(мотивированное решение изготовлено 24.09.2015 г.)
Дело № 2-844/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2015 года город Оса
Осинский районный суд Пермского края под председательством судьи Полыгалова В.С., при секретаре К.,
с участием представителей истца, ООО «<данные изъяты>», по доверенности Ч. и Л., ответчика Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «<данные изъяты>» к Д. об установлении обязанности произвести демонтаж забора и строения, расположенных на земельном участке, взыскании судебных расходов, третьи лица - Управление Росреестра по Пермскому краю, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю, Комитет имущественных и земельных отношений администрации Осинского муниципального района Пермского края,
УСТАНОВИЛ:
ООО «<данные изъяты>» обратилась в суд с иском к Д. об установлении обязанности произвести демонтаж забора и строения, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, взыскании судебных расходов, связанных с подачей искового заявления в суд в размере 6 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал следующее.
Прокуратурой Осинского района Пермского края совместно с Управлением Росреестра по Пермскому краю и ООО «<данные изъяты>» проведена проверка законности застройки земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.
При осмотре земельного участка установлено, что участок по периметру огорожен забором, выполненным из труб и металлопрофиля. На земельном участке расположены одноэтажное деревянное строение, знак залегания оси высоконапорного водовода «ВК4-ВРБ5512». Рядом с границей земельного участка расположен знак нефтепровод «№».
При проверке специалистом Управления Росреестра по Пермскому края были произведены замеры, с использованием геодезического спутникового оборудования «Торсоп HiperSR», по результатам которых установлено, что по территории земельного участка проходят нефтепровод III категории «№» и высоконапорный водовод «ВК4-ВРБ5512», принадлежащие ООО «<данные изъяты>». Таким образом, весь земельный участок находится в охранных зонах трубопроводов, которые ограничены условными линиями, находящимися в 25 м с их сторон от оси каждого трубопровода.
Технические условия на строительство в охранных зонах трубопроводов Общество не выдавало и их строительство не согласовывало. Расположение указанных строений в охранных зонах препятствует надлежащему обслуживанию трубопроводов, а также создают угрозу для безопасности населения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Росреестра по Пермскому краю, земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Д. (дата государственной регистрации права собственности 10.09.2014 г.). Данный участок относится к землям населенных пунктов и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Высоконапорный водовод «№» принадлежит ООО «<данные изъяты>» на основании свидетельства о государственной регистрации права № от 13.11.2007 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.11.2007 г. сделана запись регистрации №.
Нефтепровод «№» принадлежит ООО «<данные изъяты>» на основании свидетельства о государственной регистрации права № от 01.09.2004, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.07.2004 г. сделана запись регистрации №.
Пунктом 7.4.3 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденными Минтопэнерго РФ 30.12.1993 г. установлено, что в охранных зонах трубопроводов запрещается: возводить любые постройки и сооружения; высаживать деревья и кустарники всех видов, складывать корма, удобрения и материалы, скирдовать сено и солому, содержать скот, ловить рыбу, производить колку и заготовку льда; сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать коллективные сады и огороды; устройство канализационных колодцев и других заглублений, не предусмотренных проектом, за исключением углублений, выполняемых при ремонте и реконструкции по плану производства работ, утвержденному руководителем предприятия; производство мелиоративных земляных работ, сооружение оросительных и осушительных систем; производство всякого рода горных, строительных, монтажных, взрывных работ, планировка грунта; производство геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательских работ, связанных с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта.
Пунктом 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ установлено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта на данные земельные участки не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Охранные зоны устанавливаются в силу п. 7.4.1 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденными Минтопэнерго РФ 30.12.1993 г.
Ранее Общество направляло письмо Д. № И-4318 от 20.02.2015 г. с требованием демонтировать постройки расположенные на земельном участке в срок до 16.03.2015 г., однако до настоящего времени требование Общества не выполнено.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного, с целью обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводов, а также безопасности населения, руководствуясь ст.ст. 3,131,139,140 ГПК РФ, ст. 60, 90 ЗК РФ, п. 7.4.1, 7.4.3 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденными Минтопэнерго РФ 30.12.1993 г. истец просит обязать Д. демонтировать забор и деревянное строение расположенные на земельном участке с кадастровым номером № в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представителя истца на заявленных исковых требованиях настаивали в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указали, что истец не оспаривает право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Однако, в силу положений ст.42 и 56 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; права на земельные участки могут быть ограничены в связи с имеющимися особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. При этом ответчик возводя на своем участке строение и огораживая его металлическим забором не могла не видеть и не знать того, на земельный участок распространяются охранные зоны трубопроводов, а именно нефтепровода и высоконапорного водовода, так как соответствующие аншлаги в виде металлических табличек там имеются. О наличии указанных охранных зон имеются сведения и государственном кадастре недвижимости, на публичной кадастровой карте. Непосредственно в кадастровой выписке по указанному земельному участку, а именно на его плане (схеме) расположения, данные охранные зоны также соответственно обозначены линиями. Этого Д. при оформлении документов не видеть не могла, также как не могла не видеть и аншлаги с указанием того, что ее участок попадает в охранные зоны нефтепровода и высоконапорного водовода. Однако не смотря на это никакого разрешения на строительство она от собственника указанных трубопроводов на застройку не получала, самовольно произвела строительство в охранных зонах. Прежний собственник на данном земельном участке ничего не строил. Нефтепровод и высоконапорный водовод были построены давно, регистрация права собственности на указанные объекты недвижимости была осуществлена соответственно в 2004 г. и 2007 г. Непосредственно сдача нефтепровода была в 2001 г.
Ответчик Д. в судебном заседании указала, что с заявленными исковыми требованиями она не согласна по следующим причинам. Она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок приобрела на законных основаниях у прежнего собственника Т., которая владела им на протяжении многих лет, а именно с 1992 г. свободно. После купли-продажи была осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок. При этом каких-либо ограничений по использованию данного земельного участка ни в ЕГРП, ни в ГКН не зарегистрировано. При переходе права собственности ей об этом никто в Осинском отделе Управления Росреестра по Пермскому краю не говорил. В свидетельстве о регистрации права собственности, которое ей выдали на руки, никаких ограничений на земельный участок также не указано. Охранные зоны у истца установленном законом порядке не зарегистрированы, сведения о их существовании в ГКН отсутствуют. Никаких аншлагов о том, что по земельному участку и в непосредственной близи с ним пролегают нефтепровод и высоконапорный водовод, она при осмотре и покупке участка не видела, так как осматривала его осенью и стояла высокая трава. Увидела эти табличке уже позднее, но что там было написано не понимала, так как не разбирается в этом. Участок является ее частной собственностью, которая охраняется законом, поэтому никаких ограничений на строительство не имеется. Она использовала и использует земельный участок с его целевым назначением, которое указано, как ведение личного подсобного хозяйства. Прежний собственник ничего на участке не строил, по какой причине сказать не может. Она же построила забор и возвела дом. Разрешение на это ни у кого не спрашивала. Забор построила по границам участка, которые ей определили специалисты ООО «Землемер59».
Представитель третьего лица по делу Управление Росреестра по Пермском краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило. При указанных обстоятельствах суд рассмотрел дело в его отсутствие, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Ранее в ходе судебного заседания 12.08.2015 г. представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю, начальник Осинского отдела Управления Росреестра М. пояснила, что прокуратура Осинского района проводила проверку по жалобе ООО «<данные изъяты>» в отношении Д. При этом к ним из прокуратуры приходил запрос о необходимости участия специалиста Росреестра при проверке на месте. После чего вместе с сотрудником прокуратуры сотрудник Осинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю выезжал на место расположения земельного участка Д., где были сделаны соответствующие замеры. При этом было установлено нарушение землепользования, а именно дополнительное незаконное занятие земельного участка. В связи с этим было возбуждено дело об административном правонарушении, Д. была привлечена к административной ответственности. Ограничения в отношении земельного участка Д. с кадастровым номером № в ЕГРП не зарегистрированы, но информация о наличии соответствующих охранных зон, в связи залеганием, в месте расположения ее земельного участка, нефтепровода и высоконапорного водовода, есть в кадастровой палате. Сведения об этом занесены в ГКН и публичную кадастровую карту, которая также является официальным источником информации. В ЕГРП сведений о регистрации охранных зон нет, так как собственник нефтепровода и водовода к ним с соответствующим заявлением не обращался. Охранные зоны могут быть и не указаны в кадастровой выписке по земельному участку, так как сейчас приняты новая форма кадастровой выписки, которая отличается от прежней. При этом охранные зоны не исчезают и их можно увидеть на кадастровой выписке территории.
Представители третьих лиц Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю и Комитета имущественных и земельных отношений администрации Осинского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступало. При указанных обстоятельствах в силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Изучив доводы искового заявления, выслушав представителей истца, ответчика, представителя третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Осинского района №83-2015, суд приходит к выводу, что исковые требования ООО «<данные изъяты>» подлежат удовлетворению.
Судом уставлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ранее на основании свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 20.11.1992 г. был предоставлен Т. (л.д.139). Целевое назначение участка было указано - ведение огородничества и садоводства. Адрес и границы земельного участка не определены.
Адрес земельному участку с кадастровым номером №, был присвоен 30.07.2013 г. на основании постановления главы администрации Осинского городского поселения №462 (л.д.140). Адрес определен как - <адрес>, площадь 2 000 кв.м. Сведения об адресе земельного участка внесены в ГКН 13.08.2013 г. (л.д.142).
14.08.2013 г. на основании постановления главы администрации Осинского городского поселения №495 целевое использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> было изменено с «земельные участки садоводства» на «земельные участка для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.143-144). Сведения об этом внесены в ГКН 29.08.2013 г. (л.д.146).
Право собственности ответчика Д. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, было зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 04.09.2014 г. (л.д.106-109) в ЕГРП 10.09.2014 г. (л.д.212).
На основании заявления Д. от 28.11.2014 г. в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю, границы земельного участка были измены (л.д.149-150), в соответствии с предоставленным ей межевым планом (л.д.156-159).
Согласно кадастровых выписок по земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.131-136;213;229-223), указанный участок полностью входит в зону «Санитарно-защитная полоса водовода «№, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» от 14.03.2002 г. №10; частично в зону «Охранная зона магистральных нефтепроводов», №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления главы Осинского муниципального района от 07.04.2006 г. №153; частично в зону «Охранная зона ЛЭП 10 кВ», №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления главы Осинского муниципального района от 07.04.2006 г. №153. Соответствующие зоны обозначены и на планах (чертеж, схема) земельного участка, раздела КВ 2 кадастровых выписок.
Также в кадастровой выписке отмечено, что при наличие обстоятельства расположения земельного участка с кадастровым номером № в указанные выше охранные зоны, в ГКН отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в эти зоны.
Информация о нахождении земельного участка с кадастровым номером № в охранной зоне инженерных коммуникаций, санитарно-защитная полоса водовода «№» имеется и на публичной кадастровой карте (л.д.36-37).
Сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером № в указанных выше трех охранных зонах, а также «Охранной зоне электрических сетей 6 кВ» подстанция «Оса» фидер №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 13.05.2015 г. на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. В ГКН содержится информация о сформированной части земельного участка, входящей в данную зону, общей площадью 7 кв.м., имеются и в представленном на имя Д. ответе заместителя начальника правового управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.06.2015 г. (л.д.214-218).
Согласно материалов надзорного производства №83-2015 по жалобе Д. на незаконные действия ООО «<данные изъяты>», а также жалобе ООО «<данные изъяты>» о строительстве в охранной зоне промысловых трубопроводов Д., прокуратурой Осинского района проводилась проверка. При этом на место расположения земельного участка выезжал помощник прокурора Осинского района Окулов А.В., совместно с ведущим специалистом Управления Росреестра по Пермскому краю Г. и представителем ООО «<данные изъяты>» С. По результатам проверки и измерений составлен акт осмотра территории от 30.04.2015 г. Согласно данного акта, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, огорожен металлическим забором, выполненным из труб НКТ и профнастила. Стойки забора забурены в грунт и забетонированы. На участке расположено одноэтажное деревянное строение. На земельном участке установлен знак «Вода ВРП-5512», рядом с участком знак «Нефтепровод №» (л.33-38 НП №83-2015). Согласно проведенных измерений с помощью высокоточного геодезического оборудования «TopconHiper - SR» установлено, что территория обнесенная забором составляет 2 257 кв.м., в связи с чем установлен факт самовольного занятия земельного участка площадь соответственно 257 кв.м., то есть в действиях собственника усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.1 КоАП РФ (л.39-40 НП №83-2015).
Также в результате указанной проверки, что подтверждено ответом заместителя руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю Н. от 21.04.2015 г., было установлено, что непосредственно по территории земельного участка с кадастровым номером № проходя оси нефтепровода и высоконапорного водовода (л.39-40 НП№83-2015). Схема - чертеж расположения осей нефтепровода и высоконапорного водовода с обозначением соответствующих охранных зон приложены Управлением Росреестра по Пермскому краю к ответу прокурору Осинского района от 21.04.2015 г. Согласно данным схемам (л.41-42 НП№83-2015), ось залегания нефтепровода проходит непосредственно по земельному участку, деревянное строение имеющееся на участке попадает в охранную зону нефтепровода. Тоже самое установлено и в отношении оси высоконапорного водовода и его санитарно-защитной полосе (л.43-45 НП №83-2015).
По факту самовольного занятия дополнительного земельного участка площадью 257 кв.м. по адресу: <адрес>, Д. привлечена к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ (л.47-48; 54-57 НП №83-2015).
Приведенные выше письменные доказательства суд оценивает с точки зрения их относимости и допустимости, признает их таковыми в силу положений ст.55,59 и 60 ГПК РФ, а также считает их достоверными, объективными, подтверждающими установленные обстоятельства по делу. Не доверять указанным доказательствам у суду оснований не имеется.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В силу статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (ч. 5 ст. 14 N Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Категория спорного земельного участка отражает факт расположения земельного участка в пределах границ населенного пункта, но не влияет на вид разрешенного способа использования земельного участке (в данном случае - для ведения личного подсобного хозяйства).
При этом, Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992 г., Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9, установлено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны трубопроводов.
Согласно пункта 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
В силу п. 3.1 Правил трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами - указателями) высотой 1,5-2 м от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота. Наличие указанных знаком на земельном участке Д. подтверждается вышеупомянутыми материалами дела и надзорного производства №83-2015 прокуратуры Осинского района.
Сведения о границах охранной зоны нефтепровода, будучи внесенными в государственный кадастр недвижимости также являются общедоступными сведениями и отражаются в кадастровых паспортах, кадастровых выписках на земельные участки. Что также нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания и подтверждается соответствующими кадастровыми выписками, а также ответами Управления Росреестра как на имя Д., так и на имя прокурора Осинского района.
Из свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 20.11.1992 г. на имя Т. следует, что изначально земельный участок предоставлялся с целевым назначением - «ведение огородничества и садоводства». Адрес и границы земельного участка фактически определены не были. Такое его положение и целевое назначение существовало до июля - августа 2013 г., а именно до вынесения постановления главы администрации Осинского городского поселения от 30.07.2013 г. №462, о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером № - <адрес>, и последующего постановления главы администрации Осинского городского поселения от 14.08.2013 г. №495 об изменении его целевое использования с «земельные участки садоводства» на «земельные участка для ведения личного подсобного хозяйства».
Что по убеждению суда, в силу ч.3 ст.37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, было сделано не обосновано, при наличии к тому времени на указанном участке высоконапорного водовода и промыслового нефтепровода, права собственности, на которые в установленном законом порядке были зарегистрирован у истца, то есть ООО «<данные изъяты>» в ЕГРП, а именно 13.11.2007 г. и 01.09.2004 г. соответственно, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности (л.д.19-20).
Согласно ч.3 ст.37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом в силу закона, согласно положений и норм действующего законодательства, а именно Постановления «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» от 14.03.2002 г. №10, санитарно-защитная полоса водовода была установлена соответственно с 2002 г.; Постановления главы Осинского муниципального района от 07.04.2006 г. №153, охранная зона нефтепровода установлена соответственно с 2006 г.
Кроме того, на основании этого же постановления главы района №153 указанный участок с 2006 г. входит в охранную зону ЛЭП 10 кВ.
Также с нарушениями необходимых норм и требований, по мнению суда, было произведено и уточнение, определение границ земельного участка Д. в соответствии с межевым планом, представленным ООО «Землемер59» (л.д.156-157), что привело к его увеличению на 257 кв.м., что было установлено в ходе проверки прокуратурой района совместно со специалистами Росреестра».
Установлено, что ООО «<данные изъяты>» является собственником опасного производственного объекта, а именно нефтепровода «№», как минимум с сентября 2004 г., осуществляет транспортировку нефтепродуктов по указанному трубопроводу, в связи с чем, несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязано обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации. Тоже самое установлено и в отношении высоконапорного водовода «№».
Металлический забор и деревянное строение были возведены ответчиком на земельном участке объективно после приобретения права собственности на земельный участок, а именно в период с 10 сентября 2014 г. по 30 апреля 2015 г.
Согласно ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст.56 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как установлено судом, в соответствии с положениями указанной статьи Кодекса соответствующее постановление главы Осинского муниципального района №153 от 07.04.2006 г. имеется.
Пункт 8 ст.90 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно преамбуле Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии со ст.2 указанного Закона №116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно искового заявления и пояснений представителей истца нефтепровод, проходящий по земельному участку Д. относиться к III классу опасности, что ответчиком не оспаривалось.
При этом ст.3 Закона раскрывает понятие «требования промышленной безопасности» - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
К таким требованиям промышленной безопасности относительно, в данном случае нефтепровода, проходящего по земельному участку ответчика, относятся Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденных на основании Постановления Госгортехнадзора России N 9 от 22 апреля 1992 г. и СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года N 30.
Согласно ч.1 и 4 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
При этом пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", указанный СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", предусмотрен.
Пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85* предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 СНиП 2.05.06-85*.
До введения в действия вышеуказанного СНиПа действовали СНиП-11-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года N 142, предписывающие аналогичные требования минимально допустимого расстояния от оси магистрального нефтепродуктопровода.
При этом спорные постройки и сооружения были возведены Д. намного позже, чем построен и введен в эксплуатацию нефтепровод «№», и потому при их строительстве требования СНиП 2.05.06-85*, должны были быть соблюдены, что прямо следует из Правил охраны магистральных трубопроводов. Таким образом, указанные в иске постройки, а именно металлический забор и деревянное строение были возведены без соответствующего согласования их строительства с собственником нефтепровода и высоконапорного водовода, а именно ООО «<данные изъяты>».
Нахождение объектов в зоне минимально возможных расстояний до оси нефтепровода и высоконапорного водовода создает угрозу безопасности эксплуатации нефтепровода и водовода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и создает угрозу безопасности самих построек и находящихся в них граждан.
Согласно п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 (вместе с "Положением о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются"), охранные зоны устанавливаются для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Согласно п. 1.1 настоящие Правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах. Трубопроводы, на которые распространяется действие настоящих Правил, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
В силу п. 2 Правил опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции.
Пункт п.4.1 Правил, предписывает, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в частности, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Пунктами 4.2 - 4.4 Правил установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня.
В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: а) возводить любые постройки и сооружения; б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы…
При этом п.4.5 Правил определены по сути и права собственником трубопроводов, в котором указано, что предприятиям трубопроводного транспорта разрешается:а) подъезд в соответствии со схемой проездов, согласованной с землепользователем, автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ. В аварийных ситуациях разрешается подъезд к трубопроводу и сооружениям на нем по маршруту, обеспечивающему доставку техники и материалов для устранения аварий с последующим оформлением и оплатой нанесенных убытков землевладельцам; б) устройство в пределах охранной зоны шурфов для проверки качества изоляции трубопроводов и состояния средств их электрохимической защиты от коррозии и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов, с предварительным (не менее чем за 5 суток до начала работ) уведомлением об этом землепользователя; в) вырубка деревьев при авариях на трубопроводах, проходящих через лесные угодья, с последующим оформлением в установленном порядке лесорубочных билетов и с очисткой мест от порубочных остатков.
Согласно п. 5.1. Правил, любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно - восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" (Приложение 1) от предприятия трубопроводного транспорта.
Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы.
Ничего этого, как установлено судом в ходе рассмотрения гражданского дела и не оспаривалось ответчиком Д., перед осуществлением строительства на земельном участке, сделано не было.
На основании изложенного, по убеждению суда, существование предусмотренных законом требований в части установления для взрывоопасных производственных объектов охранных зон, недопустимости осуществления в их пределах, какого бы то ни было строительства, свидетельствует о наличии реальной угрозы нарушения таких прав, возникновения общественно опасных последствий самим возведением спорных объектов в пределах охранных зон, не требует наступления неблагоприятных последствий.
Таким образом, один лишь факт нахождения любых построек или сооружения в охранной зоне трубопроводов создает явную угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому сохранение спорных построек невозможно.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил; самовольная постройка подлежит сносу.
Учитывая, изложенное и то, что согласно п. 4.4 Правил в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения, при этом согласно акта проверки от 30.04.2015 г. (л.д.33-38 НП №83-2015), ответа заместителя руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю Н. со схемой (чертежом) земельного участка с кадастровым номером № (л.43-45 НП №83-2015) и кадастровых выписок по земельному участку (л.д.131-136; 229-233) сооружение в виде металлического ограждения с одной стороны земельного участка расположено фактически на оси нефтепровода, соответственно в его охранной зоне, деревянное строение, расположенное на участке попадает в охранную зону нефтепровода с одной стороны, с другой в санитарно-защитную зону высоконапорного водовода, также как и металлическое ограждение, в связи с чем, указанные объекты: металлическое ограждение и деревянное строение подлежат сносу.
Суд обращает внимание ответчика на то, что расположение земельного участка в охранной зоны нефтепровода, а равно иных охранных зон, не исключает возможность его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, предполагающего деятельность по производству и переработке сельскохозяйственной продукции для личных целей, принимая во внимание, что при проявлении необходимой предусмотрительности и разумности она могла получить общедоступную информацию, как о границах охранных зон нефтепровода, высоконапорного водовода и ЛЭП, так и содержании правомочий собственника земельного участка в указанных охранных зонах, в том числе охранной зоне нефтепровода.
При приобретении земельного участка для целей индивидуального строительства, Д. должна была убедиться, что при возведении на земельном участке деревянного строение в виде дома и металлического ограждения, будут соблюдены градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы.
Суд также отмечает, чтоПостановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), утверждены указанные Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
При этом, согласно пп.5-6 указанных Правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Установлено, что по земельному участку Д. также проходит охранная зона ЛЭП 10 кВ», №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления главы Осинского муниципального района от 07.04.2006 г. №153 и охранная зона электрических сетей 6 кВ» подстанция «Оса» фидер №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 13.05.2015 г. на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
Согласно п.10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; в) посадка и вырубка деревьев и кустарников; ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
В соответствии с п.12 указанных Правил, для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Указанные действия ответчиком Д. перед осуществлением строительства металлического ограждения земельного участка и деревянного строения, также не осуществлялись.
В соответствии с п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к числу которых, согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся и расходы на оплату услуг представителей.
Истцом при подаче искового заявления в суд была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп. (л.д.6), которая подлежит взысканию с ответчика Д. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «<данные изъяты>» к Д. удовлетворить.
Обязать Д. демонтировать забор и деревянное строение, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> в течении 30 дней с моменты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Д. в пользу ООО «<данные изъяты>» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца с даты его вынесения.
Судья - В.С. Полыгалов