Решение по делу № 2-2702/2024 от 24.06.2024

УИД 61RS0019-01-2024-003634-82

Дело № 2-2702/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2024 года                                             г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи:                           Тюрина М.Г.,

при секретаре :                                                      Федоровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в интересах Попова Игоря Юрьевича, Рогачева Сергея Николаевича, к ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области, третье лицо: ФСИН России, ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России о понуждении к обеспечению осужденного техническими средствами реабилитации.

УСТАНОВИЛ :

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Ростовской прокуратурой по надзору за исправительных учреждениях Ростовской области проведена проверка уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения лиц, отбывающих уголовное наказание, а также реализации прав осужденных на оказание медицинской помощи, в том числе по вопросу обеспечения инвалидов I-III групп техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства в деятельности ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области (далее - ИК-14), расположенном по адресу: 346414, <адрес>.

В нарушение ст. 101 УИК РФ, ст. 9 и 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) осужденные осужденный Попов Игорь Юрьевич, <дата> года рождения, <данные изъяты> предусмотренной программой реабилитации от <дата>; осужденный Рогачев Сергей Николаевич, <дата> года рождения, <данные изъяты>, предусмотренными программой его реабилитации от <дата>.

Таким образом, сотрудниками администрации ИК-14 вопреки требованиям ч. 7 ст. 101 УИК РФ, ст. 13 Закона Российской Федерации № 5473-1 от 21.07.1991 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ и п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 07.04.2008, мер к социальной поддержки инвалидов в целях полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности на протяжении длительного времени не принимается, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении указанных выше осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительном учреждении, не созданы.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В ходе проверки в мае текущего года Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в адрес начальника ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области <дата> внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства , по результатам рассмотрения которого администрацией ИК-14 представлен ответ от <дата> (далее - Ответ). Изучением Ответа установлено, что учреждением принимаются меры по обеспечению инвалидов, содержащихся в учреждении техническими средствами реабилитации, вместе с тем, по состоянию на <дата> обеспечить в соответствии с ИПРА инвалидов Попова И.Ю., Карпеева О.Н., Рогачева С.Н. не представляется возможным.

Настоящее исковое заявление предъявлено в защиту нарушенных социальных прав осужденных Попова И.Ю., Карпеева О.Н., Рогачева JC.H., на своевременное и в полном объеме получение гарантированных государством технических средств реабилитации за счет ФКУ ИК-14 ГУФИСН России по Ростовской области.

С учетом уточнения просил суд обязать ФКУ МК 14 ГУФСИН России по Ростовской области (ИНН 6150026739) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов:

-    Попова Игоря Юрьевича, <дата> года рождения, являющегося <данные изъяты> предусмотренным программой реабилитации от <дата>;

-    Рогачева Сергея Николаевича, <дата> года рождения, <данные изъяты>, предусмотренными программой его реабилитации от <дата> года.

Помощник прокурора г. Новочеркасска Букша Е.В в судебном заседании просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области ФКУ ИК-14– Щипанова Е.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представителем ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России по Ростовской области Лемешева Е.А возражала против удовлетворения исковых требований..

Изучив материалы дела, выслушав позиции сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. На основании ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15, 90 и 115 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы. Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

ИК-14 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 2.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> (далее - Устав), предметом и целями деятельности учреждения является, в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу подпунктов 2.5.1, 2.5.2 Устава для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, их материально-бытовое обеспечение, а также в соответствии с положениями устава учреждение обеспечивает привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний (далее -Положение). Согласно п. 1 и п. 4 Положения, Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и Положением.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, исправительные учреждения, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Статья 99 УИК РФ регламентирует право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания.

Таким образом, исправительные учреждения, в том числе расположенные на территории Ростовской области, обязаны в своей деятельности руководствоваться требованиями правовых актов, указанных выше государственных органов.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона № 181 -ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. 2, 3 ст. 9 Закона № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации (далее - TCP).

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ TCP предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно ст. 11 Закона № 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов TCP).

Согласно абз. 1 п. 2, п.п. «а» п. 3, абз. 1 п. 4 Правил обеспечения инвалидов TCP в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с ч. 1 ст. 101 УПК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110.

В соответствии с ч. 7 ст. 101 УИК РФ обеспечение условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения осуществляется на основании Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденного Приказом Минюста России от 22.09.2015 № 222 (далее - Порядок).

Согласно названного Порядка обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации осужденных возложено на администрацию исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание.

Из материалов дела следует, что Ростовской прокуратурой по надзору за исправительных учреждениях Ростовской области проведена проверка уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения лиц, отбывающих уголовное наказание, а также реализации прав осужденных на оказание медицинской помощи, в том числе по вопросу обеспечения инвалидов I-III групп техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства в деятельности ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области (далее - ИК-14), расположенном по адресу: 346414, <адрес>.

Учреждение ИК-14 зарегистрировано и состоит на учете в налоговом органе МИФНС России № 13 по Ростовской области, ИНН 6150026739, ОГРН 1026102218273, КПП 615001001.

Судом установлено, что в нарушение ст. 101 УИК РФ, ст. 9 и 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) осужденные осужденный Попов Игорь Юрьевич, <дата> года рождения, <данные изъяты>, предусмотренной программой реабилитации от <дата>; осужденный Рогачев Сергей Николаевич, <дата> года рождения, <данные изъяты>, предусмотренными программой его реабилитации от <дата>.

Таким образом, сотрудниками администрации ИК-14 вопреки требованиям ч. 7 ст. 101 УИК РФ, ст. 13 Закона Российской Федерации № 5473-1 от 21.07.1991 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ и п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 07.04.2008, мер к социальной поддержки инвалидов в целях полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности на протяжении длительного времени не принимается, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении указанных выше осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительном учреждении, не созданы.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В ходе проверки в мае текущего года Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в адрес начальника ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области <дата> внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства , по результатам рассмотрения которого администрацией ИК-14 представлен ответ от <дата> (далее - Ответ).

Изучением Ответа установлено, что учреждением принимаются меры по обеспечению инвалидов, содержащихся в учреждении техническими средствами реабилитации, вместе с тем, по состоянию на <дата> обеспечить в соответствии с ИПРА инвалидов Попова И.Ю., Рогачева С.Н. не представляется возможным.

Согласно Уставу ИК-14, является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация.

В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Таким образом, обеспечение соблюдения требований законодательства требующих финансовых затрат, должно быть произведено за счет средств ИК-14.

Руководствуясь ст. 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в интересах Попова Игоря Юрьевича, Рогачева Сергея Николаевича, к ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области, о понуждении к обеспечению осужденного техническими средствами реабилитации.– удовлетворить.

Обязать ФКУ МК 14 ГУФСИН России по Ростовской области (ИНН 6150026739) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов:

-    Попова Игоря Юрьевича, <дата> года рождения, являющегося <данные изъяты>, предусмотренным программой реабилитации от <дата>;

-    Рогачева Сергея Николаевича, <дата> года рождения, являющегося <данные изъяты>, предусмотренными программой его реабилитации от <дата>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                              М.Г. Тюрин

Решение в окончательной форме будет изготовлено 14 октября 2024 года.

2-2702/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Игорь Юрьевич
Рогачев Сергей Николаевич
Карпеев Олег Николаевич
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в иправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО
Другие
ГУФСИН России по Ростовской области
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России
Суд
Новочеркасский городской суд Ростовской области
Судья
Тюрин Максим Григорьевич
Дело на странице суда
novocherkassky.ros.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2024Судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024Дело оформлено
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее