ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2016 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Петуховой Т.Э. при секретаре Непомнящей Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1136/16 по иску Прокурора Свердловского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройопт» об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» за 1,2,3 кварталы 2015 года и предоставить данные расчеты в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района г. Иркутска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Стройопт» об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» за 1,2,3 кварталы 2015 года и предоставить данные расчеты в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указано следующее. Прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства ООО « Стройопт».
Размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п.2 ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Из информации, представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 23.12.2015г. № 3/07-6884, следует, что ООО « Стройопт» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2015 года не представлен.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Стройопт» расчета такой платы и его представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области, своим бездействием, выразившимся в том, что ООО «Стройопт» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, общество нарушило интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», так как Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее возможное неправильное внесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность предоставления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также внесения данной платы.
Помощник прокурора Свердловского района г. Иркутска ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, повторив доводы иска, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Стройопт» в судебное заседание не явился о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, о причинах неявки суду не сообщил, письменный отзыв на исковое заявление суду не представил.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (далее – Управление Росприроднадзора по Иркутском области) ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований Прокурора Свердловского района г. Иркутска, полагая, что заявленные требования к ООО «Стройопт» законные, обоснованные и подлежащие удовлетворению, представил в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление, также подтвердил в судебном заседании, что на момент рассмотрения дела расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3-й квартал 2015 года в Управление Росприроднадзора по Иркутской области от ответчика не поступали.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Согласно ст.234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
С учетом мнения помощника прокурора Свердловского района г.Иркутска ФИО3, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав помощника прокурора Свердловского района г. Иркутска ФИО3, представителя Управления Росприроднадзора по Иркутском области) ФИО4, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из содержания искового заявления, прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства ООО «Стройопт».
Из представленной выписки из ЕГРЮЛ от <Дата обезличена> усматривается, что ООО «Стройопт», ИНН 3812152669, зарегистрировано в качестве юридического лица <Дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен>. Основным видом деятельности является оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Размещение отходов производства и потребления в соответствии с п.2 ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с п.1 ст.16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
На основании п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст.28 Федерального закона от <Дата обезличена> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от <Дата обезличена> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от <Дата обезличена> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов.
Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 344 утверждены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
Приказом Ростехнадзора от <Дата обезличена> N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» предусмотрено, что организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, оформляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от <Дата обезличена> <Номер обезличен> плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.
Указом Президента РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Приказом Ростехнадзора от 24.11.20105 <Номер обезличен> предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который осуществляется управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональными управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управления).
При государственном учете объектов негативного воздействия формируется реестр объектов негативного воздействия.
В соответствии с Постановлением Правительства от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 400, дополнено п.<Дата обезличена> о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно ст.ст.51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов.
Из приведенных норм следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного юридическим лицом расчета такой платы и его представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области.
Из информационного письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, судом установлено что ООО «Стройопт» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не представляет и не производит уплату указанной платы.
В Определении Конституционного суда РФ <Номер обезличен>-О от <Дата обезличена> указано следующее: «…Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.».
Невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика (Определение Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-Впр10-33).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что своим бездействием, выразившимся в том, что ООО «Стройопт» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, общество допустило нарушение интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», заключающееся в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «город Иркутск» могут недополучать суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов.
В связи с этим, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий.
Кроме того, суд также полагает, что бездействие ответчика по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, возможное неправильное внесение данной платы или ее невнесение, является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность предоставления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также внесения указанной платы.
Как указано, в соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, осуществляя размещение отходов производства и потребления, ООО «Стройопт» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, однако не производя при этом расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не представляя его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области, ООО «Стройопт» фактически препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.
Ответчик ООО «Стройопт» в соответствии со ст.56 ГПК РФ в материалы дела доказательства, опровергающие исковые требования, не представил.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что с ответчика в соответствующий бюджет по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере .... руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,233,234 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Стройопт» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2015 года по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», и предоставить данные расчеты в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Стройопт» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере .... руб.
Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г.Иркутска заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии настоящего решения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Председательствующий судья:
....
....
....
....
....