Решение по делу № 33-3705/2018 от 07.09.2018

Дело № 33-3705 судья Землякова К.Е. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,

судей Роднянской М.А., Кулакова А.В.,

при секретаре судебного заседания Гарибмамадовой С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Роднянской М.А.

дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Снежный барс – Т» на решение Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области, администрации МО Тверской области «Калининский район», СПК «Романовский», ООО «Снежный барс-Т», ФИО1 о признании незаконными действий ответчиков по вырубке лесных насаждений, обязании прекратить вырубку, признании недействительными результатов межевания, признании незаконными пунктов постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании недействительными договоров аренды земельного участка, признании отсутствующим права аренды на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения удовлетворить частично.

Признать незаконными результаты образования (межевания) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 177,4га с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, Славновское сельское поселение (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский»).

Признать недействительными пункты 2 и 3 Постановления администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» <адрес> от 24.07.2015г. № З6-з «О предоставлении в аренду земельного участка СПК «Романовский».

Признать недействительным (ничтожным) договор находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000016:784 из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 177,4га с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, Славновское сельское поселение (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский») от 28.07.2015г. , заключенный между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский».

Признать недействительным (ничтожным) договор от 04.04.2016г. № 10, заключенный между сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский» и обществом с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т», в части уступки прав и обязанностей арендатора земельного участка по договору аренды № 35 от 28.07.2015, заключенному между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский», находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000016:784 из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 177,4га с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Славновское сельское поселение (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский»).

Признать недействительным (ничтожным) договор от 19.07.2017г. № 1, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т» и ФИО1, субаренды земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000016:784 из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 177,4га с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Славновское сельское поселение (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский»).

Истребовать в собственность Российской Федерации из незаконного
владения ООО «Снежный барс-Т» земли лесного фонда площадью
1649035кв.м. в выделах 3-30 квартала 24 Первомайского участкового
лесничества Тверского лесничества (леса, ранее находившиеся во владении
СПК «Романовский») в границах следующих координат поворотных точек в
системе координат МСК-69:

№ точки

X

У

1

299255.40

2289496.56

2

299234.91

2289782.67

3

299167.28

2289868.84

4

299037.25

2289909.45

5

299039.96

2289931.23

6

299066.29

2289938.74

7

299225.35

2289916.10

8

299194.77

2290343.20

9

299148.60

2290363.97

10

299087.03

2290361.72

11

298983.22

2290435.69

12

299004.51

2290468.39

13

299048.34

2290483.20

14

299090.36

2290483.71

15

299120.83

2290458.60

16

299158.03

2290438.96

17

299188.37

2290460.19

18

299073.57

2291996.20

19

298987.81

2292055.16

20

298884.08

2291909.19

21

298861.37

2291919.63

22

298843.73

2291906.29

23

298904.45

2291611.01

24

298855.69

2291581.85

25

298786.12

2291613.08

26

298709.71

2291572.55

27

298675.64

2291604.83

28

298636.22

2291612.79

29

298625.63

2291660.21

30

298610.53

2291668.95

31

298582.60

2291747.16

32

298549.27

2291755.43

33

298544.47

2291701.67

34

298543.43

2291690.00

35

298526.81

2291626.33

36

298491.73

2291601.10

37

298450.66

2291605.53

38

298427.97

2291563.52

39

298402.32

2291561.13

40

298406.34

2291582.25

41

298361.68

2291595.37

42

298308.37

2291579.06

43

298265.34

2291588.17

44

298257.93

2291566.97

45

298226.24

2291558.28

46

298146.42

2291555.62

47

298047.41

2291573.26

48

298012.19

2291566.15

49

297981.77

2291523.30

50

297885.25

2291341.93

51

297847.22

2291204.01

52

297879.94

2291171.11

53

297883.39

2291087.02

54

297942.13

2291052.83

55

297941.37

2291064.43

56

297911.54

2291244.59

57

297906.91

2291348.36

58

297989.07

2291510.83

59

298110.01

2291545.51

60

298627.11

2291548.88

61

298906.20

2291559.59

62

298827.69

2291319.29

63

298773.59

2291164.15

64

298696.47

2290960.58

65

298636.16

2290834.66

66

298627.12

2290785.03

67

298608.64

2290637.17

68

298561.28

2290386.89

69

298519.76

2290190.60

70

298160.40

2290496.02

71

297854.88

2290724.59

72

297590.57

2290470.75

73

297793.75

2290320.23

74

297798.25

2290316.21

75

298404.28

2289885.25

76

298406.74

2289881.44

77

298466.51

2289839.53

78

298459.72

2289734.00

79

298468.24

2289599.91

80

298469.30

2289462.85

81

298482.65

2289449.22

82

298619.11

2289391.01

83

298674.60

2289511.19

84

298717.31

2289528.83

85

298745.90

2289527.02

86

298777.77

2289508.33

87

298808.39

2289519.09

88

298817.03

2289500.09

89

298838.30

2289504.71

90

298850.84

2289501.53

91

298853.23

2289459.13

92

298930.49

2289433.52

93

298976.03

2289460.29

94

299029.89

2289466.80

95

299075.19

2289443.01

96

299097.05

2289442.91

97

299119.01

2289461.36

98

299135.79

2289454.55

99

299172.78

2289451.02

100

299199.74

2289459.33

1

299255.40

2289496.56

В удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий ООО «Снежный барс-Т», ФИО1 по вырубке лесных насаждений на земельном участка с кадастровым номером <данные изъяты>, обязания ООО «Снежный барс-Т», ФИО1 прекратить вырубку лесных насаждений на земельном участка с кадастровым номером <данные изъяты>, признания отсутствующим права аренды ООО «Снежный барс-Т» на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отказать.

Настоящее решение является основанием для органа регистрации прав для аннулирования в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000016:784 и основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000016:784».

Судебная коллегия

установила:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Калининский районный суд Тверской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области (далее - Администрация поселения), СПК «Романовский», ООО «Снежный барс-Т», Корнилову В.К. о признании незаконными действий ответчиков по вырубке лесных насаждений, обязании прекратить вырубку, признании недействительными результатов межевания, признании незаконными пунктов постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании недействительными договоров аренды земельного участка, признании отсутствующим права аренды на земельный участок. В обоснование требований указано, что постановлением администрации Калининского района Тверской области от 05.05.1993 № 199 утвержден проект перераспределения земель СПК «Романовский», в соответствии с которым в коллективно-долевую собственность бесплатно предоставлено 2843 га сельскохозяйственных угодий, в постоянное бессрочное пользование - 3957 га других угодий (леса, кустарники, болота, под дорогами и т.д.). Согласно экспликации земель площадь лесов в границах СПК «Романовский» составляет 3514кв.м., в том числе предоставленных в постоянное бессрочное пользование - 3362 кв.м. Бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский», в 2006 году на основании распоряжений администрации Тверской области от 01.02.2006 №61-ра и 27.11.2006 № 542-ра переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства. На указанные земли зарегистрировано право собственности Российской Федерации 15.10.2008. На основании заявления СПК «Романовский» постановлением Администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № З6-з прекращено право постоянного бессрочного пользования указанного юридического лица на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (далее земельный участок с КН:784) из состава земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, и принято решении о предоставлении его в аренду на 49 лет. Между администрацией поселения и СПК «Романовский» 28.07.2015 заключен договор аренды участка с КН:784. СПК «Романовский» переуступило право аренды земельных участков, в том числе участка с КН:784, ООО «Снежный барс-Т» в соответствии с договором уступки права аренды земельных участков от 04.04.2016 №10, которое заключило договор субаренды данного земельного участка с Корниловым В.К. Спорный земельный участок расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты> (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский»), который находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2008. Ответчики не имели правовых оснований для распоряжения названным земельным участком. Просил (с учетом уточнений) признать незаконными действия ООО «Снежный барс-Т», Корнилова В.К. по вырубке лесных насаждений на земельном участка с кадастровым номером 69:10:0000016:784, обязать ООО «Снежный барс-Т» и ФИО1 прекратить вырубку лесных насаждений на данном земельном участке, признать отсутствующим права аренды ООО «Снежный барс-Т» на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>; признать незаконными результаты образования (межевания) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; признать недействительными пункты 2 и 3 Постановления администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» <адрес> от 24.07.2015г. № З6-з «О предоставлении в аренду земельного участка СПК «Романовский»; признать недействительным (ничтожным) договор находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от 28.07.2015г. , заключенный между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» <адрес> и СПК «Романовский»; признать недействительным (ничтожным) договор от 04.04.2016г. , заключенный между СПК «Романовский» и ООО «Снежный барс-Т», в части уступки прав и обязанностей арендатора земельного участка по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» <адрес> и СПК «Романовский», находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; признать недействительным (ничтожным) договор от 19.07.2017г. , заключенный между ООО «Снежный барс-Т» и ФИО1, субаренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; истребовать в собственность Российской Федерации из незаконного владения ООО «Снежный барс-Т» земли лесного фонда площадью 1649035кв.м. в выделах 3-30 квартала 24 Первомайского участкового лесничества Тверского лесничества (леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский») в границах координат поворотных точек, указанных в заключении специалиста.

