Дело № 2-3216/2023
УИД 75RS0001-02-2023-003240-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2023 года г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича,4
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Иванец С.В.,
при секретаре судебного заседания Смолиной Ю.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Читинской таможне о признании решения незаконным, понуждении к действиям,
установил:
ФИО1 обратился в суд, просит признать незаконным решение комиссии Читинской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Читинской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденное протоколом № 1 от 27.01.2023;обязать комиссию Читинской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Читинской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на 15.05.2015.
Свои требования мотивирует следующим. 14.03.2022 он назначен в порядке перевода по службе на должность начальника Читинской таможни, с освобождением от должности начальника Хабаровской таможни (приказ ФТС России от 02.03.2022 № 399-К).
В период замещения должности начальника Хабаровской таможни, 15.12.2015 он был поставлен комиссией Хабаровской таможни на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с протоколом заседания комиссии Хабаровской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, единовременной социальной выплаты от 18.12.2015 №11.
В связи с переводом на должность начальника Читинской таможни, его учетное дело № 10703000/181215/8 было направлено Хабаровской таможней в Читинскую таможню для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.
15.08.2022 им было подано заявление и представлен пакет документов в комиссию Читинской таможни для постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты по дате первоначальной постановки на учет - 15.12.2015.
20.09.2022 комиссией Читинской таможни было принято решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по дате постановки его на учет по предыдущему месту прохождения службы - 15.12.2015, о чем он был ознакомлен 17.10.2022 (протокол № 3 от 20.09.2022).
27.01.2023 комиссией Читинской таможни принято решение об изменении даты постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Комиссия Читинской таможни изменила дату постановки на учет 15.12.2015 на дату 23.11.2017, посчитав, что им и членами его семьи 22.11.2012 совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и на момент постановки комиссией Хабаровской таможни на учет 15.12.2015 не истекло 5 лет. В связи с чем, номер очереди изменился с № 1 на № 3. С выпиской из протокола № 1 от 27.01.2023 я был ознакомлен 30.01.2023.
Считает, что решение комиссии Читинской таможни, утвержденное протоколом № 1 от 27.01.2023, является незаконным, поскольку принято в отсутствие полномочий на дату изменения постановки на учет и не соответствуют Правилам предоставления единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании представитель истца – ФИО4 просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Представила дополнительные пояснения.
Представитель Читинской таможни ФИО5 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представив возражения в письменном виде.
Третье лицо – Хабаровская таможня извещалась о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников таможенных органов жилимы помещениями, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ решением комиссии Хабаровской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - комиссия Хабаровской таможни) истец ФИО1 15.12.2015 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты как лицо, не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (протокол комиссии Хабаровской таможни от 18.12.2015 № 11).
На дату перевода из Хабаровской таможни (13.03.2022) порядковый номер в очереди на получение единовременной социальной выплаты - № 3.
В связи с переводом по службе (приказ ФТС России от 02.03.2022 № 399-К) ФИО1 15.08.2022 было подано заявление в комиссию Читинской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - комиссия Читинской таможни) с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты по дате первоначальной постановки на учет - 15.12.2015.
В соответствии с протоколом заседания комиссии Читинской таможни от 20.09.2022 № 3, на основании пункта 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения российской федерации, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах российской федерации (далее -Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 (далее - постановление №369), принято решение о постановке на учет в Читинской таможне ФИО1 для получения единовременной социальной выплаты с даты принятия его на учет по предыдущему месту прохождения службы - 15.12.2015, порядковый номер в очереди на получение единовременной социальной выплаты - № 1.
В соответствии с протоколом от 27.01.2023 №1 комиссией Читинской таможни в соответствии с пунктом 12 Правил, частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283 принято решение об изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты ФИО1 Дата постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты - 23.11.2017, порядковый номер в очереди на получение единовременной социальной выплаты-№3.
Истец не согласен с решением комиссии Читинской таможни, изложенным в протоколе от 27.01.2023 № 1, считает его незаконным.
Между тем, суд полагает что решение, оформленное протоколом комиссии Читинской таможни от 27.01.2023 № 1, законно и обосновано, и не подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом № 283-ФЗ.
Пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относит, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
В силу положений Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11).
Если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
В пункте 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ указано, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно фактическим обстоятельствам дела с 10.03.2000 по 17.07.2012 ФИО1, супруга - ФИО6, сын - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., были зарегистрированы в 3-х комнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 62,9 <адрес>., которая была приобретена Амурской таможней за счет средств бюджетного финансирования (договор купли от ДД.ММ.ГГГГ №) и передана в пользование по договору социального найма ФИО1 и членам его семьи.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 18.12.2009 ФИО1 приватизировал данную квартиру, с оформлением права общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве, на себя, супругу и дочь. Квартира была продана 22.11.2012.
Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 14.09.2022 № по адресу: <адрес> справкой (выписка из поквартирной карточки) от 03.12.2015, выданной МУП «Единый расчетно-кассовый центр <адрес>», предоставленной ФИО1
Принятие решений о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, об отказе в постановке на указанный учет, о снятии с учета согласно положениям постановления № 369, приказа ФТС России от 18.06.2013 №1111 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» относится к компетенции созданных в таможенных органах комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты.
При решении вопроса о постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты комиссия на основании документов, представленных сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, проверяет наличие условий, необходимых для постановки на учет, наличие установленной общей продолжительности государственной службы и наличие в письмах соответствующих государственных органов и учреждений информации о том, что сотрудник, члены семей и гражданин, уволенный со службы в таможенных органах, не получали единовременную социальную выплату.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 692-0 указано на допустимость учета в качестве ограничений при постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях умышленных действий граждан, совершенных с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Более того, закрепленное в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, распространяется на соответствующую категорию государственных служащих независимо от времени отчуждения ими жилого помещения. Подобное правовое регулирование, согласующееся с конституционным принципом равенства прав граждан, и зависящее от ряда социально-экономических факторов, включая имеющиеся у государства финансовые возможности, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета. Вопрос применения ограничений, установленных частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, при постановке гражданина на учет для получения единовременной социальной выплаты рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в свете применения положений Федерального закона № 283-ФЗ к. ранее возникшим правоотношениям и не ставится в зависимость от наличия умысла в совершенных действиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №2142-0, от 27.03.2018 №692-0, от 28.05.2020 №1173-0, от 27.10.2022 № 2803-О и другие).
Также, выводы о применении части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона № 283-ФЗ, поддержаны Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.07.2015 №3-КГ15-7, в котором указано на необходимость применения ограничения предоставления гарантий в жилищной сфере в случае совершения сотрудником (членами его семьи) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, независимо от времени отчуждения жилого помещения. Таким образом, с учетом совокупности норм права, а также положений приведенных определений Конституционного Суда Российской Федерации комиссией Хабаровской таможни в протоколе от 18.12.2015 № 11, комиссией Читинской таможни от 20.09.2022 № 3 при рассмотрении вопроса о постановке ФИО1 и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты не учтено, что Истцом и членами его семьи 22.11.2012 совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий (продажа 3-х комнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 62,9 кв.м.) и на момент постановки комиссией Хабаровской таможни на учет для получения единовременной социальной выплаты (15.12.2015) не истек пятилетний срок, установленный частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ. В свою очередь, срок, установленный частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, в рассматриваемом случае истекает - 22.11.2017.
Более того, пренебрегая положениями Конституции Российской Федерации, жилищного законодательства, а также норм, регулирующих предоставление единовременной социальной выплаты, постановка Истца на учет с 15.12.2015 является нарушением прав иных сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, состоящих на учете в таможенном органе для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, ссылка ФИО1 в исковом заявлении на то, что согласно общему правилу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, которые возникли после его введения в действие, следовательно, часть 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ в отношении Истца не может быть применена, несостоятельна, так как не соответствует нормам, регулирующим данные правоотношения.
Более того, при изменении даты постановки на учет ФИО1 на 22.11.2017 права Истца также соблюдены, так как в случае снятия последнего с учета это имело бы для ФИО1 наиболее неблагоприятные последствия.
На текущий момент на учете в Читинской таможне для получения единовременной социальной выплаты под номером 1 состоит сотрудник, дата постановки на учет которого - 20.12. 2016, под номером 2 - 03.03.2017. Истец, согласно протоколу от комиссии Читинской таможни от 27.01.2023 № 1 поставлен на учет с 23.11.2017, порядковый номер 3.
С учетом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлтеворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.07.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░