Решение по делу № 33-2468/2024 от 28.02.2024

Судья Кутенев Л.С.                       В окончательной форме изготовлено 26 апреля 2024 года

Дело № 33-2468/2024

УИД 76RS0015-01-2023-002825-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Задворновой Т.Д.

судей Суринова М.Ю., Фокиной Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

       19 апреля 2024 года

    гражданское дело по апелляционной жалобе Ткачева КВ, действующего в своих интересах и в интересах Ткачева ФК, Трофимовой МВ, Кощеевой (Савиновой) АЮ, Ледневой ИВ, Колобковой АВ, на решение Ленинского районного суда г.Ярославля от 30 ноября 2023 года, которым постановлено:

           «исковые требования Ткачева ФК, паспорт <данные изъяты> Ткачева КВ, паспорт <данные изъяты>, Трофимовой МВ, паспорт <данные изъяты>, Кощеевой АЮ, паспорт <данные изъяты>, Ледневой ИВ, паспорт <данные изъяты>, Колобковой АВ, паспорт <данные изъяты>, к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, ИНН <данные изъяты>, о признании сделки недействительной в части, применении последствий недействительности сделки оставить без удовлетворения».

            Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия

установила:

Ткачев Ф.К., Ткачев К.В., Трофимова М.В., Кощеева (Савинова) А.Ю., Зеленин Д.М., Леднева И.В., Колобкова А.В., Антипкин Ю.Н. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, просили признать недействительными с 1 марта 2015 года п. 2.4.1 и с 25 октября 2018 года п. 2.5 Устава МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, как несоответствующими закону.

В обоснование исковых требований указано, что 29 сентября 2015 года администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области заключены договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:

- с Ткачевым К.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2054 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Рютневский <адрес>; - с Ткачевым Ф.К. договор аренды земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 1712 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, - с Трофимовой М.В. договор аренды земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 1924 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, - с Савиновой А.Ю. договор аренды земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 2356 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, - с Зелениным Д.М. договор аренды земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1983 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, - с Ледневой И.В. договор аренды земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 1864 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, - с Колобковой А.В. договор аренды земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 2247 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

- с Антипкиным Ю.Н. договор аренды земельного участка, с кадастровым номером общей площадью 2282 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>

Указанные договоры аренды заключены сроком на 20 лет и прошли государственную регистрацию. МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» в судебном порядке предъявило требования о взыскании с истцов арендной платы.

Истцы полагают, что Устав казенного учреждения «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» по своей природе является сделкой, порождающей установление, изменение или прекращение для лиц, вступающих в правоотношения с МКУ, прав и обязанностей. В отсутствие прямого указания федерального закона органы местного самоуправления не вправе делегировать государственные полномочия другим органам власти. В связи с чем п. 2.4.1 и п. 2.5 Устава МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствуют Федеральному закону от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлению Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года № 710-п (в ред. постановления Правительства Ярославской области от 07.07.2015 г. № 734-п) «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» в части передачи МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» полномочий «арендодателя» органа местного самоуправления районного уровня в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в границах Ярославского муниципального района; и не соответствуют нормативному правовому акту органа местного самоуправления - постановлению администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 2 февраля 2011 года № 375 «Об изменении типа муниципальных учреждений ЯМР и о порядке осуществления органами администрации ЯМР полномочий учредителя муниципального учреждения».

Определением Ленинского районного суда г.Ярославля от 30 ноября 2023 года производство по делу по иску Зеленина Д.М. к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании сделки недействительной в части, применении последствий недействительности сделки прекращено, в связи с отказом истца Зеленина Д.М. от исковых требований.

Определением Ленинского районного суда г. Ярославля от 30 ноября 2023 года исковые требования Антипкина Ю.Н. к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании сделки недействительной в части, применении последствий недействительности сделки оставлены без рассмотрения.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Ткачев К.В., действующий в своих интересах и в интересах Ткачева Ф.К., Трофимовой М.В., Кощеевой (Савиновой) А.Ю., Ледневой И.В., Колобковой А.В. на основании доверенностей.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

    Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав Ткачева К.В. в поддержание доводов жалобы, представителя МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» по доверенности Зубрилова И.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба оснований к отмене решения суда не содержит и удовлетворению не подлежит.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Устав МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» не является сделкой и не может быть признан недействительным по правилам ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Передача администрацией Ярославского муниципального района МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» полномочий «арендодателя» земельных участков, расположенных в границах муниципального района, прав истцов не нарушает.

С указанными выводами суда, а также мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, находит их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и закону.

Как следует из материалов дела, истцы на основании договоров аренды земельных участков, заключенных с администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 сентября 2015 года, являются арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в <адрес>, <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 года) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

    Ранее (на момент заключения истцами договоров аренды) указанные полномочия осуществлялись органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

    Постановлением главы Ярославского муниципального района от 23 декабря 2008 года № 3562 создано муниципальное учреждение «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», утвержден его Устав.

    Постановлением администрации Ярославского муниципального района от 18 июля 2011 года утвержден Устав муниципального казенного учреждения «Центр земельных ресурсов» в новой редакции.

    В соответствии с п.1.2 Устава функции и полномочия учредителя казенного учреждения осуществляет администрация Ярославского муниципального района.

    В соответствии с п.2.3 Устава основной целью деятельности учреждения является оказание содействия в деятельности органов местного самоуправления Ярославского муниципального района по решению вопросов местного значения Ярославского муниципального района и оказание услуг физическим и юридическим лицам на территории Ярославского муниципального района.

    Для достижения указанной цели казенное учреждение осуществляет следующие виды деятельности, в том числе осуществление полномочий «Арендодателя» земельных участков в границах Ярославского муниципального района (п.2.4.1 Устава).

    Постановлением администрации Ярославского муниципального района от 25 октября 2018 года № 2272 внесены изменения в Устав муниципального казенного учреждения «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района».

    Названным постановлением п.2.5 Устава дополнен абзацем следующего содержания: «предоставление в аренду земельных участков находящихся в муниципальной собственности, собственная собственность на которые не разграничена».

    Ссылаясь на отсутствие у администрации Ярославского муниципального района правовых оснований для передачи отдельных государственных полномочий, в частности, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, муниципальному учреждению, истцы обратились с настоящим иском в суд о признании недействительными п.2.41 и п.2.5 Устава МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района».

    Указанные доводы приведены и в апелляционной жалобе истцов.

    Судебная коллегия с данными доводами не соглашается в связи со следующим.

    В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями, в том числе создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

    Согласно п.5 ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Понятие казенного учреждения содержится в ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласной которой казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

           Как предусмотрено ст.50 Устава Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденного решением муниципального Совета Ярославского муниципального района от 22 октября 2020 года № 66 администрация Ярославского муниципального района решает вопросы местного значения и осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Ярославского муниципального района федеральными законами и законами Ярославской области.

               В силу ст.15 Устава Ярославского муниципального района Ярославской области, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Ярославского муниципального района обладают полномочием по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

               Как указывалось выше, МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» является муниципальным казенным учреждением, функции и полномочия учредителя казенного учреждения осуществляет администрация Ярославского муниципального района. Предметом деятельности казенного учреждения является выполнение работ (оказание услуг, исполнение муниципальных функций) в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере земельных отношений в соответствии с действующим законодательством (п. 2.2 Устава МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» в редакции от 18 июля 2011 года).

               Пунктом 2.3 Устава МКУ также предусмотрено, что основной целью деятельности казенного учреждения является оказание содействия в деятельности органов местного самоуправления Ярославского муниципального района по решению вопросов местного значения Ярославского муниципального района и оказание услуг физическим и юридическим лицам на территории Ярославского муниципального района.

    Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что        учреждение создано для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления - администрации Ярославского муниципального района в пределах компетенции, предоставленной Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом органа местного самоуправления.

    Утверждение устава казенного учреждения постановлением администрации Ярославского муниципального района при согласовании с комитетом по управлению муниципальным имуществом Ярославского муниципального района соответствует положениям ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которой утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

           Относительно доводов апелляционной жалобы о том, что Устав МКУ «Центра земельных ресурсов Ярославского муниципального района» по своей правовой природе является сделкой, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

                Согласно ст.14 Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительным документом некоммерческой организации является устав, который утверждается ее учредителями (участниками, членами, собственниками имущества), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

                Согласно п.1.6 Устава МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» устав, а также изменения, вносимые в устав казенного учреждения, утверждается учредителем по согласованию с комитетов и правовым отделом администрации Ярославского муниципального района.

                Устав определяет цели, предмет, виды деятельности казенного учреждения, компетенцию учредителя, компетенцию и обязанности руководителя учреждения,    правовую природу имущества и финансов учреждения.

                Какие-либо обязанности третьих лиц, в том числе истцов, Устав не определяет.

    Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что Устав МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» не является сделкой, под которой в силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, в связи с чем отдельные пункты Устава не могут быть признаны недействительными по правилам статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленными для сделок.

       Ссылка в жалобе на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года по делу N А65-3053/2019,

в данном случае не может быть принята во внимание, поскольку судебный акт принят по другому делу и не может являться основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку содержащиеся в нем выводы сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.

    Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого судом решения, судебной коллегией не установлено.

По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ярославля от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткачева КА, действующего в своих интересах и в интересах Ткачева ФК, Трофимовой МВ, Кощеевой (Савиновой) АЮ, Ледневой ИВ, Колобковой АВ, - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2468/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткачев КВ
Трофимова МВ
Кощеева АЮ
Ткачев ФК
Леднева ИВ
Колобкова АВ
Ответчики
Адм. Ярославского МР
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Задворнова Татьяна Дмитриевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
28.02.2024Передача дела судье
29.03.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Передано в экспедицию
19.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее