Дело № 2а-100/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 года п.Комсомольский
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Бадмаева Б.В.,
при секретаре судебного заседания Шимтиевой Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Артезианская средняя общеобразовательная школа имени ФИО2» физической охраной,
установил:
<адрес> Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в порядке ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму установлено, что в нарушение п.7 ч.1 ст.2, ст.5 Федерального закона №35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму», п.5 и 25 постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» МКОУ «Артезианская СОШ им. ФИО2», относящееся к 3 категории опасности, предъявляемым требованиям не соответствует, не обеспечено физической охраной частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Административный ответчик является учредителем данного образовательного учреждения. Просит возложить на ответчика исполнение обязанностей, направленных на устранение допущенных нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Помощник прокурора <адрес> Республики Калмыкия ФИО3, представитель заинтересованного лица – директор МКОУ «Артезианская СОШ им. ФИО2», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Вместе с тем в заявленном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик - представитель администрации <адрес> муниципального образования Республики ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление, в котором указала, что администрация ЧРМО РК признает административные исковые требования и просит определить срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку решение вопроса о финансировании антитеррористических мероприятий в системе образования требует значительных бюджетных расходов и проведения конкурсных процедур.
В силу ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона №35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Из содержания ст.5 указанного Федерального закона следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о местном самоуправлении) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района (п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона о местном самоуправлении).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений (п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона о местном самоуправлении).
Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения в п.13 указанных Требований установлены категории опасности объектов (территорий), в соответствии с подп.«в» которого к объектам (территориям) третьей категории опасности относятся объекты, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к иным предусмотренным мероприятиям, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подп. «б» п.25 приведенных Требований).
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> Республики Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. По результатам проверки установлено, что в образовательном учреждении МКОУ «Артезианская СОШ им.ФИО2» в нарушение требований антитеррористической защищенности отсутствует охрана специализированной охранной организацией. Тогда как в соответствии с паспортом безопасности МКОУ «Артезианская СОШ им.ФИО2», учредителем которого является администрация ЧРМО РК, образовательному учреждению присвоена третья категория опасности.
Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком.
Указанные фактические обстоятельства свидетельствуют о бездействии административного ответчика, выразившегося в нарушении законодательства в части необеспечения образовательного учреждения специализированной охраной.
Согласно п.32 вышеуказанных Требований контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям к их террористической защищенности.
При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными и обоснованными.
Не соглашается судебная коллегия и с доводами кассатора в части установления разумного срока для устранения имеющихся нарушений законодательства, поскольку ответчиками не представлены доказательства возможности их устранения (проведение капитального ремонта здания, создание прогулочного дворика) в кратчайшие сроки. Предоставление более длительных сроков, с учетом аварийности и пожарной небезопасности здания, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, создать реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ административный ответчик освобожден от судебных расходов по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Артезианская средняя общеобразовательная школа имени ФИО2» физической охраной удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в необеспечении Муниципального казенного образовательного учреждения «Артезианская средняя общеобразовательная школа имени ФИО2» физической охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать администрацию <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, обеспечив Муниципальное казенное образовательное учреждение «Артезианская средняя общеобразовательная школа имени ФИО2» физической охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать администрацию <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия в течение пяти рабочих дней со дня исполнения настоящего решения сообщить в Черноземельский районный суд Республики Калмыкия и прокурору <адрес> Республики Калмыкия об исполнении настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий подпись Б.В. Бадмаев
«КОПИЯ ВЕРНА» судья Б.В. Бадмаев