Решение по делу № 72-659/2020 от 19.06.2020

Судья: Михель А.А. дело № 72-659/2020 год

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2020 года жалобу Самарина С.М. на решение судьи Ивдельского городского округа Свердловской области от 29 мая 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № С05-/2020-17-1 от 15 апреля 2020 года Самарину С.М. за несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания по ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Должностным лицом, вынесшим постановление, установлено, что Самарин С.М., являясь директором Марсятского рудоуправления Акционерного общества «Серовский завод ферросплавов» (далее АО «СЗФ») при организации деятельности по сохранению водных биологических ресурсов допустил бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на охрану водных биологических ресурсов и среды их обитания, не проведении оценки воздействия и последствий негативного воздействия в месте сброса загрязняющих веществ в болото без названия и дальнейшим поступлением их в реку Сама.

По результатам рассмотрения жалобы Самарина С.М. решением судьи городского суда постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе Самарин С.М. ставит вопрос о незаконности состоявшихся решений и прекращении на основании этого производства по делу. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что должностным лицом при проведении проверки были допущены грубые нарушения, поскольку в приказе о проведении проверки не было указано место ее фактического проведения. Также заявитель указал, что Марсятское рудоуправление внедрением новых технологических процессов, оказывающих неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в 2019 году не осуществляло.

Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с требованиями ст. ст. 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производимая судьей оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Однако, указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела судьей в полной мере выполнены не были.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что в период с 10 по 17 марта 2020 года уполномоченным должностным лицом Федерального агентства по рыболовству была проведена плановая выездная проверка деятельности АО «СЗФ» по соблюдению им законодательства в области рыболовства, в ходе которой установлено, что Самарин С.М. не принял мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, направленных на охрану водных биологических ресурсов и среды их обитания - не осуществил оценку воздействия в месте сброса филиалом Марсятского рудоуправления загрязняющих веществ и последствия негативного воздействия по сбросу сточных вод на состояние водных биоресурсов.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Самарина С.М. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесении впоследующем постановления о назначении наказания.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 50 Закона №166-ФЗ от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Соответствующий порядок закреплен в Положении о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 (далее Положение № 380).

Согласно п. 2 Положения № 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:

б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в п.п. «б» п. 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных п. «в» - «з» настоящего Положения (п.5 Положения № 380).

Ответственность за несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания по ч.1 ст.8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 504-ФЗ.

Сведений о том, что Марсятское рудоуправление АО «СЗФ» осуществляет внедрение новых технологических процессов и предполагает вести иную деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, материалы дела не содержат.

Более того, согласно акта проверки № 9/20 от 17 марта 2020 года в 2019 году сброс сточных вод в рыбохозяйственный водный объект – реку Сама Марсятским рудоуправлением АО «СЗФ» не осуществлялся, то есть никакой деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания не производилось. Сам специалист Федерального агентства по рыболовству, как следует из акта, на место осуществления проверочных мероприятий - Марсятское рудоуправление не выезжал (л.д.61-65). Не имеется в материалах дела таких сведений и за 2020 год.

Кроме того, как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть изложены обстоятельства правонарушения, установленные при рассмотрении дела.

Аналогичные требования предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении.

По смыслу закона, описание правонарушения в указанных процессуальных документах должно соответствовать юридической квалификации и не содержать противоречий.

Вместе с тем, выводы должностного лица, изложенные в обжалуемом постановлении, относительно субъекта административной ответственности носят противоречивый характер. Так, из постановления следует, что действия по определению последствий негативного воздействия должны быть осуществлены филиалом АО «СЗФ» в лице его директора и одновременно самим обществом.

Привлекая Самарина С.М. к административной ответственности как должностное лицо, в чем именно выразилась его вина применительно к положениям ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, какие должностные обязанности он не исполнил либо исполнил ненадлежащим образом, как руководитель филиала, должностное лицо контролирующего органа, не установило.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования данных норм о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не соблюдены, обстоятельства, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены, доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не исследованы, надлежащая оценка им не дана. Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Самарин С.М. является субъектом вмененного ему административного правонарушения, не добыто, материалы дела таких доказательств не содержат.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах состоявшиеся в отношении Самарина С.М. постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № С05-/2020-17-1 от 15 апреля 2020 года, решение судьи Ивдельского городского округа Свердловской области от 29 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Самарина Сергея Михайловича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, жалобу – удовлетворить.

Судья: С.А. Вдовиченко

72-659/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Самарин Сергей Михайлович
Другие
Сильченко А.В.
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Вдовиченко Светлана Александровна
Статьи

8.48

Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
23.06.2020Материалы переданы в производство судье
28.07.2020Судебное заседание
28.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее