Решение по делу № 2-1378/2017 от 16.03.2017

дело № 2-1378/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 ноября 2017 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего                  - судьи Гавуры О.В.,

при секретаре судебного заседания -          ФИО3,

с участием:

представителя истца                           -          ФИО4,

представителя ПК «ЖСКИЗ «Суздальская гора» - ФИО5,

ответчика                                            -           ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к ФИО1, Потребительскому кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Суздальская гора» третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Правительство Севастополя, Федеральное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей - заповедник «Херсонес Таврический» о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок и истребовании имущества из чужого незаконного владения,

у с т а н о в и л:

В марте 2017 года Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с исковым заявлением к ФИО1 о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок и истребовании имущества из чужого незаконного владения земельный участок, общей площадью 0,0596 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый , ранее присвоенный кадастровый , истребовании участка в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО1 и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах указанного земельного участка.

Требования иска мотивированы тем, что право собственности ФИО1 на спорный земельный участок возникло на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации Совета -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанное распоряжение председателя Севастопольской городской государственной администрации                         -р от ДД.ММ.ГГГГ не издавалось, а согласно данных ГКУ «Архив города Севастополя» распоряжение с такими данными имеет следующее название «О предоставлении обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Александрия» разрешения на разработку комплексного проекта землеустройства по размещению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки».

Также в иске указывается на нарушения порядка получения согласия на разработку технической документации по отводу земельного участка и её утверждения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчика привлечен ПК «ЖСТИЗ «Суздальская гора», поскольку ответчик ФИО1 распорядился принадлежащим ему недвижимым имуществом и путем внесения в качестве паевого взноса в ПК «ЖСТИЗ «Суздальская гора».

В судебном заседании представитель истца ФИО4 требования иска поддержал по основаниям приведенных выше нарушений земельного законодательства, свидетельствующих о незаконности приобретения в собственность ответчиком в порядке приватизации земельного участка.

Ответчик ФИО1 признал исковые требования, которые в силу ст.173 ГПК Российской Федерации приняты судом.

    Представитель соответчика ПК «ЖСТИЗ «Суздальская гора» ФИО5, возражал против удовлетворения иска, пояснил, что право собственности ФИО6 возникло в установленном порядке на основании распоряжения уполномоченного органа, зарегистрировано в государственном реестре, и он имел право распоряжаться принадлежащим недвижимым имуществом, в том числе и путем внесения в качестве паевого взноса. Потребительский кооператив является добросовестным приобретателем спорного участка. Также обратил внимание на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок входит в состав земель историко-культурного назначения. Заявил о пропуске срока исковой давности на обращение в суд по заявленным департаментом требованиям.

Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном порядке, своих представителей в суд не направили и причинах неявки не известило. Представитель Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя ФИО7 в предварительном судебном заседании считал обоснованными заявленные требования о признании недействительным государственного акта о праве собственности на землю. При этом указал на то обстоятельство, что на момент предоставления земельного участка в частную собственность он находился в пределах земель особо охраняемых территорий, в частности историко-культурного назначения Национального заповедника «Херсонес Таврический», что исключало их передачу в частную собственность.

Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя и Федеральное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей - заповедник «Херсонес Таврический» о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, своих представителей в суд не направили и причинах неявки не известили.

    В связи с чем, в силу положений ч. 2 и 3 ст. 113 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений содержащихся в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», неявка ответчика ФИО1 и других лиц не препятствует рассмотрению дела.

    Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от                                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.

В соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в частности, на земли историко-культурного назначения.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, историко-культурного назначения, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны культурного наследия. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

Из представленных в суд материалов усматривается, что согласно научного заключения Национального заповедника «Херсонес Таврический» от ДД.ММ.ГГГГ по проекту землеустройства, а также научного заключения отдела Государственной службы охраны культурного наследия Управления культуры и туризма СГГА от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что спорный земельный участок расположен в зоне охраны археологического культурного слоя, граничащего с охранной зоной памятника археологии Усадьба (гос. учетный номер ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ). данными действиями по выделению спорного земельного участка в собственность гражданам нарушаются требования ст. 180 Земельного кодекса Украины.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы истца о нарушении правил зонирования территории в пределах населенных пунктов.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

Согласно положениям статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ гражданам-членам ПК «ЖСТИЗ «Суздальская гора» переданы в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) в районе проспекта Античный.

Однако проведенной проверкой установлено, что данное распоряжение Севастопольской городской государственной администрацией в отношении ПК «ЖСТИЗ «Суздальская гора» не издавалось. Согласно информации ГКУ «Архив города Севастополя» на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ принималось решение «О предоставлении обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Александрия» разрешения на разработку комплексного проекта землеустройства по размещению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки».

Указанное распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ отменено распоряжением председателя Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения председателя городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р» на основании протеста прокуратуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исх-10.

Также с материалов дела следует, что согласно Государственному акту серии ЯИ от 01.03.2010г., право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, участок , кадастровый , целевое назначение – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) зарегистрировано за ФИО1

Согласно данным Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, который ведется на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ и включает в себя сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые велись на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержатся сведения о постановке земельного участка на кадастровый учет с кадастровым номером: 91:02:001002:6954 (ранее присвоенный кадастровый ), расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>, земельный участок , площадью 596 кв.м.

Кроме того, в материалах дела имеется техническая документация по землеустройству на указанный земельный участок, из материалов которой следует, что согласно распоряжения Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество «Группа Орион» на разработку проекта землеустройства по отведению и передаче в собственность земельного участка по проспекту Античный в г. Севастополе с отнесением их к землям жилой и общественной застройки» обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество «Группа Орион» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению и передаче бесплатно в собственность земельного участка для строительства и обслуживания комплекса объектов жилой и общественной застройки по проспекту Античный в г. Севастополе ориентировочной площадью 6,9 га.

Также в материалах технической документации имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельного участка с установлением границ и площади в натуре (на местности) общей площадью 6,2617 га по проспекту Античный в г. Севастополе, передаче Обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество «Группа Орион» в собственность этой части земельного участка для строительства и обслуживания объектов жилого и общественного назначения и передачу в собственность членам кооператива приусадебных земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений с отнесением этих участков к категории земель жилого и общественного назначения», которым утвержден комплексный проект землеустройства по отведению земельного участка общей площадью 6,2617 га по проспекту Античный в г. Севастополе.

Этим же распоряжением передана в собственность обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество «Группа Орион» указанный земельный участок, а также принято решение о передаче в границах норм бесплатной приватизации в собственность членам указанного кооператива земельных участков для строительства жилых домов и хозяйственных построек.

Указанным распоряжением переданы в частную собственность гражданам Украины – членам ОК «ЖСТ «Группа Орион», земельные участки в пределах их бесплатной приватизации, общей площадью 6,2617 га для строительства индивидуальных жилых домов (согласно приложения).

Членами данного кооператива (всего 30 человек, согласно приложения к распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ), в том числе и ответчиком                ФИО8, получены свидетельства о праве собственности на земельные участки, общей площадью 6,2617 га, которые расположены по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Из содержания ответов ГКУ «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ /з усматривается, что в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «О даче согласия обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Александрия» разрешения на разработку комплексного проекта землеустройства по размещению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки».

Кроме того, в документах архивного фонда за 2010 год имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об отмене распоряжения главы городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р».

Также из указанного ответа установлено, что документов о передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСК «Группа Орион», обращений, направленных в Севастопольскую городскую государственную администрацию обслуживающим кооперативом «ЖСК «Группа Орион» и/или его гражданами-членами, с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, не имеется.

Данное обстоятельство подтверждается также предоставленными представителем истца копий перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации по основной деятельности за январь-декабрь 2010 года.

Таким образом, суд находит обоснованными основания заявленных требований иска Департамента об отсутствии решения уполномоченного в соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины о предоставлении ответчику ФИО1 в собственность спорного земельного участка, и выбытии земельного участка из государственной собственности, поскольку установлено, что разрешений на разработку технической документации по установлению границ спорного участка ответчику фактически не предоставлялось, распоряжений об утверждении разработанной технической документации спорного земельного участка и предоставления его в собственность, не принималось.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

17 марта 2014 года Севастопольским городским Советом принято Решение № 7156 «О статусе города-героя Севастополя», пунктом 6 которого установлено, что собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 34 Устава города Севастополя, Правительство города Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 35, п. 7 ст. 27 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30.04.2014 года «О Правительстве Севастополя», Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя.

В соответствии со статьей 34 Закона города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС «Устав города Севастополя» Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений части 3 статьи 23 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 16.06.2015 № 521-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты права, одним из которых также является истребование имущества из незаконного владения.

Исходя из изложенного, что все земли в пределах территориальных границ города Севастополя являются государственной собственностью города, суд приходит к выводу, что истец, выступая в защиту интересов города федерального значения Севастополя, наделен полномочиями истребования земельных участков с незаконного владения, в том числе и правом на истребование имущества у добросовестного приобретателя.

Принимая во внимание, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность ответчика ФИО1 вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что земельный участок в силу положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит истребованию из владения ответчика с исключением сведений о его границах из Единого государственного реестра недвижимости. Решение суда является основанием для исключения сведений о его границах из Единого государственного реестра недвижимости.

Из материалов дела усматривается, что о нарушении прав государственной собственности на землю Департаменту стало известно согласно письму государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. Настоящий иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, обращение в суд с настоящим иском соответствует срокам исковой давности, установленным предписаниями ст. ст. 196, 200 ГК РФ.

В рассматриваемом случае право государственной собственности на землю защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения.

В порядке ст. 103, 98, 91 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы по делу в размере 300,00 руб., исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на бесплатную приватизацию земли.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

    Признать недействительным Государственный акт серии ЯИ от 01.03.2010г., выданный на имя ФИО1 на право собственности на земельный участок общей площадью 596 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, .

    Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО1 земельный участок площадью 0,0596 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , кадастровый , ранее присвоенный кадастровый .

    Решение суда является основанием для исключения из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , кадастровый , ранее присвоенный кадастровый , целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета судебные расходы в размере 300,00 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированное решение суда составлено 27.11.2017 года.

Председательствующий по делу

судья                                                            /подпись/                             О.В.Гавура

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                              О.В.Гавура

2-1378/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Потребительский кооператив «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Суздальская гора»
Пронин А.А.
Другие
Правительство Севастополя
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
ГИА МЗ "Херсонес Таврический"
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2017Предварительное судебное заседание
16.05.2017Судебное заседание
14.06.2017Судебное заседание
12.07.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
10.10.2017Судебное заседание
22.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее