Дело № 2-531/2017
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2017 года |
г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Барабановой Т.К.,
при секретаре Гордиевской С.С.,
с участием
старшего помощника прокурора г. Оленегорска Мазуниной Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Оленегорска Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 21» об устранении нарушений законодательства в области социальной защиты инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Оленегорска Мурманской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 21» (далее по тексту - МОУ ООШ № 21) об устранении нарушений законодательства в области социальной защиты инвалидов.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Оленегорска проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение инвалидам доступности социальной инфраструктуры в деятельности Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, в ходе которой в деятельности МОУ ООШ № 21, расположенного по адресам: Мурманская область, г.Оленегорск, ул.Парковая, д. 26 и ул.Парковая, д. 23 А, выявлены нарушения, ограничивающие права неопределенного круга лиц – слабовидящих граждан на получение информации о помещениях в здании и беспрепятственный доступ, а именно: отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне у входов в здания; отсутствует контрастная окраска первой и последней ступенек лестничных маршей либо тактильные предупредительные указатели, контрастные по цвету по отношению к прилегающим поверхностям пола, шириной 0,3 м, а также не окрашены ступени или поручни лестниц краской, светящейся в темноте (отсутствуют световые ленты). В связи с чем просит устранить указанные нарушения действующего законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мазунина Ж.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дала аналогичные пояснения, просила удовлетворить иск в полном объеме, не возражала против изменения срока устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2018 года.
Представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не прибыл, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому не оспаривает факт отсутствия в образовательном учреждении минимальных элементов доступности среды для слепых и слабовидящих граждан, при этом просит увеличить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2018 года ввиду отсутствия финансовых средств местного бюджета на 2017 год, а также ходатайствует о рассмотрении дела без своего участия.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – слабовидящих жителей муниципального образования город Оленегорск Мурманской области, в части получения образования, достоверной информации о деятельности и обеспечения беспрепятственного доступа в муниципальные учреждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск подан надлежащим лицом с целью устранения нарушений конституционных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека определено, что каждый человек имеет право на образование. При этом образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Право гражданина на образование - это право на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Кроме того, Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (письмо Минобразования от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6).
В данной Концепции отмечено, что каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьёй 15 указанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Таким образом, согласно действующему законодательству о социальной защите инвалидов в Российской Федерации все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. При этом образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и (или) лифтами.
Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Требования, предъявляемые к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях, закреплены также в Своде правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605. Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Согласно пункту 5.2.31 названного Свода правил, верхняя и нижняя ступени в каждом марше эвакуационных лестниц следует окрашивать в контрастный цвет или применять тактильные предупредительные указатели, контрастные по цвету по отношению к прилегающим поверхностям пола, шириной 0,3 м. Кромки ступеней и поручни лестниц на путях эвакуации должны быть окрашены краской, светящейся в темноте, или на них наклеены световые ленты.
Судом установлено, что прокуратурой города Оленегорска Мурманской области в период с 25.09.2017 по 29.09.2017 проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов при получении ими дошкольного образования, а также начального общего, основного общего и среднего общего образования выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, гарантирующего обеспечение инвалидам доступности социальной инфраструктуры, а именно: в зданиях Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 21» отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне у входов в здания, отсутствует контрастная окраска первой и последней ступенек лестничных маршей либо тактильные предупредительные указатели, контрастные по цвету по отношению к прилегающим поверхностям пола, шириной 0,3 м, а также не окрашены ступени или поручни лестниц краской, светящейся в темноте (отсутствуют световые ленты) (л.д. 9-10).
Указанные факты подтверждаются справкой о результатах осмотра здания учебного учреждения от 28.09.2017, а также данными, представленными Комитетом по образованию Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией. Так, из ответа Комитета следует, что перечисленные прокурором нарушения будут устранены в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (л.д. 9-10).
Доказательств, опровергающих результаты прокурорской проверки, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Таким образом, истцом представлены доказательства того, что ответчиком не обеспеченны условия для слабовидящих граждан и других маломобильных посетителей на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – муниципальному общеобразовательному учреждению.
На момент рассмотрения иска, выявленные нарушения не устранены.
Как следует из материалов дела, в том числе Устава учреждения, здание МОУ ООШ № 7 г. Оленегорска находится в муниципальной собственности и передано им в оперативное управление (л.д. 11-37).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, в том числе бюджетное, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, на ответчика возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры - образовательному учреждению.
При таких обстоятельства, оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения ограничивают права слепых и слабовидящих граждан на получение образования, информации о помещениях в здании и на беспрепятственный доступ, в связи с чем признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что организация и проведение необходимых работ по устранению выявленных нарушений требует значительных временных затрат и связано с необходимостью привлечения дополнительного финансирования, суд приходит к выводу, что заявленный сторонами срок – 01.09.2018, является обоснованным и разумным, находя его реальным для исполнения судебного акта.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, с учетом установленного п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размера государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Оленегорска Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 21» об устранении нарушений законодательства в области социальной защиты инвалидов – удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 21» в срок до 01 сентября 2018 года провести в зданиях, расположенных по адресам: Мурманская область, г.Оленегорск, ул.Парковая, д. 26 и ул.Парковая, д. 23 А, следующие действия:
- установить при входе в здания информационные вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- нанести контрастную окраску или применить тактильные предупредительные указатели на верхних и нижних ступеньках каждого марша эвакуационных лестниц;
- окрасить кромки ступеней или поручни лестниц на путях эвакуации светящейся в темноте краской или наклеить на них световые ленты.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 21» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей, с перечислением в бюджет муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.К. Барабанова