Протокольным определением суда от 20.12.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Тверской области «Калининский район».

От материального истца Федерального агентства лесного хозяйства поступил отзыв, в котором просит исковые требования прокурора удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области представил письменные пояснения, в которых указал, что администрация исходила из того, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет в определенном законом порядке и с согласованием границ со смежными землепользователями.

От филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области поступили пояснения, в которых указано, что в случае удовлетворения исковых требований необходимо в резолютивной части решения указать, что данное решение является основанием для органа регистрации прав об аннулировании сведений о земельном участке из ЕГРН.

От третьего лица <данные изъяты> поступил отзыв, в котором указано, что с апреля 2014 по июнь 2015 года она работала в должности кадастрового инженера по трудовому договору с ООО «Геоэкспресс». Все работы были проведены с соблюдением требований действующего законодательства.

От третьего лица ООО «Геоэкспресс» поступил отзыв, в котором общество просило в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, указало, что кадастровые работы по постановке на кадастровый учет земельных участков постоянного бессрочного пользования СПК «Романовский» осуществлялись в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца Нестеренко Р.Н. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО7 оставил принятие решения на усмотрение суда, пояснив, что администрация поселения действовала в соответствии с законом, земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет ранее СПК, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду у администрации не было.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Тверской области «Калининский район» Кубарева М.О. оставила принятие решения на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Снежный барс-Т» ФИО9 не согласился с исковыми требованиями, пояснив, что на момент заключения гражданско-правовых договоров сведения об отнесении спорных земельных участков к лесному фонду отсутствовали. Согласно «лесной амнистии» спорный земельный участок должен быть исключен из лесного реестра.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства <адрес> ФИО10 поддержала позицию прокурора, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании ФИО11, допрошенная в качестве специалиста, пояснила, что каталог указанных ею координат описывает наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Снежный барс-Т» в лице ФИО12 поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового судебного решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что в обоснование заявленных исковых требований Истцом указано на то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ переведен в земли лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.

Таким образом, по гражданскому делу подлежали установлению обстоятельства формирования земельного участка, отнесения его к определенной категории земель и порядка распоряжения им, а значит Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, представлять и защищать которые с учетом основания и предмета иска уполномочены Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в <адрес> и Министерство лесного хозяйства <адрес>.

Указывает, что в представленных Истцом данных о переводе земель СПК «Романовский» в земли лесного фонда имеются противоречия. Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> в собственности Российской Федерации зарегистрировано 3 514 га земель, входящих в состав Первомайского участкового лесничества. Все эти земли в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ра «О переводе земель из одной категории в другую» ранее являлись землями сельскохозяйственного назначения, находившимися на праве постоянного бессрочного пользования в ведении сельскохозяйственного кооператива: «Романовский». Однако, в названном распоряжении <адрес> указано о переводе не 3 514 га, а 7 516 га земли. В то же время, в соответствии Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта перераспределения земель в связи с реорганизацией совхоза «Романовский» в сельскохозяйственный кооператив «Романовский», всего СП «Романовский» на праве постоянного бессрочного пользования было передано только 3 659 га земель под лесами. Таким образом, из имеющихся в деле материалов не понятно откуда у СПК «Романовский по состоянию на 2006 год появилось 7 516 га земли на праве постоянного бессрочного пользования и по какой причине земли общей площадью 145 га (разница между 3 659 га под лесами согласно проекту перераспределения земель и 3 514га переведенными в земли лесного фонда) не были переведены в категорию земель лесного фонда. Соответственно, не понятно где территориально эти 145 га земли расположены. Также в приложении к свидетельству о государственной регистрации права от 15.10.2008 <данные изъяты> указано, что 3 514 га земли лесного фонда расположены в пределах кварталов 1-30 Первомайского участкового лесничества, а согласно материалам, представленным Тверским участковым лесничеством, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> налагается на территорию квартала 63 Первомайского участкового лесничества.

Считает, что указанные противоречия судом ни при рассмотрении дела, ни при вынесении итогового решения, не устранены.

Вместе с тем, в ходе судебного рассмотрения дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован и поставлен на кадастровый учет в качестве земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с полным соблюдением требований действующего законодательства, что подтверждается выписками из ЕГРН и иными документами, представленными суду сторонами в ходе рассмотрения первоначального иска, в том числе заключением эксперта Анохина А.Г., согласно которому:

- фактические границы земельного участка соответствуют сведениям ЕГРН и правоустанавливающим документам,

- при подготовке межевого плана на земельный участок нарушений не допущено,

- земельный участок сформирован из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Указывает, что имеющееся несоответствие относительно категории земель спорного земельного участка (согласно сведениям ЕГРН и материалам лесоустройства) подлежит разрешению с учетом следующих положений законодательства.

Ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ) и ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона № 280-ФЗ), указывает, что правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, то есть применимы к земельному участку с кадастровым номером 69:10:0000016:784.

Указывает, что приведенные выше законоположения дублируются в иных правовых актах, например в п. 6 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Считает, что с учетом изложенного, в настоящее время Министерство лесного хозяйства Тверской области в силу положений федерального законодательства, под контролем прокуратуры как надзорного органа и иных контролирующих инстанций, обязано внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в части исключения из лесного реестра сведений об отнесении к государственному лесному фонду территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, приведя таким образом сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Однако, вместо исполнения требований законодательства, прокуратура обратилась с иском к ООО «Снежный барс-Т» и иным ответчикам с требованиями о фактическом изъятии из их законного владения и пользования земельного участка категории земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, нарушив права и законные интересы ООО «Снежный барс-Т».

Просит учесть, что изложенные выше доводы доводились до сведения суда первой инстанции в письменном виде, в том числе при подаче ходатайства о назначении землеустроительной судебной экспертизы. Однако, в судебном решении оценка этим доводам не дана, положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не применены, чем допущено неправильное применение норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Тверской межрайонный природоохранный прокурор и представитель Министерства лесного хозяйства Тверской области указывают на необоснованность доводов апелляционной жалобы, в связи с чем просят оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав пояснения прокурора Матросовой А.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, таким образом, иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - далее по тексту Закон № 7-ФЗ).

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от; 23 сентября 2010 г. N736), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Территориальное управление Росимущества в Тверской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации - Тверской области.

Привлечение указанных лиц в качестве материальных истцов обусловлено полномочиями Рослесхоза и Росимущества.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка, недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть заявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. В случаях, когда сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права и охраняемые законом интересы таких лиц. Требование о признании недействительной ничтожной сделки, применении её последствий может заявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью. На основании п.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как указано в ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связанные с её недействительностью, и недействительна с момента совершения.

Статья 167 ГК РФ предусматривает возможность применения последствий недействительности сделки, а также возможность неприменения их с учетом существа сделки.

Сделка как правомерное действие должна соответствовать требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с абзацем шестым статьи 12 и статьей 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Право владения, пользования, распоряжения имуществом принадлежит только его собственнику (ст. 209,214 ГК РФ) или лицу, уполномоченному собственником.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находится: федеральная государственная собственность и управление ею.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 17 июня 1977 года, леса в СССР состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались (статья 3). Все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоял из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970), вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др. Отнесение земель к указанным категориям производилось в соответствии с основным целевым назначением земель (часть 1 статьи 5 ЗК РСФСР 1970 г.).

Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли принадлежали к землям лесного фонда.

В соответствии с Лесным кодексом 1997 года сельские леса также входили в границы лесного фонда.

В силу ст. 8 действующего Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Сведений о том, что до переходного периода, т.е. до 1990-1993 годов, каким-либо из указанных государственных органов лесные угодья, переданные совхозу «Романовский» (СПК), осуществлявшему свою деятельность на территории Калининского района, были переведены в другие виды угодий, в частности, в категории земель сельскохозяйственного назначения, материалы дела не содержат.

Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Кроме того, в силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ. То есть в случаях, когда сделка, направленная на отчуждение имущества, не соответствует требованиям закона только в том, что совершена лицом, не имевшим права отчуждать это имущество и не являющимся его собственником, правила пункта 2 статьи 167 ГК РФ не применяются. В этом случае права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления иска об истребовании этого имущества у приобретателя. В п. 39 указанного Постановления разъяснено, что по смыслу п.1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

В силу положений ст.ст. 38, 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действующей на момент создания межевого плана земельного участка КН :784, местоположение границ земельных участков подлежало обязательному согласованию; межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования; местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды; от имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, в материалах дела имеется проект перераспределения земель в связи с реорганизацией совхоза «Романовский», по которому СПК «Романовский» передано в постоянное пользование 3957га. В экспликации к проекту указано, что в них входят и леса.

На основании распоряжений администрации Тверской области от 01.02.2006 №61-ра (с изменениями внесенными распоряжением администрации Тверской области от 26.05.2006 № 212-ра) и 27.11.2006 № 542-ра лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, находящимися во владении сельскохозяйственный организаций, в том числе бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский» (7516га) переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 24 293 799 кв.м. поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, принадлежал СПК «Романовский» на праве постоянного (бессрочного) пользования; его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежат уточнению при межевании.

Выписками из ЕГРН подтверждено, что земельный участок с КН:784 площадью 17774088+\-11655 кв.м стоит на кадастровом учете с 27.06.2014 с категорией: земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок образован путём выделения из земельного участка с КН <данные изъяты> (кадастровый инженер Дымова Е.С., указавшая местом работы на момент выполнения работ- ООО «ГеоЭкспресс»).

Постановлением администрации поселения от 24.07.2015 №36-з прекращено право постоянного бессрочного пользования СПК «Романовский» на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с КН:784. Оспариваемыми пунктами 2 и 3 постановления предусмотрено предоставить указанный участок в аренду СПК «Романовский» на 49 лет, заключив между администрацией поселения и СПК договор аренды.

Согласно договору аренды № 35 от 28 июля 2015, находящегося в государственной собственности имущества, Администрация поселения передала в аренду СПК «Романовский» земельный участок с КН:784 категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного производства.

По договору № 10 от 04.04.2016 СПК «Романовский» уступил право аренды указанного земельного участка ООО «Снежный барс-Т», который 19.07.2017г. передал данный земельный участок в субаренду Корнилову В.К.

В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации прав аренды, уступки права аренды и субаренды, основанием для которой явились оспариваемые сделки.

Учитывая обстоятельства, связанные с оформлением прав на спорный земельный участок, сведения, содержащиеся в ЕГРН относительно земельного участка с КН:784, не являются бесспорным доказательством относимости земель к определенной категории. В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить картографические материалы о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, лесные планшеты и иные материалы лесоустройства.

Согласно заключению эксперта от 29.03.2018г. практически вся территория ЗУ784 (кроме двух контуров кустарника площадью 4,8га и 4,9га, расположенных к северо-западу от д. Тованово) находится под лесом. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> располагается на землях лесного фонда, в том числе в границах квартала 63 Первомайского участкового лесничества, кроме двух контуров кустарника площадью 4,8га и 4,9га, расположенных к северо-западу от д. Тованово.

Из материалов дела усматривается, что в квартале 24, в выделах 3-30 Первомайского участкового лесничества (участок с КН:214) обнаружено пересечение земель лесного фонда с земельным участком с КН:784 с категорией: сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и находящимся в субаренде у Корнилова В.К. Данное обстоятельство подтверждается письмом руководителя ГКУ "Тверское лесничество Тверской области» от 22.08.2017 в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру, заключением специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» от 24.04.2018, схемами, иллюстрирующими наложение, заключением эксперта.

По сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с КН:214 следует, что это единое землепользование, расположенное относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Калининский район, Славновское сельское поселение, Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский», относится к категории земель лесного фонда, с разрешённым использованием для ведения лесного хозяйства, площадью 35 140 000 кв.м. На кадастровый учет поставлен 01.12.2010. Образован на основании распоряжения администрации Тверской области от 26.05.2006 № 212-ра, с присвоением условного номера 69-69-10\072/2008-061.

Право собственности Российской Федерации на указанный объект зарегистрировано в ЕГРН 15.10.2008 года.

Из планшета лесоустройства следует, что на спорном земельном участке растёт многолетний лес.

Установлено, что спорный земельный участок является федеральной собственностью и не относится к землям, право собственности на которые не было разграничено. У администрации поселения отсутствовали полномочия на распоряжения земельным участком, находящимся в федеральной собственности, относящимся к землям лесфонда.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом деле стороны совершили и исполнили ничтожные сделки, а также о необходимости признания постановления администрации поселения (в оспариваемой части), договора аренды, договора уступки права аренды (в оспариваемой части) и договора субаренды спорного земельного участка недействительными.

Кроме этого, признание данных сделок недействительными не должно вести к восстановлению права аренды у СПК «Романовский» на земельный участок с КН:784, поскольку постановление администрации поселения и договор аренды фактически приняты в отношении участка лесного фонда, на что полномочий у администрации поселения не имелось.

Доказательств того, что земли лесного фонда выбыли из владения Российской Федерации с согласия и по воле органа уполномоченного на отчуждение земель лесного фонда материалы дела не содержат.

Судом первой инстанции также установлено, что специалистом Тверского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" ФИО11 в заключении от 24.04.2018 представлены сведения о пересечении (наложении) границ земельного участка иной категории с КН:784 с участком лесного фонда. В представленном заключении обозначено пересечение границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, а именно границы земель лесного фонда пересекаются с земельным участком с КН:784. Площадь пересечения составляет 1649035кв.м, приведен каталог координат пересечения. Указанный специалист является кадастровым инженером, обладает специальными знаниями и опытом работы. Оснований не доверять представленному заключению не имеется.

Поскольку формирование спорного земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, выбытие части земельного участка с кадастровым номером :214 (в границах контура участка с КН:784) из земель лесного фонда произошло без волеизъявления собственника имущества, то земельный участок в контуре, определенном в заключении специалиста, подлежит истребованию из чужого незаконного владения, возврату в собственность Российской Федерации.

Суд первой инстанции также подробно мотивировал свои выводы относительно признания недействительным межевания земельного участка.

Так, обстоятельствами дела подтверждается что при формировании земельного участка с КН:784 допущены существенные нарушения требований федерального законодательства.

Нет данных, что производилось согласование границ земельного участка с КН:784 с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или его территориальным управлением, осуществляющими полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

При формировании земельного участка с КН:784 допущены существенные нарушения земельного законодательства, а именно: межевание производилось по заявлению неуполномоченного лица; кадастровые работы проведены без соответствующей проверки и выезда на местность. На земельном участке растут деревья различных лесных пород, что дало бы основания кадастровому инженеру при соответствующей проверке усомниться в правомерности отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.

Фактически земельный участок с КН:784 большей частью расположен на землях лесного фонда, а именно в границах квартала 24 Первомайского участкового лесничества, относящегося к землям лесного фонда.

Суд первой инстанции также мотивировал свою позицию относительно отказа в удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий ООО «Снежный барс-Т» и Корнилова В.К. по вырубке лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, обязании ООО «Снежный барс-Т» и ФИО1 прекратить вырубку лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000016:784 и признания отсутствующим права аренды ООО «Снежный барс-Т» на данный земельный участок, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Тверской межрайонный природоохранный прокурор не в праве был обращаться в суд с таким иском в защиту интересов Российской Федерации, не могу быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку избранный прокурором способ защиты гражданских прав неопределенного круга лиц является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что имеются противоречия при переводе земель СПК «Романовский» в земли лесного фонда были предметом рассмотрения суда первой инстанции и своего подтверждения не нашли.

Так, судом установлено, что постановлением № 199 от 05.05.1993 «Об утверждении проекта перераспределения земель в связи с реорганизацией совхоза «Романовский» в сельскохозяйственный кооператив «Романовский» в границах образовавшегося землепользования в постоянное пользование СПК Романовский переданы угодья (леса, кустарники, болота, под дорогами, постройками и т.д.) на площади 3957 га. Согласно экспликации земель, предоставляемых СПК «Романовский» содержащейся в государственном акте на право собственности и постоянного пользования землей из них 3659 га заняты лесами и кустарниками. Согласно экспликации текстовой части проекта перераспределения земель СПК «Романовский» 3514 га заняты лесами. На указанные земли площадью 3514 га зарегистрировано право собственности Российской Федерации 15.10.2008 (свидетельство серии ).

В 2010 году участку лесного фонда присвоен кадастровый (категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, площадь - 3514 га, адрес: Тверская область, Калининский район, Славновское сельское поселение, (Тверское лесничество; Первомайское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский»).

Таким образом, противоречий при переводе земель СПК «Романовский» в земли лесного фонда не имеется.

Более того, вопреки доводам апелляционной жалобы, место расположения спорного земельного участка относительно земель государственного лесного фонда установлено материалами дела, в том числе заключением специалиста ФГБУ «Рослесинфорг».

Доводы жалобы о том, что Министерство лесного хозяйства Тверской области должно было внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в части исключения из лесного реестра сведений об отнесении к об отнесении к государственному лесному фонду территории спорного земельного участка, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, которая исследовалась судом и не нашла своего подтверждения.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, применимых к спорным правоотношениям, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, не являются основанием для отмены решения суда, выводы которого соответствуют положениям действующего законодательства, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

С учетом изложенного, спор правильно рассмотрен судом общей юрисдикции, а доводы жалобы признаются не основанными на нормах материального права.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, основания для отмены судебного решения суда первой инстанции, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Снежный барс – Т» - без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Козлова

Судьи А.В. Кулаков

М.А. Роднянская

33-3705/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тверской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Славновское сельское поселение" Калининского района Тверской области
ООО "Снежный барс-Т"
СПК "Романовский"
Администрация МО Тверской области "Калининский район"
Корнилов В.К.
Другие
Погодина (Дымова) Е.С.
ГКУ "Тверское лесничество Тверской области"
Министерство лесного хозяйства Тверской области
Управление Росреестра по Тверской области
ООО "ГеоЭкспресс"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"
Суд
Тверской областной суд
Судья
Роднянская Марина Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
18.09.2018Судебное заседание
19.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2018Передано в экспедицию
18.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее