридического лица на объекте защиты.
Фактически доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, в целом сводятся к несогласию с оценкой установленных судами по делу фактических обстоятельств и иному толкованию примененных при разрешении дела норм материального права, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора ООО «Гарант» Юрковского В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи