РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2019 года г.Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Жувагина А.Г.,
при секретаре Григорьевой А.В.,
с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Лейко С.Р.,
представителя административного ответчика администрации МО р.п.Новогуровский по доверенности Фролова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области гражданское дело № 2а-1082/2019 по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, обязании принять административный регламент осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, обязании принять административный регламент осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства. В обоснование заявленных требований истец указал, что 04.04.2018 Алексинской межрайонной прокуратурой в администрацию муниципального образования рабочий поселок Новогуровский направлено информационное письмо о необходимости разработки и принятия муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. В январе 2019 года Алексинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО рабочий поселок Новогуровский законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что органом местного самоуправления до настоящего времени не разработан и не принят административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО рабочий поселок Новогуровский.
Вышеуказанные нарушения закона стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации МО рабочий поселок Новогуровский своих должностных обязанностей и отсутствия должного контроля со стороны руководства.
Таким образом, отсутствие нормативного правового акта, детализирующего процедуру проведения органом муниципального контроля проверки соблюдения правил благоустройства и устанавливающего пределы усмотрения должностных лиц, может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при проведении такой проверки. Указанные обстоятельства создают благоприятные условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц, в том числе из корыстной и иной заинтересованности.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой 25.01.2019 главе администрации МО рабочий поселок Новогуровский внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако по состоянию на 18.11.2019 муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО рабочий поселок Новогуровский, органом местного самоуправления не принят, проект муниципального нормативного правового акта в межрайонную прокуратуру не поступал.
Просил признать незаконным бездействие администрации МО рабочий поселок Новогуровский, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства. Обязать администрацию МО рабочий поселок Новогуровский принять административный регламент осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО рабочий поселок Новогуровский в срок до 1 января 2020 года.
В судебном заседании:
Помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Лейко С.Р. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО р.п.Новогуровский по доверенности Фролов С.В. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Дополнительно пояснил, что проект административного регламента осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО рабочий поселок Новогуровский в настоящее время направлен Алексинскому межрайонному прокурору.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением.
Особенности организации и осуществления муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, в соответствии с типовыми административными регламентами, утвержденными уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Уставом МО рабочий поселок Новогуровский (с изменениями от 29.03.2019), к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе: утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования (п.26 Устава).
В январе 2019 года Алексинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО рабочий поселок Новогуровский законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления до настоящего времени не разработан и не принят административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО рабочий поселок Новогуровский.
Из сообщения главы администрации МО рабочий поселок Новогуровский № от 04.03.2019 видно, что представление от 25.01.2019 рассмотрено и приняты меры: должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания; администрации МО рабочий поселок Новогуровский принять меры по разработке административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО р.п.Новогуровский и в срок до 01 июня 2019 направить на экспертизу в Алексинскую межрайонную прокуратуру.
Судом установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, по состоянию на 18.11.2019 административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО р.п.Новогуровский органом местного самоуправления не принят.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, нормативный правовой акт, детализирующий процедуру проведения органом муниципального контроля проверки соблюдения правил благоустройства и устанавливающего пределы усмотрения должностных лиц, отсутствует, что может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при проведении такой проверки.
Следовательно, бездействие администрации МО рабочий поселок Новогуровский, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, является незаконной.
Доводы административного ответчика о том, что проект административного регламента направлен в Алексинскую межрайонную прокуратуру не свидетельствуют о том, что в настоящее время вышеприведенные требования закона соблюдены.
Таким образом, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, у суда имеется достаточно оснований для возложения на администрацию МО рабочий поселок Новогуровский принять административный регламент осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства на территории МО рабочий поселок Новогуровский в срок до 1 января 2020 года. При этом указанный срок, по мнению суда, является достаточным для надлежащего исполнения ответчиком решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства.
Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Новогуровский принять административный регламент осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский, в срок до 1 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 декабря 2019 года.
Судья