Дело №2а-4627/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.
при секретаре Зуевой Е. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
25 октября 2018 года
дело по административному исковому заявлению администрации Мариинского муниципального района к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Ташлыковой Евгении Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мариинского муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Кемеровской области Ташлыковой Е.А. об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявленные требования мотивированы тем, что **.**.**** судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство ###.
Судебный пристав-исполнитель **.**.**** вынес постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Вышеуказанное постановление **.**.**** поступило в администрацию Мариинского муниципального района.
Решением Мариинского городского суда от **.**.**** суд обязал администрацию Мариинского муниципального района предоставить ЛИЦО_2, **.**.**** года рождения, уроженке ..., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории
Мариинского муниципального района Кемеровской области, соответствующее санитарно -техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Административный истец указывает, что исполнение вышеназванного судебного решения на данный момент невозможно, поскольку в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, приобретенных (построенных) за счёт средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, не имеется, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от **.**.****.
В МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области **.**.**** администрацией Мариинского муниципального района своевременно была направлена информация по исполнительному производству ### о том, что исполнение требований исполнительного производства по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «Мариинский муниципальный район» Кемеровской области, соответствующих санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, в настоящее время невозможно, поскольку в муниципальной собственности Мариинского муниципального района свободные жилые помещения, приобретенные за счет средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений отсутствуют.
Считает, что неисполние администрацией Мариинского муниципального района требования, содержащегося в исполнительном документе в отношении ЛИЦО_2 является уважительной причиной; представленные доказательства подтверждают тот факт, что должник принял все возможные меры по предоставлению ЛИЦО_2 жилого помещения.
Кроме того, администрация Мариинского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казённым учреждением, действует от имени муниципального образования «Мариинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно прилагаемой информации финансового управления по Мариинскому району от **.**.**** бюджет Мариинского муниципального района на 2018 год утвержден в общем объёме доходов бюджета Мариинского муниципального района в сумме 1 891 803,2 тыс. рублей по расходам 1 897 103,2 тыс., рублей, Объём собственных доходов составляет 260 174,8 тыс. рублей или 13,7 процентов от общего объема. Ежемесячно в бюджет Мариинского муниципального района поступает собственных доходов в среднем 20,0 млн. рублей.
Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной платы более 80 процентов от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год 424,3 млн. рублей.
Помимо этого средства собственных доходов идут на: содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального района (более 80 единиц); исполнение социальных обязательств (ежемесячная выплата отдельным категориям граждан в год - 1 416,0 тыс. рублей; адресная социальная помощь нуждающимся и социально-незащищенным категориям граждан, семьям с детьми - 1 312,0 тыс. рублей; создание доступной среды для инвалидов - 12,0 тыс. рублей).
Муниципальный долг бюджета Мариинского муниципального района на **.**.**** составил 1222,0 тыс. рублей, в том числе по бюджетным кредитам и соглашениям 422,0 тыс. рублей.
Таким образом, администрация Мариинского муниципального района считает, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано исключительно объективно непредвидимыми обстоятельствами; существуют правовые основания для уменьшения размера исполнительского сбора по исполнительному производству ### от **.**.****.
На основании вышеизложенного, просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области от **.**.**** по исполнительному производству ### с администрации Мариинского муниципального района, до 37500 рублей.
В судебное заявление представитель административного истца, представитель административного ответчика – УФССП по Кемеровской области, административный ответчик - судебный пристав-исполнитель УФССП России по Кемеровской области Ташлыкова Е. А. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается расписками административных ответчиков (л.д. 43,44).
Стороной административного истца в материалы дела представлено письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 34).
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения настоящего административного иска. Основания для отложения слушания по делу, судом не установлены.
Исследовав письменные материалы дела в отсутствие сторон, суд считает требования администрации Мариинского муниципального района обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон №229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 112 вышеуказанного Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области Ташлыковой Е.А. от **.**.****, на основании решения Мариинского городского суда по делу ###, вступившего в законную силу **.**.****, в отношении должника - администрации Мариинского муниципального района, возбуждено исполнительное производство ###; предмет исполнения: обязать администрацию Мариинского муниципального района представить ЛИЦО_2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории Мариинского муниципального района Кемеровской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
Срок добровольного исполнения исполнительного документа установлен в течение 5 рабочих дней, с момента получения должником копии указанного постановления.
Копию постановления о возбуждении исполнительного производства от **.**.**** администрация Мариинского муниципального района получила **.**.****, согласно отметке входящей корреспонденции, соответственно, срок добровольного исполнения решения суда от **.**.****, установлен судебным приставом до **.**.****. (л.д. 17-18).
В рамках исполнительного производства, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от **.**.****, с должника – администрации Мариинского муниципального района ко взысканию, ввиду неисполнения с установленный срок исполнительного документа, установлен исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5000 руб., что составляет 50000 руб. (л.д.14-15).
В обоснование заявленных требований об уменьшении размера исполнительного сбора, административный истец ссылается на то обстоятельство, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок – до **.**.****, исполнить решение Мариинского городского суда не представилось возможным, ввиду наличия объективно непредвиденных обстоятельств.
Такими обстоятельствами, по мнению административного истца, являлось отсутствие в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, что подтверждается письмом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района (л.д. 10).
Исследовав представленные в обоснование заявленных требований доказательства в их совокупности, суд полагает, что административным истцом представлены достаточные и допустимые доказательства, указывающие на наличие объективных и уважительных причин неисполнения судебного акта о предоставлении ЛИЦО_2 жилого помещения по договору специализированного найма в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В данном случае, суд считает возможным применить положения п. 7 ст. 112 «Об исполнительном производстве», уменьшив размер исполнительского сбора, установленного ко взысканию с администрации Мариинского муниципального района постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от **.**.****.
При этом, суд принимает во внимание наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению должником исполнительного документа.
Согласно представленной в материалы дела справке финансового управления по Мариинскому району от **.**.**** (л.д.9), бюджет Мариинского муниципального района на 2018 год утвержден в общем объёме доходов бюджета Мариинского муниципального района в сумме 1891803,2 тыс. рублей по расходам 1897103,2 тыс. рублей. Объём собственных доходов составляет 260174,8 тыс. рублей или 13,7 процентов от общего объема. Ежемесячно в бюджет Мариинского муниципального района поступает собственных доходов в среднем 20,0 млн. рублей.
Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной платы более 80 процентов от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год 424,3 млн. рублей.
Помимо этого средства собственных доходов идут на: содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального района (более 80 единиц); исполнение социальных обязательств (ежемесячная выплата отдельным категориям граждан в год – 1416,0 тыс. рублей; адресная социальная помощь нуждающимся и социально-незащищенным категориям граждан, семьям с детьми – 1312,0 тыс. рублей; создание доступной среды для инвалидов – 12,0 тыс. рублей).
Муниципальный долг бюджета Мариинского муниципального района на **.**.**** составил 1222,0 тыс. рублей, в том числе по бюджетным кредитам и соглашениям 422,0 тыс. рублей.
В свою очередь, администрация Мариинского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ, расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно статье 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом Мариинского муниципального района от **.**.****, в казне Мариинского муниципального района свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенные в г. Мариинске Мариинского муниципального района, отсутствуют (л.д.10).
Суд полагает, что от исполнения решения Мариинского городского суда администрация Мариинского муниципального района не уклонялась. В свою очередь, характер необходимых действий, направленных на исполнение решения суда, относится к обстоятельствам, затрудняющим его незамедлительное исполнение.
Суд принимает во внимание, что исполнение решения о предоставлении ЛИЦО_2 жилого помещения, связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом того, что должник в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГКРФ).
Суд считает, что в материалы дела представлены достаточные допустимые доказательства того, что администрацией Мариинского муниципального района были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по исполнению судебного решения, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в умышленном неисполнении исполнительного документа.
В данном случае, очевидно, что исполнение решения суда, вступившему в законную силу **.**.****, в установленный постановлением от **.**.**** о возбуждении исполнительного производства срок – до **.**.**** не возможно по не зависящим от должника причинам.
На основании вышеизложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд полагает, что имеются достаточные основания для удовлетворения требований администрации Мариинского муниципального района об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного к уплате постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от **.**.****, - до 37500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования администрации Мариинского муниципального района к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Ташлыковой Евгении Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области об уменьшении размера исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от **.**.****, в рамках исполнительного производства ###, возбужденного в отношении должника администрации Мариинского муниципального района в пользу взыскателя ЛИЦО_2 - до 37500 руб.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 29 октября 2018 года.
Судья Н.В. Маркова